Цель урока – научиться рассчитывать параметры баллистического движения с помощью калькулятора CASIO CLASSWIZ, работая в программе “Измеритель”.
Задачи урока:
Образовательные:
- Вспомнить особенности данного движения и его основные характеристики.
- Показать универсальность законов применяемых при решении задач, составить алгоритм решения задач по данной теме.
- Использовать современные ЭОР (программа “Измеритель”) для решения поставленной задачи.
- Выполнить расчет основных характеристик движения, используя, калькулятор CASIO CLASSWIZ.
Воспитательные:
- Воспитывать организованность, самостоятельность, умение аргументированно отстаивать свою точку зрения;
- Воспитывать ответственное отношение к учебной деятельности;
- Воспитывать позитивное отношение ко всем участникам учебной деятельности;
Развивающие:
- Продолжить работу по развитию умений создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- Развивать умения логически действовать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, классифицировать на основе самостоятельного выбора оснований и критерий;
- Развивать и формировать учебную и общепользовательскую компетенцию в области использования информационно-коммуникационных технологий как инструмента учебной деятельности;
Этапы уроков:
- Этап самоопределения деятельности.
- Этап актуализации знаний и фиксации затруднений в деятельности.
- Этап постановки учебной цели и задач.
- Этап построения проекта выхода из затруднений.
- Этап первичного закрепления материала в процессе решения задач.
- Этап самостоятельной работы.
- Этап рефлексии деятельности.
Сопровождение уроков:
- Презентация “Движение тел под действием силы тяжести”.
- Кинофрагменты.
- Работа с интерактивной доской.
- Работа с ЭОР.
Оборудование уроков:
- Комплект ноутбуков.
- Калькуляторы CASIO CLASSWIZ.
- Видеопроектор
- Электронный дидактический материал для учащихся.
- Средства Internet.
Этапы урока | Учебный материал | Примечание |
1. Этап самоопределения деятельности | Здравствуйте, ребята! Сегодняшнее наше
занятие я хочу начать с одного интересного
видеофрагмента. Майя – индейский народ, живший в
доколумбовой Америке на территории современной
Мексики и соседних стран в начале первого
тысячелетия от рождества Христова. Посмотрите
один видеофрагмент, рассаживающий о жизни народ
МАЙЯ. Посмотрите его внимательно, поскольку вас ждут вопросы по поводу увиденного. |
Учитель создает условие для
возникновения внутренней потребности включения
в деятельность (“хочу”). Видео файл посвящен древней игре народа майя. Суть игры - заставляя двигаться мяч по параболе, попасть в кольцо. |
2. Этап актуализации знаний и фиксации затруднений в деятельности | Итак, вопрос №1: На что вы обратили внимание во время просмотра видеоролика? вопрос №2: В чём суть игры? вопрос №3: По какой траектории в основном движется мяч? Как заставить мяч двигаться подобным образом? |
Учителем выделяется содержательная
область (“могу”). Данный этап предполагает подготовку мышления учеников к проектировочной деятельности. |
3. Этап постановки учебной цели и задач | Давайте постараемся сформулировать
тему нашего сегодняшнего занятия с учётом
увиденного и прокомментированного вами. Цель - вспомнить один из видов равноускоренного движения – баллистическое. Задачи:
|
На данном этапе учащиеся соотносят свои действия с используемыми способами действий (алгоритмом, понятием,..) и, таким образом, выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения. Это позволяет сформулировать цель и задачи дальнейшей деятельности учащихся на уроке. |
4. Этап построения проекта выхода из затруднений | Ученикам предлагается вспомнить
теоретический материал по данной теме
“Баллистическое движение” (на экране
презентация в которой отражен теоретический
материал).
Во время просмотра презентации учитель задает вопросы:
|
На данном этапе учитель организует коллективную деятельность учащихся в форме мозгового штурма. |
5. Этап первичного закрепления материала в процессе решения задач | Теперь, когда мы с вами вспомнили
основные понятия и характеристики
баллистического движения, я хотела бы несколько
минут уделить результатам проверки домашнего
задания. На Интернет площадке Lenoit.com вам
предлагалось решить две задачи: задача № 1 -
баллистическое движение и задача № 2 - движение
по вертикали под действием силы тяжести.
Те ребята, которые разместили свои решения на полотне Интернет-площадки, успешно справились с поставленной задачей. Однако, хочется напомнить о правильном оформлении решения задачи. Для этого мы ещё раз восстановим с вами алгоритм решения задач по теме “Движение тела под действием силы тяжести”. |
На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия решают основные учебные задачи на основе выбранного способа действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи. |
6. Этап самостоятельной работы | А сейчас вам предстоит поработать в программе
“Измеритель”, рассчитать определенные
параметры движения мяча, используя калькулятор
CASIO CLASSWIZ. Мяч, брошен с начальной скоростью под
углом к горизонту и движется только под
действием силы тяжести (ученики включают
компьютер и выполняют задание). Инструкция для работы в программе “Измеритель” 1. Запустите программу. 2. Нажмите “файл”, “открыть”, “рабочий стол” 3. деофайл 1 “открыть” с помощью этих кнопок, остановите видео в тот момент, когда мяч начинает двигаться с начальной скоростью, направленной под углом к горизонту. 4. нажмите кнопку и поставьте точку в центре мяча (ввод системы отсчета). 5. на экране появиться единичный отрезок, присвойте ему численное значение. Например: 6. С помощью “мышки” и стрелки-указателя на мониторе, продлите ось ОХ вправо. 7. нажать “ t=0” 8. с помощью стрелок пошагово перемещай мяч, каждый раз отмечайте его положение кнопкой 9. нажмите, закончив эту операцию кнопку 10. нажмите кнопку 11. нажмите 12. Сохраните эту таблицу на рабочем столе для дальнейшей работы. Задание:
Используя, калькулятор CASIO CLASSWIZ, рассчитайте: начальную скорость мяча |
На данном этапе используется
парно-групповая форма работы: учащиеся
самостоятельно выполняют работу на примере нового
способа действий. Эмоциональная
направленность этапа состоит в организации ситуации
успеха, способствующей включению учащихся в
дальнейшую познавательную деятельность.
Ребята уже неоднократно работали в этой программе при изучении прямолинейного равномерного и равнопеременного движений.
В приложении к п. № 6, показано, как выполняется и оформляется данный этап учебной деятельности. |
7. Этап рефлексии деятельности | Итак, подведем итоги.
Подводится итог. (выставляются оценки за урок) Домашнее задание.
Урок окончен! Всем спасибо! |
На данном этапе организуется самооценка учениками деятельности на уроке. Фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, намечаются цели последующей деятельности. Домашнее задание дается с элементом выбора, творчества. |
Список используемой литературы.
- Физика.10класс: учеб.для общеобразоват.организаций с прил.на электрон.носителе:базовый уровень/ Г. Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н.Сотский; под ред. Н.А.Парфентьевой. - М. : Просвещение, 2014г
- Физика. Вступительные испытания. Подготовка к ЕГЭ. / О.Ф.Кабардин, С.И.Кабардина, В.А. Орлов 5-е изд., - М.: Издательство “Экзамен”, 2015
- www. Lenoit.com
- http://www.youtube.com/watch?v=E18IYRXq0IA
- http://www.youtube.com/watch?v=_JCfq6zZ7vw