Цель урока – научиться рассчитывать параметры баллистического движения с помощью калькулятора CASIO CLASSWIZ, работая в программе “Измеритель”.
Задачи урока:
Образовательные:
- Вспомнить особенности данного движения и его основные характеристики.
- Показать универсальность законов применяемых при решении задач, составить алгоритм решения задач по данной теме.
- Использовать современные ЭОР (программа “Измеритель”) для решения поставленной задачи.
- Выполнить расчет основных характеристик движения, используя, калькулятор CASIO CLASSWIZ.
Воспитательные:
- Воспитывать организованность, самостоятельность, умение аргументированно отстаивать свою точку зрения;
- Воспитывать ответственное отношение к учебной деятельности;
- Воспитывать позитивное отношение ко всем участникам учебной деятельности;
Развивающие:
- Продолжить работу по развитию умений создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- Развивать умения логически действовать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, классифицировать на основе самостоятельного выбора оснований и критерий;
- Развивать и формировать учебную и общепользовательскую компетенцию в области использования информационно-коммуникационных технологий как инструмента учебной деятельности;
Этапы уроков:
- Этап самоопределения деятельности.
- Этап актуализации знаний и фиксации затруднений в деятельности.
- Этап постановки учебной цели и задач.
- Этап построения проекта выхода из затруднений.
- Этап первичного закрепления материала в процессе решения задач.
- Этап самостоятельной работы.
- Этап рефлексии деятельности.
Сопровождение уроков:
- Презентация “Движение тел под действием силы тяжести”.
- Кинофрагменты.
- Работа с интерактивной доской.
- Работа с ЭОР.
Оборудование уроков:
- Комплект ноутбуков.
- Калькуляторы CASIO CLASSWIZ.
- Видеопроектор
- Электронный дидактический материал для учащихся.
- Средства Internet.
Этапы урока | Учебный материал | Примечание |
1. Этап самоопределения деятельности | Здравствуйте, ребята! Сегодняшнее наше
занятие я хочу начать с одного интересного
видеофрагмента. Майя – индейский народ, живший в
доколумбовой Америке на территории современной
Мексики и соседних стран в начале первого
тысячелетия от рождества Христова. Посмотрите
один видеофрагмент, рассаживающий о жизни народ
МАЙЯ. Посмотрите его внимательно, поскольку вас ждут вопросы по поводу увиденного. |
Учитель создает условие для
возникновения внутренней потребности включения
в деятельность (“хочу”). Видео файл посвящен древней игре народа майя. Суть игры - заставляя двигаться мяч по параболе, попасть в кольцо. |
2. Этап актуализации знаний и фиксации затруднений в деятельности | Итак, вопрос №1: На что вы обратили внимание во время просмотра видеоролика? вопрос №2: В чём суть игры? вопрос №3: По какой траектории в основном движется мяч? Как заставить мяч двигаться подобным образом? |
Учителем выделяется содержательная
область (“могу”). Данный этап предполагает подготовку мышления учеников к проектировочной деятельности. |
3. Этап постановки учебной цели и задач | Давайте постараемся сформулировать
тему нашего сегодняшнего занятия с учётом
увиденного и прокомментированного вами. Цель - вспомнить один из видов равноускоренного движения – баллистическое. Задачи:
|
На данном этапе учащиеся соотносят свои действия с используемыми способами действий (алгоритмом, понятием,..) и, таким образом, выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения. Это позволяет сформулировать цель и задачи дальнейшей деятельности учащихся на уроке. |
4. Этап построения проекта выхода из затруднений | Ученикам предлагается вспомнить
теоретический материал по данной теме
“Баллистическое движение” (на экране
презентация в которой отражен теоретический
материал). Во время просмотра презентации учитель задает вопросы:
|
На данном этапе учитель организует коллективную деятельность учащихся в форме мозгового штурма. |
5. Этап первичного закрепления материала в процессе решения задач | Теперь, когда мы с вами вспомнили
основные понятия и характеристики
баллистического движения, я хотела бы несколько
минут уделить результатам проверки домашнего
задания. На Интернет площадке Lenoit.com вам
предлагалось решить две задачи: задача № 1 -
баллистическое движение и задача № 2 - движение
по вертикали под действием силы тяжести. Те ребята, которые разместили свои решения на полотне Интернет-площадки, успешно справились с поставленной задачей. Однако, хочется напомнить о правильном оформлении решения задачи. Для этого мы ещё раз восстановим с вами алгоритм решения задач по теме “Движение тела под действием силы тяжести”. |
На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия решают основные учебные задачи на основе выбранного способа действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи. |
6. Этап самостоятельной работы | А сейчас вам предстоит поработать в программе
“Измеритель”, рассчитать определенные
параметры движения мяча, используя калькулятор
CASIO CLASSWIZ. Мяч, брошен с начальной скоростью под
углом к горизонту и движется только под
действием силы тяжести (ученики включают
компьютер и выполняют задание). Инструкция для работы в программе “Измеритель” 1. Запустите программу. 2. Нажмите “файл”, “открыть”, “рабочий стол” 3. деофайл 1 “открыть” 4. нажмите кнопку 5. на экране появиться единичный отрезок, присвойте ему численное значение. Например: 6. С помощью “мышки” и стрелки-указателя на мониторе, продлите ось ОХ вправо. 7. нажать “ t=0” 8. с помощью стрелок 9. нажмите, закончив эту операцию кнопку 10. нажмите кнопку 11. нажмите 12. Сохраните эту таблицу на рабочем столе для дальнейшей работы. Задание:
Используя, калькулятор CASIO CLASSWIZ, рассчитайте: начальную скорость мяча |
На данном этапе используется
парно-групповая форма работы: учащиеся
самостоятельно выполняют работу на примере нового
способа действий. Эмоциональная
направленность этапа состоит в организации ситуации
успеха, способствующей включению учащихся в
дальнейшую познавательную деятельность.
Ребята уже неоднократно работали в этой программе при изучении прямолинейного равномерного и равнопеременного движений.
В приложении к п. № 6, показано, как выполняется и оформляется данный этап учебной деятельности. |
7. Этап рефлексии деятельности | Итак, подведем итоги.
Подводится итог. (выставляются оценки за урок) Домашнее задание.
Урок окончен! Всем спасибо! |
На данном этапе организуется самооценка учениками деятельности на уроке. Фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, намечаются цели последующей деятельности. Домашнее задание дается с элементом выбора, творчества. |
Список используемой литературы.
- Физика.10класс: учеб.для общеобразоват.организаций с прил.на электрон.носителе:базовый уровень/ Г. Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н.Сотский; под ред. Н.А.Парфентьевой. - М. : Просвещение, 2014г
- Физика. Вступительные испытания. Подготовка к ЕГЭ. / О.Ф.Кабардин, С.И.Кабардина, В.А. Орлов 5-е изд., - М.: Издательство “Экзамен”, 2015
- www. Lenoit.com
- http://www.youtube.com/watch?v=E18IYRXq0IA
- http://www.youtube.com/watch?v=_JCfq6zZ7vw