Цель: закреплять вычислительные навыки, умение решать задачи.
Задачи урока
Образовательные: совершенствовать умения и навыки по чтению и записи многозначных чисел; отработка вычислительных навыков, умения решать текстовые задачи
Развивающие:
- способствовать развитию мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения, сравнения; развивать логическое мышление, речь, внимание.
- развивать умение грамотно, логично, полно давать ответы на вопросы, доказывать, аргументировать своё мнение, формировать навыки самостоятельной индивидуальной и коллективной работы: взаимоконтроля и самопроверки, обсуждения информации, планирования познавательной деятельности и самооценки.
Воспитывающие:
- воспитывать интерес к математике; создать мотивацию к дальнейшему изучению предмета; стремление использовать математические знания в повседневной жизни. Содействовать развитию у детей умения общаться, радоваться успехам товарищей. Помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:
- формировать навыки счёта, вычислительные навыки; совершенствовать умение решать задачи.
Формируемые УУД:
Познавательные:
- строить логическую цепь рассуждений при решении задач;
- выдвигать гипотезы и их обоснование при выполнении сложения и вычитания, умножения и деления многозначных чисел
Регулятивные:
- ставить цель, учебную задачу самостоятельно и совместно с одноклассниками при выполнении заданий на уроке;
- прогнозировать результаты и уровень усвоения по ранее определенному плану при решении задач и примеров.
Личностные:
- проявление устойчивого познавательного интереса к математическому содержанию учебной деятельности при повторении и закреплении изученного материала;
- оценивание собственной учебной деятельности по критериям определенным совместно с учителем.
Коммуникативные:
- формировать умение работать в группе, паре, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, находить компромиссы;
- развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу, взаимоконтроль и взаимопомощь
Материалы и оборудование: учебник математики 4 класс М.И. Моро, 1 ч.; компьютер; мультимедийный проектор; презентация; карточки с уравнениями, карточки для дифференцированной работы, схема маршрута передвижения, названия команд, карточки с заданиями для устного счета, маршрутные листы, эмблемы командам
Форма: обобщающий урок-соревнование “Новогодний марафон”
Участники: дети 10-11 лет (4 класс, отделения для детей с тяжелыми нарушениями речи)
Ход урока
Организационный момент (уч-ся заранее разделились на 2 команды: “Математики” и “Знайки”) Слайд 1 К нам на урок пришли гости. Давайте поздороваемся.
Ученик:
Мы рады приветствовать вас в нашем классе. Возможно, есть классы и лучше и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло. Пусть будет уютно и очень легко!
Учитель: Пусть сегодня для нас всех, на уроке сопутствует успех! Улыбнитесь друг другу. Садитесь, ребята. Упражнение на релаксацию: “Успокоение”
Учитель говорит слова, а дети выполняют действия. Отражающие смысл слов. Все выбирают удобную позу сидения.
Нам радостно, нам весело! Смеемся мы с утра.
Но вот пришло мгновенье, серьезным быть пора.
Глазки прикрыли, ручки сложили, головки опустили, ротик закрыли.
И затихли на минутку, чтоб не слышать даже шутку,
Чтоб не видеть никого, а себя лишь одного!
У нас все получится!!! Мы все знаем!!! Все умеем!!!
Мотивация к учебной деятельности.
Сегодня на уроке для выполнения заданий вам понадобятся знания, которые вы получили на предыдущих уроках математики.
Задания, которые мы будем выполнять на уроке, помогут всем нам приблизиться к празднику всех ребят. Это ..... Новый год. Слайд 2
Но мы с вами будем не просто решать примеры и задачи, а будем соревноваться. Выставление оценок будет проходить в нестандартной форме. За каждый правильный ответ вы будете получать 1 синий жетон – для команды, красный – для себя. В конце урока мы подсчитаем количество жетонов у каждой команды и лично у каждого, объявим результат. Вы будете работать в командах, поэтому должны помнить правило “Один за всех и все за одного”, но не должны забывать и о личных результатах.
А чтобы узнать, как пройдет наш урок, вам нужно выполнить задание...
Внимание на экран! Слайд 3
Рассмотрите числа:
985 1877 2015 606 1100 1598 647 Р О Н М А Ф А
- Запишите в тетради эти числа в порядке возрастания, и вы узнаете, каким способом мы будем передвигаться
Какое слово получилось? (марафон) Слайд 3
606 647 985 1100 1598 1877 2015 М А Р А Ф О Н
Оцените самостоятельно свою работу!
- Кто справился, поднимите руку, поставьте в тетрадях на полях +. Молодцы!
- Кто объяснит смысл этого слова? (Марафон – это бег или кросс на длинные дистанции.) Слайд 4
- С 1921 году Международной Федерацией Лёгкой Атлетики была установлена дистанция марафона – она равна 42 км 195 м.
Переведите эти единицы в метры.
У нас сегодня на уроке - виртуальный математический марафон, поэтому наша дистанция будет длиннее.
Слайд 5Какое из этих чисел вы могли бы связать с Новым годом? (2015 год наступит)
А что могут означать остальные числа? (Дистанции марафона) Молодцы!
Какие действия вы выполняли с многозначными числами на предыдущих уроках? (сложение и вычитание, умножение и деление)
Как выдумаете, какой будет тема нашего сегодняшнего урока? Можете сориентироваться по страницам учебника. (Закрепление изученного.Решение задач)
- С какой целью будем работать?
Обобщим знания по теме“Умножение и деление многозначных чисел на однозначные”.
- Что должны знать по этой теме?
Алгоритмы письменного умножения и деления, сложения и вычитания многозначных чисел, именованных чисел, знать, как решаются составные задачи
- Что уметь?
1.Решать выражения на сложение и вычитание, умножение и деление в столбик, решать задачи, уравнения.
А раз вы работаете в группах, то вы должны уметь..... договариваться, обсуждать проблему, находить общее решение.
Молодцы! Открыть на доске (знать – уметь).
Определение этапов урока Слайд 6
Давайте составим план нашего урока-марафона. С чего начнем? (устный счет)
Дальше? Я предлагаю вам решить задачу
Потом? Поработать в парах.
Затем немного отдохнем.
И – работаем в группах
Ну и в конце урока – самостоятельная работа каждого по карточкам.
(на доске вывешивается схема- план – символы этапов урока)
Нашими проводниками в марафоне будут всем известные символы и герои Нового года. Кто это? (Снегурочка, Дед Мороз, снеговик, елочка) Слайд 7
(На доске - крепятся изображения талисманов. Потом талисманы крепятся по очереди к следующим населённым пунктам по пути виртуального марафона.) Молодцы!
- Чтобы не сойти с дистанции надо быть внимательными и старательными.
II. Устный счет Слайд 8
- Мы отправляемся вместе с нашими друзьями из г. Сызрань в Кострому. Как вы думаете, почему?
(На доске висит карта, на которой отмечена дистанция).
- Ребята, сколько километров от нас до Костромы? (985 км). А сколько это будет метров. Давайте это запишем в маршрутный лист.
- Расскажите, с какими числами мы работаем? (с многозначными числами)
А чтобы быстрее добраться до первого города, нам нужно выполнить задания.
Инд. работа за компьютером, по карточкам
Игра “Кто быстрее”
(Учащиеся в группе решают цепочки примеров. Ученики выполняют действие и передают “цепочку” своему товарищу. Соперники будут проверять результат)
Ответы: 6, 180
Математический диктант “Красный - зеленый”
(Учитель читает высказывание. Если учащиеся согласны; с ним, они показывают зеленую карточку, если нет — красную.)
56 в 4 раза больше, чем 14. (Да.)
Если 36 увеличить в 4 раза, получится 9. (Нет.)
0 разделить на 7 будет 7 (Нет.)
Сумма чисел 45 и 35 равна 80. (Да.)
Частное чисел 800 и 2 равно 1600. (Нет.)
1 км 6 м = 106 м. (Нет.)
4 ч - это 240 мин. (Да.)
3 часа это 300 минут (Нет.) (Проверка индивидуальной работы )
Слайд 9
Итак, мы прибыли в Кострому. А почему именно сюда, об этом нам расскажет .... (сообщения делают подготовленные учащиеся. Приложение 1.)
Возьмем Снегурочку с собой на Новогодний праздник? Тогда отправляемся дальше. Следующая наша остановка – Великий Устюг. Как вы думаете, почему?
Работа по теме урока.
1. Решение задач. № 396 с. 86. Следующая остановка - Великий Устюг. 606 км. Сколько это метров? Допишите это число на маршрутный лист. Какую дистанцию мы пробежали с нашими друзьями. (1591 км). На этой остановке нам нужно выполнить работу в учебнике – решить задачу № 396 с. 86 Слайд 10 Прочитайте задачу.
Читает учитель. Ученики прослушивают задания с книгой на голове. Осуществляется коррекция осанки. О чем она. Как лучше составить краткую запись? Скажите, пригодится ли мука хозяйкам при подготовке к Новому году? Для чего? Что обозначают числа 56 кг и 24 кг (масса муки) Что сделали с мукой? {Расфасовали в 40 пакетов поровну.) Что обозначает число 40? (количество пакетов общее) Сколько пакетов понадобилось для расфасовки муки из первого мешка? Из второго? Как вы понимаете слово “поровну”? (Пакеты были одинаковые.) (Коллективное заполнение таблицы.)
Масса одного пакета | Количество пакетов | Общая масса муки | |
? (одинаковая) | ? | 40 | 56 кг |
? | 24 кг |
- Какую муку разложили в 40 пакетов? (Всю: 56кг + 24кг.)
- Как узнать массу одного пакета? (Общую массу разделить на количество пакетов.)
- Как узнать количество пакетов, которое понадобилось для каждого мешка муки? (Массу муки в пакете разделить на массу одного пакета.)
- Запишите решение задачи самостоятельно. (Один ученик работает у доски Проверка, самооценка.)
Решение Слайд 11
56 + 24 = 80 (кг) - в 40 пакетах; 2) 80 : 40 = 2 (кг) — в одном пакете;
56:2 = 28 (п.) — потребовалось для муки из первого мешка;
24:2 = 12 (п.) - потребовалось для муки из второго мешка.
Ответ: для расфасовки муки из первого мешка потребовалось 28 пакетов, а из второго мешка — 12 пакетов.
Слайд 12
Вот мы и добрались до Великого Устюга. Как вы думаете, почему мы остановились именно здесь? (Это родина Деда Мороза). Об этом нам расскажет...(Ф.И.)
2. Работа в парах № 400 с 86.
Сейчас мы делаем забег в г. Архангельск. От Устюга до Архангельска 647 км. Сколько это метров? Запишите. Пока мы туда добираемся - поработаем в парах. Выберите себе товарища. Вам нужно будет выполнить № 400 на с. 86, но не весь. Выберите себе по 1 выражению из каждого столбика и решите их. Распределите, кто какой пример будет решать, а какой проверять.
Работа в парах. Правила работы в парах. Слайд 13
У кого все получилось? - Какие умения обобщили? Молодцы, отлично!
Слайд 14
Архангельск – родина еще одного Новогоднего персонажа. Как вы думаете, какого? (снеговик). О нем нам расскажет...
V. Физкультминутка Слайд 15 А пока мы добираемся до следующего города (а это Рига), давайте немного отдохнем. Массаж ушей.
Более тысячи биологически активных точек на ухе известно в настоящее время, поэтому, массируя их, можно воздействовать на весь организм. Нужно стараться так помассировать ушные раковины, чтобы уши “горели”. Упражнение можно выполнять в такой последовательности:
1) потягивание за мочки сверху вниз;
2) потягивание ушной раковины вверх;
3) потягивание ушной раковины кнаружи;
4) круговые движения ушной раковины по часовой стрелке и против.
VI. Продолжение работы по теме урока.
1. Решение уравнений. Слайд 16
- Но перед нами появилось препятствие, здесь спряталось следующее задание. А ну-ка догадайтесь какое?
ВНЕ (Уравнение) - Будем решать уравнение.
АХН
РСИ
УКЕ
Для того, чтобы решить уравнение, каждой группе нужно сначала его собрать. Оно рассыпалось на части. Работайте в МГ. Для 1 команды – уравнение с левой стороны. Для 2 команды- с правой
Х : 6 = 720 : 2 Х х 7 = 630 : 10
Какой компонент был неизвестен? Как его нашли? Проверка решения уравнения (проверяет команда соперников) Какие знания помогли в работе?
- Какие умения обобщили? Кто утвердился в своих знаниях, поднимите руки?
Молодцы!
Слайд 17
Итак, мы остановились в – Риге. От Архангельска до Риги 1877км. Допишите в маршрутный лист. Чем знаменит этот город. Об этом нам расскажет....
2. Индивидуальная работа по дифференцированным карточкам Слайд 18
Вот и подходит к концу наш марафон. Как хорошо и интересно в разных городах, но дома все-таки лучше. А от Риги до Сызрани 1598 км.
Возвращаемся домой, а для этого вам нужно выполнить задание с карточки.
У меня в руках карточки разного цвета
- задания сложные, над которыми придется подумать в конверте зеленого цвета (на 5)
- такие задания, которые мы часто выполняем на уроках в конверте желтого цвета (на 4)
- легкие задания в конверте синего цвета (но за них ставится 3)
Вы можете выбрать задание, если не справитесь-то поменять его.
Инструктаж
1) Прочитайте задания.
2) Выберите задание, с которым справитесь.
- Желаю выполнить работу на 5 и 4! Начинайте работу.
- У кого прогноз оправдался? Молодцы!
Прошу сдать карточки для проверки. Я всем поставлю отметки.
VII. Рефлексия Слайд 19 Ну вот мы и дома
– А теперь давайте сложим все пройденные километры.
- Какое расстояние мы с вами преодолели за урок? (5713 км).
Оцените свою работу во время путешествия. Поднимите:
- голубую снежинку, если вы довольны своей работой во время путешествия, потому что почти не ошибались;
- жёлтую снежинку – иногда было трудно, допускали неточности;
- красную снежинку – испытывали трудности, надо ещё немного постараться, и успех будет!
VIII. Подведение итогов урока
- По какой теме работали? Какие умения обобщили?
Где побывали? Как вы считаете, достигли ли мы цели урока?
- Мы вместе с нашими новогодними талисманами преодолели виртуальный марафон.
- Какое у вас настроение? Чем запомнился урок?
- Кого заинтересовала информация о символах и героях Новогоднего праздника, обратитесь к книгам, энциклопедиям, Интернету. Я благодарна вам за урок, мне было приятно с вами работать.
- Завершив наш марафон, оцените себя. Скажите мне, какую медаль вы сегодня получили за урок. (Подсчет жетонов в командах и в индивидуальном зачете) Всем спасибо за работу! Урок окончен.
Домашнее задание Слайд 20 Задание по выбору.
На 5 Учебник: № 398, 399 (с. 86).На 4 Учебник № 402
Ссылки на использование методической литературы.
1. Т.Н.Ситникова, И.Ф.Яценко. Поурочные разработки по математике. 4 класс. - М.: ВАКО, 2014.
2. Уроки “мастер-класс” по программе “Школа 2000”. 1 – 4 классы./ Сост. Н.А.Леонова.- Волгоград: ИТД “Корифей”, 2006
3. С.В.Кульневич, Т.П.Лакоцепина. Нетрадиционные уроки в начальной школе. (Выпуск 1 математика, природоведение): Практич. Пособие для учителей нач. классов.- Ростов-н/Д: ТЦ “Учитель”, 2002