Цели и задачи:
- познакомить детей с глаголами;
- развивать у детей умение практического употребления в речи слов, обозначающих действия предмета;
- учить соотносить слова-действия с их графическим обозначением;
- знакомить детей с вопросами, на которые отвечают слова-действия;
- развивать слуховое внимание, память и логическое мышление, зрительное восприятие.
Оборудование: таблица с вопросами, на которые отвечают слова-действия, схема, используемая для обозначения слов-действий на письме, наборы букв (на каждого ребёнка), презентация.
Ход занятия
I. Организационный момент
1. Развитие логического мышления (слайд 2).
Логопед: Отгадайте кроссворд и прочитайте слово в выделенных клетках. Подумайте, что оно обозначает? На какие вопросы отвечает это слово?
- Что делает пугало?
- Что делает собака, когда подаёт голос?
- Что делают дети в лесу, чтобы не потерять друг друга?
- Что делает гусь, когда подаёт голос?
- Что делает бычок рожками?
- Что делает птица, когда питается?
2. Сформулировать тему занятия и записать её на доске.
II. Основная часть
1. Называние действий по предъявляемым картинкам (слайд 3).
Логопед: Подберите как можно больше действий к предметам, ответив на вопрос: ЧТО ДЕЛАЕТ?
Картинки: медведь, автобус, рак, самолёт.
2. Проверка слов, обозначающих действия предмета (слайд 4).
3. Развитие слухового внимания и логического мышления (слайд 5).
Логопед: Прочитайте загадки и назовите действия, выполняемые предметом. Отгадайте загадки. Подберите и запишите как можно больше действий к каждому отгаданному предмету.
В поле мчится,
В дверь стучится,
Ворота отворяет,
Пыль поднимает.
(ВЕТЕР)Он живёт в лесу дремучем.
Сам он серый и колючий.
Ночью ходит, днём он спит,
Если сердится – ворчит.
(ЁЖИК)
4. Развитие слуховой памяти.
Логопед: Припомните слова, обозначающие действия предметов и запишите их (запись на доске), устно задайте вопрос к каждому слову.
5. Закрепление знания профессий людей и названия действий, которые они выполняют (слайд 6).
Логопед: Назови профессии людей, изображённых на картинках, составьте словосочетания. Например: повар варит, парикмахер стрижёт ...
Картинки: водитель, учитель, портной, спасатель.
6. Развитие навыков звукового анализа и синтеза (слайд 7).
Логопед: Соберите слово из букв и подберите к нему как можно больше слов-действий. Например: птица – клюёт, сидит, высиживает, поёт, прилетает, улетает, вьёт...
Буквы:
- П, И, Т, А, Ц- ПТИЦА
- М, К, И, Ч, Я - МЯЧИК
- С, О, А, К, Б, А – СОБАКА
- Д, Р, Е, О, В, Е – ДЕРЕВО
7. Проверка слов, обозначающих действия предмета (слайд 8).
8. Физминутка (слайд 9).
Сильный ветер сосны крутит. Вращение корпусом вправо и влево. Словно самый тонкий прутик. Елки ветер клонит тоже. Мы с тобой на них похожи. Вот по веткам белка мчится. Прыжки на месте. Белка ветра не боится. Белка прыгает так ловко, Ведь во всем нужна сноровка. А куда медведь идет? Ходьба на месте. Ищет ягоды и мед. Ну а нам пора садиться И учиться, не лениться. Дети садятся за парты.
9. Работа по активизации словаря действий на уровне текста (слайд 10).
Логопед: Прочитайте текст и вставьте подходящие по смыслу слова, обозначающие действия предметов. Перепишите текст.
2-й класс
Вот ... лето. Митя с отцом ... на сенокос. Весь день ... мальчик. Пока папа ... траву, Митя ... ягоды в лесу, ... рыбу в ближайшем пруду, ... в душистом сене. Вечером они ... домой. Счастливый Митя с жаром ... обо всём маме.
III. Итог занятия
Логопед: Назовите слова, которые вы вставили в текст.