Конспект логопедического занятия для 2-х классов на тему «Слова, обозначающие действия предмета»

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цели и задачи:

  • познакомить детей с глаголами;
  • развивать у детей умение практического употребления в речи слов, обозначающих действия предмета;
  • учить соотносить слова-действия с их графическим обозначением;
  • знакомить детей с вопросами, на которые отвечают слова-действия;
  • развивать слуховое внимание, память и логическое мышление, зрительное восприятие.

Оборудование: таблица с вопросами, на которые отвечают слова-действия, схема, используемая для обозначения слов-действий на письме, наборы букв (на каждого ребёнка), презентация.

Ход занятия

I. Организационный момент

1. Развитие логического мышления (слайд 2).

Логопед: Отгадайте кроссворд и прочитайте слово в выделенных клетках. Подумайте, что оно обозначает? На какие вопросы отвечает это слово?

  1. Что делает пугало?
  2. Что делает собака, когда подаёт голос?
  3. Что делают дети в лесу, чтобы не потерять друг друга?
  4. Что делает гусь, когда подаёт голос?
  5. Что делает бычок рожками?
  6. Что делает птица, когда питается?

2. Сформулировать тему занятия и записать её на доске.

II. Основная часть

1. Называние действий по предъявляемым картинкам (слайд 3).

Логопед: Подберите как можно больше действий к предметам, ответив на вопрос: ЧТО ДЕЛАЕТ?

Картинки: медведь, автобус, рак, самолёт.

2. Проверка слов, обозначающих действия предмета (слайд 4).

3. Развитие слухового внимания и логического мышления (слайд 5).

Логопед: Прочитайте загадки и назовите действия, выполняемые предметом. Отгадайте загадки. Подберите и запишите как можно больше действий к каждому отгаданному предмету.

В поле мчится,
В дверь стучится,
Ворота отворяет,
Пыль поднимает.
(ВЕТЕР)

Он живёт в лесу дремучем.
Сам он серый и колючий.
Ночью ходит, днём он спит,
Если сердится – ворчит.
(ЁЖИК)

4. Развитие слуховой памяти.

Логопед: Припомните слова, обозначающие действия предметов и запишите их (запись на доске), устно задайте вопрос к каждому слову.

5. Закрепление знания профессий людей и названия действий, которые они выполняют (слайд 6).

Логопед: Назови профессии людей, изображённых на картинках, составьте словосочетания. Например: повар варит, парикмахер стрижёт ...

Картинки: водитель, учитель, портной, спасатель.

6. Развитие навыков звукового анализа и синтеза (слайд 7).

Логопед: Соберите слово из букв и подберите к нему как можно больше слов-действий. Например: птица – клюёт, сидит, высиживает, поёт, прилетает, улетает, вьёт...

Буквы:

  • П, И, Т, А, Ц- ПТИЦА
  • М, К, И, Ч, Я - МЯЧИК
  • С, О, А, К, Б, А – СОБАКА
  • Д, Р, Е, О, В, Е – ДЕРЕВО

7. Проверка слов, обозначающих действия предмета (слайд 8).

8. Физминутка (слайд 9).

Сильный ветер сосны крутит. Вращение корпусом вправо и влево.
Словно самый тонкий прутик.
Елки ветер клонит тоже.
Мы с тобой на них похожи.
Вот по веткам белка мчится. Прыжки на месте.
Белка ветра не боится.
Белка прыгает так ловко,
Ведь во всем нужна сноровка.
А куда медведь идет? Ходьба на месте.
Ищет ягоды и мед.
Ну а нам пора садиться
И учиться, не лениться. Дети садятся за парты.

9. Работа по активизации словаря действий на уровне текста (слайд 10).

Логопед: Прочитайте текст и вставьте подходящие по смыслу слова, обозначающие действия предметов. Перепишите текст.

2-й класс

Вот ... лето. Митя с отцом ... на сенокос. Весь день ... мальчик. Пока папа ... траву, Митя ... ягоды в лесу, ... рыбу в ближайшем пруду, ... в душистом сене. Вечером они ... домой. Счастливый Митя с жаром ... обо всём маме.

III. Итог занятия

Логопед: Назовите слова, которые вы вставили в текст.