Урок литературного чтения на тему "Д.Родари «Как Алиса в море побывала»". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Общие цели: Ознакомление с произведением Д. Родари "Как Алиса в море побывала".

Задачи: 

  • Образовательные: Ознакомление с биографией писателя Д. Родари, формирование навыка осознанного чтения, создание условий для проявления фантазии, умения слушать других и высказывать свое мнение, формирование умения работать в группе и в паре.
  • Развивающие: Отработка навыков чтения, развивать фантазию и воображение, способность домысливать сюжет, развитие самоконтроля.
  • Воспитательные: Прививать любовь к природе, умение видеть красоту моря, соблюдать правила безопасности на воде.

Ожидаемые результаты: 

  • Сознательно читают сказку и знают содержание;
  • умеют проводить самопроверку;
  • высказывают свое мнение;
  • слушают других и делятся в паре своими знаниями;
  • домысливают сюжет сказки.

Формы работы и подходы:

  1. индивидуальная работа;
  2. работа в группе;
  3. диалог.

Ключевые идеи: 

  1. фантазии человека;
  2. значение фантазии для человека;
  3. красота моря.

Оборудование и ресурсы: Учебник "Литературное чтение; презентация об авторе Д. Родари (у автора), презентация "Море" (у автора); стикеры для рефлексии, аудиозапись песни "Я рисую море", жетоны зеленого, синего, желтого и красного цвета; два листа А3, ватман; тесты по содержанию сказки для каждого ученика; карточки с вопросами; плакат с критериями для творческой работы; две открытки, каждая разрезана на четыре части.

Ход урока

  Ресурсы Действия учителя Действия учеников
Введение (2 мин.)

Приветствие учителя и психологический настрой

"Хорошее настроение"

– Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое.

Желают друг другу хорошего настроения.

Презентация (7 мин.)

Задание 1 (Знание)

1. Актуализация знаний.

1) Беседа о море, ассоциации на слово "море".

– Ребята, что вы знаете о море? Что такое море? Какие ассоциации вызывает у вас это слово? Какое бывает море?

Может кто-нибудь знает песни или стихи о море?

2) Просмотр презентации о море

3) Слушание выступления ученика с сообщением о морских обитателях, которое он подготовил дома.

– Как вы думаете, о чем мы будем сегодня читать?

4) Сообщение темы и цели урока

5) Знакомство с биографией писателя Д. Родари

  1. Презентация о писателе Д. Родари
  2. Презентация о море
  3. Презентация о морских обитателях, подготовленная одаренным учеником
  4. плакат для записи ассоциаций
  1. Проводит беседу о море, выявляет знания учащихся об этой теме
  2. Рассказывает об авторе сказки Д. Родари
  1. Приводят ассоциации к слову "море", рассказывают о море.
  2. Одаренный ученик выступает с сообщением об обитателях моря.
  3. Слушают сообщение учителя об авторе сказки
  4. Формулируют вместе с учителем цель урока.

 

Формативное оценивание

жетоны

  • Зеленый – за активное участие в беседе и правильные, подробные ответы.
  • Синий – правильный, но не подробный ответ.
  • Желтый – ответ, в котором есть неточности.

Получают жетоны.

Задание 2 (Понимание)(7 мин.)

2. Ознакомление с содержанием сказки.

1) Чтение 1 части сказки учителем.

2)Творческое задание: (устно) Антиципация по фразе: Однажды утром Алиса пришла на пляж раньше обычного...                                       

3) Самостоятельное чтение 2 части сказки. Жужжащее чтение.

 

Учебник "Литературное чтение"

 

  1. Читает первую часть сказки.
  2. После чтения первой части сказки предлагает домыслить сюжет сказки по началу предложения: Однажды утром Алиса пришла на пляж раньше обычного...
    – Как вы думаете, что было дальше?
  3. Выслушивает предположения учеников.
  4. Предлагает самостоятельно прочитать вторую часть сказки.
  1. Слушают первую часть сказки.
  2. Домысливают сюжет сказки после первой части.
  3. Самостоятельно читают вторую часть сказки.

 

Формативное оценивание (1 мин.)

"Светофор"

  1. Дает задание: Кто хорошо понял содержание сказки, поднимите зеленый жетон, если у кого-то есть вопросы, поднимите желтый, если ничего не поняли – красный.
  2. Учитель помогает учащимся у которых есть вопросы или затруднения.

Поднимают сигнальную карту.

Основная часть (3 мин.)

Задание 3 (Применение)

Тест по содержанию сказки.

  1. Алиса любила море?
    а) да
    б) нет

  2. Кого она встретила на пляже?
    а) мальчика
    б) девочку
    в) маму

  3. Что собирал мальчик на берегу моря?
    а) камешки
    б) морских ежей
    в) рыбок

  4. В кого превратился мальчик?
    а) в морского ежа
    б) в дельфина
    в) в кита

  5. Где очутилась Алиса?
    а) среди рыбок
    б) на острове
    в) в раковине

  6. Осталась ли Алиса на дне моря?
    а) да
    б) нет

  7. Рассказывала ли Алиса кому-нибудь о своем приключении в море?
    а) да
    б) нет

Самопроверка: 1-а, 2-а, 3-б, 4-б, 5-в, 6-б, 7-б.

Тест ипо содержанию сказки

Предлагает выполнить тестовое задание и проверить себя по ответам. Ответы вывешивает на доске после выполнения теста.

Выполняют тест и проводят самопроверку.

Формативное оценивание (1 мин.)

жетоны

  • Зеленый – нет ошибок
  • Синий – одна ошибка
  • Желтый – две ошибки

Выполняют самооценивание.

Физ. минутка (1 мин.)

"Море"

  1. Море очень широко
  2. Море очень глубоко
  3. Рыбки там живут, друзья
  4. А вот воду пить – нельзя.
  1. Широко разводят руки в сторону
  2. Приседают, коснувшись руками пола
  3. Выполняют движения "Рыбка"
  4. Разводят руки в сторону, приподняв плечи.

Деление на пары (4 пары) (1 мин.)

"Атомы – молекулы"

Проводит игру "Атомы – молекулы"

Делятся по парам

Задание 4 (Анализ) (5 мин.)

Работа в паре. Беседа.

Прием "Думай – В паре – Делись"

Ответить на вопросы:

  1. – Как ты думаешь, что с Алисой было на самом деле, а что она себе вообразила?
  2. – Какая "Вообразилия" была у другого героя этой сказки – мальчика, сына рыбака?
  3. – Почему Алиса отказалась от мечты остаться в море?
  4. – Почему Алиса никому не рассказывала о своем приключении в море?

Карточки с вопросами (4 карточки)

  1. Предлагает выбрать карточку с вопросом.
  2. Слушает ответы учащихся.
  1. Выбирают вопрос, обсуждают в паре и дают ответ.
  2. Слушают других детей и дополняют выступления товарищей, высказывают свое мнение.

Формативное оценивание (1 мин.)

жетоны

Предлагает получить жетоны

Получают жетоны

Деление на две группы (1 мин.)

"Собери открытку"

Предлагает выбрать фрагменты открытки и собрать их. (Две открытки, разрезанные каждая на четыре части)

Собирают открытки и делятся на две группы.

Задание 5 (Синтез) (7 мин.)

5. Работа в группах. Творческое задание: Нарисовать море и остров мечты.

Знакомство с критериями работы

Два листа А3, фломастеры, карандаши, плакат с критериями работы, аудиозапись песни "Я рисую море".

  1. Знакомит с критериями оценивания работы
  2. Наблюдает за работой учащихся в группах.
  3. Выслушивает выступления детей.
  1. Выполняют творческую работу в группах под музыку "Я рисую море".
  2. Выступают с защитой постера.

Формативное оценивание (1 мин.)

Критерии:

Наличие животных 4 б.
Наличие растений 2 б.
Кораблик 2 б.
Люди на рисунке 4 б.
Название острова 2 б.
Защита постера 4 б.
Итого: 18

Проводит оценивание работы в группе.

Проводят самооценивание по критериям.

Задание 5 (Оценка) (3 мин.)

Вопросы:

– Чему учит нас сказка?

– Как вы оцениваете поступок Алисы?

 

Задает вопросы, подводит итог.

Дают оценку произведению.

Дополнительное чтение или домашнее задание

Стр. 188 зад. №4, по желанию сочинить стих или загадку о море

   
Заключение

Результаты обучения:

  • Сознательно читают сказку и знают содержание,
  • умеют проводить самопроверку и самооценку,
  • высказывают свое мнение,
  • слушают других и делятся в паре своими знаниями,
  • домысливают сюжет сказки.

Рефлексия

  • Если вам понравилось как вы сегодня работали, поднимите зеленый стикер
  • Если вам что-то не удалось, поднимите желтый стикер 

Завершение занятия

Итог урока. Оценивание.