Цель: организовать самостоятельно познавательную деятельность учащихся по подготовке и проведению конференции по теме «Тепловые машины в жизнедеятельности человека» с использованием для иллюстрации интерактивного плаката 8 «Тепловые машины». (Молекулярная физика. Часть 2. Электронное наглядное пособие, компания «Новый диск»)
Образовательный аспект цели:
- продолжить формирование следующих специальных понятий: первый закон термодинамики – частный случай закона сохранения энергии, второй закон термодинамики указывает направление возможных энергетических превращений и тем самым выражает необратимость процессов в природе – законы, на которых основана работа тепловых машин;
- продолжить освоение следующих специальных понятий: закон сохранения и превращения энергии, КПД теплового двигателя
- углубить представления о таких понятиях, как внутренняя энергия, изменение внутренней энергии, количество теплоты, работа внешних сил, работа газа, нагреватель, холодильник, рабочее тело, КПД
- продолжить формирование специальных умений и навыков: осмысленной работы со схемами
- расширить понимание знаний и отношений: связь изменения внутренней энергии тела с изменением температуры, соотношением между работой внешних сил и работой газа, поглощение и выделение тепла, связь между изменением внутренней энергии с работой, совершенной над системой и количеством теплоты, процесс испарения идет с выделение энергии, а процесс конденсации – с поглощением энергии.
- расширить представление о молекулярно-кинетической теории и строении вещества
- продолжить формирование УУД: умения работать с учебными материалами, применяя технологию критического мышления (заполнение таблиц, составления плана ответа); умения планировать, контролировать ход своей деятельности; умения работать во времени; умения работать со справочными материалами; умения осознанного чтения; умения находить рациональные пути выполнения работы; умения соотношения разных видов информации; умения иллюстрирования текстовой информации с помощью интерактивного плаката.
Развивающий аспект цели:
- продолжить формирование научного, теоретического и диалектического мировоззрения;
- продолжить формирование знаний о процессе научного познания;
- продолжить формирование представлений об единой физической картине мира, материальности мира;
- развивать умение логически мылить, умение анализировать и систематизировать знания, делать вывод при работе в группе по изучению темы «Тепловые двигатели»;
- развивать память, воображение, концентрацию внимания, наблюдательность;
- развивать осмысленную самостоятельность.
Воспитательный аспект цели:
- продолжить формирование научного диалектическо-материалистического мировоззрения;
- продолжить формирование умения критично оценивать результаты;
- продолжить формирование сознательной дисциплины;
- продолжить формирование системы нравственных ценностей (настойчивости, целеустремленности, трудолюбия), формирование отношений к себе, одноклассникам, школе, стране;
- продолжить формирование умений работы в группе, уважительного отношения к членам группы и к другим группам;
- продолжить формирование уважительного отношения к мнениям других людей.
Занятие строится на проработке текстовых материалов, иллюстрации их с помощью интерактивного плаката «Молекулярная физика. Часть 2» Плакат 8 «Тепловые машины» (Компания «Новый диск»)
Замысел: заканчивая изучать раздел физики «Тепловые явления и агрегатные состояния вещества», важно показать учащимся как применяются и используются полученные знания в жизнедеятельности человека. На занятии учащимся предоставляются различные тексты, а также интерактивные плакаты, иллюстрирующие тексты и задания к этим материалам. Группы готовят выступления, в своих выступлениях должны будут проиллюстрировать с помощью интерактивного плаката материал, связанный с применением тепловых машин в жизнедеятельности человека. Занятие состоит из двух частей: 1 часть – работа в группах с информацией и интерактивными плакатами, подготовка к выступлению; 2 часть – проведение конференции.
Плакаты:
- Плакат 3 – двигатель внутреннего сгорания (и вложение в плакат – двухтактный ДВС),
- Плакат 4 – паровая турбина (и вложение в плакат – схема работы тепловой электростанции),
- Плакат 6 – холодильник (и вложение в плакат – тепловой насос).
Организация занятия: Работая в группах, учащиеся должны подготовить устное выступление по теме «Применение тепловой машины», проиллюстрировав его интерактивным плакатом. Группа получает индивидуальное задание.
Работа в группе состоит из следующих этапов:
- Работа с текстом, заполнение предложенной таблицы
- Работа с интерактивным плакатом
- Соотнесение текстовых материалов с материалами интерактивного плаката
- Подготовка публичного выступления по теме занятия.
- Проведение выступления на конференции
- Коллективная оценка и самооценка деятельности каждого участника группы – заполнение рабочей карты урока
Деятельность учителя: мотивация активной деятельности учащихся, координация работы групп, хронометраж деятельности, контроль деятельности учащихся в группах, организация публичных выступлений представителей групп, анализ групповой деятельности, подведение итогов.
Конечная цель занятия: сформировать более широкое представление о применении тепловых машин, отработать методы групповой деятельности, методы осмысленной деятельности с различными видами информации, умений работы во времени, умений оценки собственной деятельности и деятельности всей группы.
Используемые материалы и оборудование:
- Урок проводится в кабинете, оснащенном выходом в интернет, наличием нескольких компьютеров
- Каждая группа получает раздаточный материал: задание, текст или ссылку на текст, компьютер, загруженное в него электронное наглядное пособие «Молекулярная физика. Часть 2». Плакат 8 «Тепловые машины» (интерактивный плакат «Новый диск»)
- Плакат 3 – двигатель внутреннего сгорания (и вложение в плакат– двухтактный ДВС),
- Плакат 4 – паровая турбина (и вложение в плакат – схема работы тепловой электростанции),
- Плакат 6 – холодильник (и вложение в плакат – тепловой насос).
Предварительная работа:
1. Класс разбивается на группы по 3-4 человека:
- 1 группа – «Двигатели внутреннего сгорания», группа состоит из учащихся, занимающихся на 1-2 уровне усвоения знаний – работа по образцу и в схожей ситуации, т.к. материал, который они будут иллюстрировать, уже изучен – это двигатель внутреннего сгорания (§22 учебник Перышкин А.В. физика 8 класс). Интерактивный плакат 3 ДВС.
- 2 группа – «Двухтактный двигатель», группа состоит из учащихся, занимающихся на 1-2 уровне усвоения знаний – работа по образцу и в схожей ситуации, материал, который они будут иллюстрировать новый, но аналогичен ДВС. Вложение в плакат 3 – двухтактный ДВС.
- 3 группа – «Паровая турбина», группа состоит из учащихся, занимающихся на 1-2 уровне усвоения знаний – работа по образцу и в схожей ситуации, они интерпретируют изученный ранее материал, (§23 учебника). Интерактивный плакат 4 «Устройство паровой турбины»
- 4 группа – «Тепловая электростанция», группа состоит из учащихся, занимающихся на 3 уровне усвоения знаний – творческий уровень, группа изучает и иллюстрирует новый материал. Вложение в интерактивный плакат 3 «Схема тепловой электростанции»
- 5 группа – «Холодильник», группа состоит из учащихся, занимающихся на третьем уровне усвоения знаний – творческий уровень, т.к. материал новый, который нужно будет самостоятельно осмыслить, используя материалы Интернета, незнакомого текста и интерактивного плаката 6 «Холодильная установка»
- 6 группа – «Тепловой насос», группа состоит из учащихся, занимающихся на третьем уровне усвоения знаний – творческом, т.к. материал новый, который нужно будет проиллюстрировать вложением в интерактивный плакат 6
2. Подбираются тексты интернета и учебника, описывающие работу данных тепловых машин.
3. Разрабатываются задания для каждой группы, которых помогут осмысленной деятельности учащихся, развивая необходимые УУД
4. Разрабатывается рабочая карта урока для коллективной и индивидуальной самооценки деятельности группами.
5. Для удобства работы группы распечатываются интерактивные плакаты
ХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Этап занятия, время |
Планируемая деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|
Содержание |
Методы (контроль), оборудование |
||
Организация начала урока 2 мин |
Учитель знакомит учащихся: |
беседа |
Посадка учащихся – группа рассаживается вокруг компьютера, на который загружен нужный интерактивный плакат, получает раздаточный материал, знакомится с ним |
Актуализация знаний 3 мин |
Используя интерактивный плакат 1 – принцип действия тепловой машины , учитель напоминает учащимся о принципиальной схеме любой тепловой машины, о КПД, о том, что законы термодинамики лежат в основе их устройства: |
Беседа, работа с интерактивным плакатом 1 |
Слушают, смотрят презентацию интерактивного плаката 1 |
Закрепление знаний, применение знаний 20 мин. |
Учитель предлагает группам подготовить рассказ, иллюстрируя его интерактивными плакатами, работая с предоставленными текстами и при необходимости материалами из Интернета: |
Наблюдение, координация в случае заминок, визуальный контроль |
Группы изучают задания, работают, выполняя задания. |
Демонстрация знаний. Проведение репетиции конференции 20 мин (+ 10 мин на перемене) |
Учитель организует проведение репетиции конференции «Тепловые машины в жизнидеятельности человека», выступления: |
Наблюдение, хронометраж, оценка, предоставление критериев оценки выступающих.Работа с интерактивными плакатами диска «Молекулярная физика. Часть 2.» Тепловые машины. |
Представители групп выступают, остальные слушают выступления товарищей |
Подведение итогов, оценка и самооценка деятельности групп (5 мин) |
Учитель подводит итог занятия, просит группы оценить деятельность каждого участника – заполнить рабочую карту урока. |
Беседа, наблюдение, консультация |
Учащиеся оценивают деятельность своей группы, заполняя рабочую карту урока. |
Вторая часть занятия – проведение конференции – 45 мин.
Итоги деятельности:
Занятие состояло из 2-х частей. Первая часть занятия проводилось в 2-х 8 классах, одном – общеобразовательном, во втором – гимназическом. Запланированная самостоятельная познавательная деятельность была выполнена полностью – работа в группах с текстом и интерактивными плакатами, и репетиция выступлений на конференции. Обратите внимание – учитель только организовывал эту деятельность, направлял, контролировал, хронометрировал, все остальное дети делали сами.
Первая часть занятия – групповая работа. Классы были разбиты на группы, каждая группа получила индивидуальное задание.
Каждая группа с заданием справилась, был отработан предложенный текст, информация была соотнесена с интерактивным плакатом, были заполнены предложенные таблицы, был составлен план ответа, представитель каждой группы выступил на репетиции проведения конференции, иллюстрируя свое выступление демонстрацией интерактивного плаката. Была проведена оценка деятельности каждой группы и самооценка каждого учащегося – получены положительные результаты.
Вторая часть занятия – конференция проводилась с участием двух классов одновременно. Выступили представители всех групп. Все выступления сопровождались использованием интерактивных плакатов. Ребята продемонстрировали понимание изученного материала.
Благодаря работе с интерактивным плакатом, учитель получил возможность расширить информационное поле изучаемых тем (тепловые двигатели и их применение) – работа холодильника, тепловой станции, теплового насоса – прекрасно представлено в плакатах. Участники конференции отметили, что интерактивный плакат помог им более наглядно представить работу предложенных тепловых двигателей и устройств, использующих их.
Для организации самостоятельной познавательной деятельности по изучению предложенных тепловых машин, учитель использовал рекомендации к плакатам, а также подобрал текст и составил задания для работы с этим текстом. Хотелось бы, чтобы текстовый материал и задания к нему тоже входили в комплект материалов, входящих в интерактивный плакат.
В заключении я хочу поблагодарить разработчиков электронного наглядного пособия.
Я имею в личном пользовании диск «Молекулярная физика. Часть 1». Его материалы давно использую в своей деятельности. Очень нравится.
Хотелось бы, чтобы были разработаны интерактивные плакаты и по другим темам – электрическим явлениям, магнитным, квантовым и ….
Большое спасибо!
https://cloud.mail.ru/69C4508E6C5E49D292D2231B2F1C1AEF – ссылка на скачивание фильма https://cloud.mail.ru/69C4508E6C5E49D292D2231B2F1C1AEF – ссылка на скачивание приложений