Автор УМК: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская
>Цель: Познакомить с особенностями оперного жанра, историей создания оперы.
Задачи:
Практический аспект:
- развитие навыка определять оперное произведение по звучанию вокальной партии (арии);
- развитие навыка слышать и слушать музыку;
- развитие коммуникативных умений, умение работать в команде;
- извлечение необходимой информации визуального и аудиального характера;
- умение исполнять произведение в хоре и двухголосно, умение слушать товарищей;
- развитие навыка работы в малых группах
Образовательный аспект:
- расширение представлений о вокальной музыке в музыкальном театре;
- развитие метапредметных навыков;
- развитие умений аналитического характера;
Развивающий аспект:
- развитие восприятия оперной музыки;
- развитие исполнительского мастерства;
- развитие духовного мира ребенка через его душевные переживания и восприятие музыки;
- развитие способности к взаимодействию и сотрудничеству в процессе решения исследовательско-творческих задач;
Воспитательный аспект:
- воспитание готовности и способности участвовать в коллективной исполнительской деятельности, воплощать художественно-образное содержание музыкальных и литературных произведений в драматизации, пластическом движении, свободном дирижировании;
- развитие личностно значимой, познавательной мотивации учащихся,
- воспитание умения ценить прекрасное.
Ожидаемые учебные результаты (личностные, метапредметные, предметные)
Личностные:
- формирование осознанного и доброжелательного отношения к музыке и композиторам разных стран, душевной отзывчивости, понимания чувств, других людей и сопереживания им;
Метапредметные:
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;
- формирование музыкального вкуса и способности слышать музыку;
- формирование умений самостоятельно определять цели своего обучения, формулировать задачи, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- формирование навыка сопоставления и анализа музыкальных произведений, литературы и живописи;
Предметные:
- формирование и развитие коммуникативных умений во время анализа произведений искусства;
- формирование умений эмоционального восприятия музыки, как живого образного искусства во взаимосвязи с жизнью.
Необходимые ресурсы, материалы: презентация урока, мультимедийный проектор, экран компьютер, дидактические материалы.
Источники информации: книги и сайты в Internet, посвященные искусству фортепианной музыки.
Длительность урока: Урок (45 минут)
Ход урока
I. Организационный момент
II. Постановка проблемы “Возникновение новой оперы на рубеже XVI-XVII веков в Италии, её особенности и развитие”
- Сегодня я вас приглашаю совершить путешествие в музыкальный театр. Думаю, каждый из вас знает, что в театре разыгрывают представления. В музыкальном театре главная роль принадлежит музыке. Какие спектакли можно в нём увидеть?
- опера, балет .......
2. Работа с кроссвордом.
- Вы, конечно, знаете, что вход в театр без билета строго воспрещён, поэтому я приготовила вам билет. Билет необычный, в виде кроссворда. Разгадав правильно слова по горизонтали, вы сможете по вертикали прочитать жанр музыкального спектакля.
СЛАЙД №1,2
Кроссворд
1. Высокий женский голос
2. Самый распространенный вокальный жанр.
3. Главная мысль музыкального произведения.
4. Большой коллектив музыкантов.
5. (ария)
(Ответы уч-ся: песня, сопрано, мелодия, оркестр. По вертикали - слово “опера”).
Опера - это слово итальянского происхождения и переводится как труд, дело, сочинение. Возникла опера в Италии на рубеже 16 и 17 веков и первоначально называлась драма на музыке.
Толчком к созданию оперы послужила идея возрождения жанра древнегреческой трагедии, в которой хор, как бы комментировал – пояснял действие.
СЛАЙД №3
В конце XVII в., король Генрих IV и Мария Медичи в 1600 г. Поженились.
Герцог Медичи решил сделать необычный подарок для молодых и всех приглашенных. Он задолго до торжеств, приказал музыкантам написать нечто, новое, и музыкантам это удалось!
В день свадьбы, когда собрались все гости, на их суд было вынесено произведение, которое поразило всех. На сцене находилось несколько актёров, одетых в костюмы, рядом располагался большой оркестр. Музыка не смолкала ни на минуту, а актёры не проговаривали свои тексты, а пели! Как раз это и поразило слушателей. Дело в том, что до сего момента такие песни исполняли только простолюдины, в высшем обществе было не принято слушать такую музыку.
В произведении, представленном на свадьбе, каждое слово было подчеркнуто и аккомпанементом и необычной манерой пения актёров. Произведение, показанное гостям короля и герцога Медичи, называлось “Орфей и Эвридика”.
СЛАЙД №4
Первую настоящую оперу в 1607 году создал Клаудио Джованни Антонио Монтеверди (1567-1643), придворный музыкант герцога Гонзаго
СЛАЙД №5
Появление оперы в Италии не случайно. Именно эта страна считается родиной бельканто, что означает “прекрасное пение”. Первые оперные спектакли поразили публику. Театральные актёры, к которым зрители давно уже привыкли, вдруг, вместо того чтобы разговаривать, запели?! И всё-таки опера стала распространяться по всему миру, всё больше завоёвывая симпатии многочисленных слушателей-зрителей.
Опера искусство синтетическое.
- В опере на основе литературного сюжета соединились музыка (вокальная и инструментальная), сценическое действие, изобразительное искусство (костюмы, декорации), реже танец.
- Какие виды искусства объединяет опера?
(Ответы: опера объединяет в себе несколько видов искусств: музыку (вокальную и инструментальную), литературу, изобразительное искусство, танец).
СЛАЙД №6,7
В основе оперы лежит литературный сюжет. Либретто – краткое литературное содержание оперы.
С тех пор в опере поют и ариями рисуют музыкальные портреты персонажей и их характерные особенности.
Вспомним, кто является сказочником в музыке?
Римский-Корсаков Н.А.
Слушаем:
1.Ария Варяжского гостя (суровый, серьёзный, тяжелый)
СЛАЙД №8
2.АрияИндийского гостя (спокойный, плавный, замысловатый)
СЛАЙД №9
Провести сравнительную характеристику.
Пластическое интонирование с закрытыми глазами.
III. Развитие навыков групповой работы исследовательского характера, развитие умений извлекать информацию из аудио, литературного и визуального ряда.
СЛАЙД №10
Класс делится на группы, которым предлагается задание:
Прослушать и показать музыкальный отрывок?
Что необычного услышали в исполнении этого отрывка? (состоит из различных по характеру частей)
Сколько образов в музыке? (три)
Какой характер у каждого образа?
- провести сравнительный анализ образов в произведении.
- пластическим движением показать музыкальный отрывок произведения?
IV. Развитие умений аргументированного высказывания. Ответы учащихся.
После прослушивания и работы в группах заслушиваются представители групп с ответами на вопросы.
Каждая группа показывает свой вариант пластического интонирования музыкального отрывка.
V. Характеристика нового жанра в музыке.
Данное занятие является первым из серии уроков о больших музыкально-театральных жанрах.
Опера (от итал. opera — дело, труд, сочинение) — род музыкально-драматического произведения, основанный на синтезе слова, сценического действия и музыки. Литературной основой оперы является либретто, оригинальное или основанное на литературном произведении.
СЛАЙД №11,12
VI. Выступление участников групп. Обсуждение вывода:
Опера всегда основана на литературном произведении. В опере каждый герой имеет свой характер и исполняет свою арию. В опере все выражено музыкой и голосом.
VII. Подведение итогов урока. Оценка деятельности каждой из команд.
Домашнее задание.
Нарисовать понравившийся персонаж из представленного музыкального отрывка.