Цель урока:
1. Образовательная:
- знать понятия последовательного и параллельных соединений;
- формировать умение определять способ связи потребителей в электрической цепи и предложений в тексте.
2. Развивающая:
- совершенствовать навыки владения языковыми средствами научного стиля речи;
- развивать умение убедительно обосновывать и аргументировать свою точку зрения;
- работать в группах.
3. Воспитательная:
- содействовать развитию мировоззренческой идеи единства мира и его познания.
Задачи:
- вспомнить, что такое текст;
- научиться определять способы связи предложений в тексте, составлять программу действий, проводить эксперимент и делать выводы;
- закрепить умение находить “данное” и “новое”.
Оборудование:
- источники питания, лампочки на подставке, соединительные провода, ключи;
- елочные гирлянды, искусственная елка, елочные украшения;
- презентация; персональные компьютеры, smart-board.
Раздаточный материал: тексты научного стиля, план написания синквейна, интерактивный кроссворд, персональные карточки.
Методы обучения: словесный (беседа); наглядный (презентация); практический (составление электрических цепей, работа с текстом).
Ход урока
I. Организационный момент (1 мин.)
II. Актуализация знаний (8 мин.) Слайд 1.
Учитель физики. Здравствуйте все, кто пришел к нам сегодня на необычный урок!
Ученик. А почему необычный урок? Что в нём такого необычного?
Учитель рус. языка. Это не просто урок. Будто в волшебном сне в школе сегодня засияют огни, музыка здесь зазвучит и смех. Праздник сегодня для всех.
Учитель физики. С Новым годом мы вас поздравляем, счастья всем мы вам желаем.
Учитель рус. языка. Чтобы прожить вам этот год без печалей и без бед, чтобы охотно трудились, ну а в праздник веселились.
Учитель физики. Итак, начинаем наш урок.
Учитель рус. языка. Слайд 2.
И говорить мы сегодня будем о способах связи.
- Вспомним, что такое текст? Составьте определение понятия текст на smart-board. Слайд 3.
Ученик. Текст - это группа предложений, связных друг с другом по смыслу и грамматически. Слайд 4.
Учитель рус. языка. Текст позволяет выразить мысль, обеспечить ее развитие за счет того, что каждое следующее предложение добавляет к сказанному что-то новое.
А что означает в предложении “данное”, а что - “новое”? Составьте определение понятий “данное” и “новое” на smart-board. Слайд 5.
Ученик. “Новое” - основное сообщение. “Данное” служит для связи предложений в тексте. В нем повторяется часть предыдущего высказывания. Слайд 6.
Учитель рус. языка. Какие способы связи в тексте вы знаете? Слайд 7.
Ученик. Последовательная (цепная) и параллельная.
Учитель рус. языка. Составьте схемы последовательной и параллельной связи в тесте на smart-board.
Ученик. Слайд 8.
Учитель рус. языка. Слайд 9.
Выполним практическую работу с текстом. Приложение 1.
1. Определите стиль речи текста и аргументируйте свой ответ.
2. Определите способ связи предложений в тексте.
(Собираются работы после их выполнения) Приложение 2.
Учитель рус. языка. К какому стилю относится первый текст? Второй? Обоснуйте свой ответ.
Ученик. Точность, логичность, объективность, конкретность, отсутствие образности и эмоциональности в текстах, использование научных терминов – всё говорит о том, что эти тексты научного стиля.
Учитель рус. языка. Где могут быть, по вашему мнению, размещены эти тексты?
Ученик. В учебнике по физике.
Учитель рус. языка. Когда мы с вами знакомились со способами связи предложений в тексте, то говорили о том, что на уроках физики вы также встретитесь с понятиями: последовательная и параллельная связь.
Учитель физики. Некоторые учащиеся вашего класса занимаются в физическом кружке и уже познакомились с понятиями электрическая цепь, ее условными обозначениями, видами соединений проводников, приобрели навыки сборки электрических цепей.
Ребята, назовите основные элементы электрической цепи.
Ученик. Источник тока, потребители, система управления и соединения. Слайд 10.
Учитель физики. Соотнесите элементы электрической цепи с их условными обозначениями на smart-board.
Ученик. Слайд 11.
Учитель физики. Составьте определение на smart-board последовательного соединения проводников. Слайд 12.
Ученик. Слайд 13.
Учитель физики. Составьте определение на smart-board параллельного соединения проводников. Слайд 14.
Ученик. Слайд 15.
Учитель физики. Михаил Васильевич Ломоносов писал: “Один опыт я ставлю выше 1000 мнений, рожденных воображением”. Эксперимент дает нам возможность наглядно убедиться в справедливости выдвинутых гипотез. Вы уже знакомы с правилами проведения эксперимента:
1. Ставим цель эксперимента.
2. Производим наблюдения.
3. Фиксируем результаты эксперимента.
4. Делаем выводы.
Учитель физики. Выполним практическую работу в группах. Слайд 16. Приложение 3.
Учитель рус. язык. Приближается Новый год. А в канун Нового года мы очень ждём тёплых, нежных слов от своих родных и близких, поэтому предлагаю сейчас тем ребятам, которые не задействованы в практической работе по физике, написать текст с поздравлением! Кому? Думаю, вы решите сами. Но обязательное условие: использовать в текстах последовательную или параллельную связь предложений. Время работы для всех 10 минут.
Учитель физики. Настало время представления результатов физических экспериментов, которые дадут нас возможность оценить преимущества и недостатки последовательного и параллельного соединений.
Ученики 1 группы. Слайд 18.
Ученики 2 группы. Слайд 18.
Ученики 3 группы. Слайд 18.
Ученики 4 группы. Слайд 18.
Все работы сдаются на проверку.
Ученик 1. А давайте украсим нашу ёлочку новогодними гирляндами и позовём к нам на праздник Дедушку Мороза.
Ученик 2. У нас и ёлочные игрушки есть, и мишура.
Ученик 3. А мы уже отправили письмо с приглашением для Дедушки Мороза (стук в дверь)
Учитель физики. (Открывает дверь и получает телеграмму)
В гости к нам пришёл сегодня
Новогодний почтальон
И письмо от Деда Мороза
Для ребят доставил он. (Читает телеграмму)
“С Новым годом! С новым счастьем! Задержался, не успел!
Наряжайте, дети, ёлку, сам помочь я вам хотел.
А ещё придумал вот: разгадайте-ка кроссворд.
Я приеду – посмотрю и подарки подарю!”
Учитель рус. языка. Ребята, давайте выполним задание Деда Мороза и разгадаем интерактивный кроссворд, в котором вы встретитесь со знакомыми физическими понятиями и используемыми в русском языке. Слайд 19. Приложение 4.
Дети разгадывают интерактивный кроссворд (программа дает возможность сразу оценить результат работы).
Учитель физики. Слайд 20. Давно пора нам с Вами украсить новогоднюю елку, и без елочной гирлянды нам не обойтись. Познакомившись с видами соединения проводников и узнав их недостатки и преимущества, давайте определимся, какой гирляндой будем украшать нашу елку. Обоснуйте свой выбор.
Ученики. Конечно же, параллельного соединения!
Учитель рус. языка. Ребята, вы сами убедились, что понятия последовательного и параллельного соединения используются и в русском языке, и в физики при изучении электрических явлений.
Они имеют единое значение. Так, если в тексте с последовательным соединением убрать одно предложение, то текст теряет смысл. Тогда, как при параллельном соединении текст имеет свою логическую завершённость, даже если мы удалим одно предложение, начиная со второго. Точно так же и в проводниках: если выходит из строя одно звено при последовательном соединении, то не работает вся цепь. А при параллельном соединении цепь продолжает работать.
Стук в дверь. Появляются Снегурочка и Новый год.
Новый год. Добрый день, дорогие друзья! С Новым годом! С новым счастьем!
Дедушка Мороз, к сожалению, не смог прийти к вам сегодня. Но он обязательно придёт к вам в новогоднюю ночь. Слайд 21.
Снегурочка. Пусть год новый в каждую школу принесет добра достаточно всем на радость и удовольствие. От души примите поздравления и наилучшие пожелания: в здоровье жить всем – и большим, и малым!
Новый год. Пусть сбудутся ваши мечты все в этом году! Пусть улыбается вам судьба на каждом шагу! Счастье и здоровье! С Новым годом!
Учитель рус. языка. Спасибо всем за работу. Урок окончен.
Ученик 1. Ну и как тебе сегодняшний урок?
Ученик 2. Кажется нормально! Но хочется чего-то супер весёлого.
Ученик 3. Тогда время перейти к играм, конкурсам и развлечениям.