Урок по физической культуре на тему "Развитие спорта в разных эпохах". 4-й класс

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 4


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (21 МБ)


Класс: 4

Урок-исследование, в рамках междисциплинарного исследования “Эпохи”.

Цель урока:

  • Ознакомить учащихся с историей развития спорта в разных эпохах.
  • Способствовать раскрытию центральной идеи междисциплинарной темы “Эпохи”

Задачи:

Образовательные:

  • Проследить развитие спорта.
  • Закрепление элементов:
  • легкой атлетики: метание мяча, бег на короткие дистанции,
  • элементов гимнастики: опорные прыжки
  • элементов спортивных игр: ведение и передачи мяча.

Оздоровительные:

  • Воспитание физических качеств (быстрота, сила, ловкость)

Воспитательные:

  • Развитие коммуникативных навыков, умение взаимодействовать в команде и проявлять организаторские способности.
  • Воспитание волевых качеств: целеустремленности, смелости, решительности.
  • Воспитание навыков самоорганизации (соблюдение правил выполнения заданий и поведения, умение работать самостоятельно).

Место проведение: спортивный зал

Инвентарь: презентация по теме, переносной экран, ноутбук, гимнастические маты, гимнастические скамейки, обручи, гимнастические палки, гимнастическое бревно, скакалки, теннисные мячи, баскетбольные мячи, футбольные мячи, волейбольные мячи, клюшки и мячи для флорбола, самокаты.

Проверочные листы (для заполнения в конце урока).

Приложение 1,

Приложение 2,

Приложение 3,

Приложение 4.

Костюмы:

  • Для изображения древнего человек: парик, шкура, копье.
  • Для изображения древнегреческой богини: белая простыня, венок на голову.
  • Для изображения Пьера де Кубертена: черный пиджак и цилиндр.
Части урока Содержание Дозировка Организационно

Методические указания.

Подготовительная часть Построение. Сообщение темы, цели и задач урока.

Слайд №1,2

Учитель: В течение урока вам надо найти ответы на следующие вопросы.

Как развивался и менялся спорт в разных эпохах?

Слайд №3

Учитель: “Сегодня на уроке, мы, как на машине времени будем перемещаться в разные эпохи и узнаем, как развивался спорт. Начнем с первобытнообщинного общества, а к концу урока вернемся в современный мир.

2 мин Зал подготовлен к уроку: разделен на две части.

1 часть “Доисторическое время”. И подготовлен инвентарь для Нового и Новейшего времени.

2 часть “Древний мир”

Основная часть Слайд № 4 Учитель: “Мы попадаем

В доисторическое время, когда люди жили ещё в пещерах. Чтобы не погибнуть от голода и холода, им приходилось охотиться на диких животных.

В те времена охота была очень опасным делом. Во время охоты слабый человек легко становился жертвой дикого зверя. Победить животных могли только быстрые, сильные, ловкие и выносливые люди.

Поэтому подготовка начиналась с детства. Взрослые учили детей быстро и долго бегать, преодолевать препятствия, плавать под водой, умело прыгать, бесшумно ползать, лазить по высоким деревьям и метко бросать камни!”

Полоса препятствий: переползание по матам, опорный прыжок через, “козла”, подтягивания по гимнастической скамейке, прыжки через натянутые скакалки, прыжки из обруча в обруч, ходьба по гимнастическому бревну, “паутина”.

Игра “Метко в цель” - метание мяча в цель.

Древний мир. Слайд №5,6

Древняя Греция 776г до н.э.

“Я приглашаю всех в Грецию, где каждые четыре года проводятся соревнования в честь бога Зевса! На античные Олимпийские игры! Праздник мира!

Слайд №7. Во время игр прекращаются все войны, и наступает перемирие. А греки, которые следуют на Олимпиаду, пользуются правом свободного проезда через территорию противника.

Слайд№8. Олимпийцами могли стать только греки по происхождению, причем только свободные люди и только мужчины. Женщинам запрещалось быть даже зрителями. За спортсменами внимательно и строго наблюдали судьи – элланодики.

Слайд №9,10. Атлеты соревнуются в самых разных видах физических упражнений

Эстафеты:

1 Бег с эстафетной палочкой до контрольной стойки, вернуться назад, оббежать команду, передать эстафету.

2. “метание копья”. Слайд №11

3. Прыжки в длину с места.

4. “колесница (бег в парах с обручем) Слайд №12

Слайд №13. Игра - “Борющаяся цепь”

Слайд №14. Учитель: “Победителей награждали венком из оливковых деревьев - знак расположения богов и бессмертной славы”.

Слайд №15. “Олимпийские игры проводились непрерывно 169 лет! 292 раза собирались спортсмены на соревнования!Но в 394 г – уже нашей эры – римский император Феодосий I запретил олимпийские соревнования.

Олимпийские игры прекратили своё существование, чтобы вернуться к нам после большого перерыва”.

35 мин Учащиеся, освобожденные от практики по состоянию здоровья, помогают в организации урока.

Учитель изображает древнего человека.

Учащиеся садятся в круг.

Задания расположены на половине зала.

Старт учащихся с разных позиций.

Учитель обеспечивает страховку на опорном прыжке.

Цель для игры - попасть мячом в “мамонта”, который нарисованн мелом на гимнастическом мате.

Учащиеся переходят на другую половину спортивного зала.

Учитель изображает древнегреческую богиню (бога).

Для эстафет класс делится на команды.

Учащиеся сидят на скамейках по командам.

“Метание копья” - метание гимнастической палки в футбольные ворота с отмеченной линии).

Прыжки с места – командные (учащиеся из одной команды прыгают друг за другом, с места приземления предыдущего участника).

Средние века. Слайд №16

Учитель: “Времена крестовых походов. Занятия спортом церковь считала дьявольской затеей. Ни о каких Олимпийских играх не могло быть и речи.

Рыцарские турниры. Народные игры, включавшие бег, прыжки, метание тяжестей и борьбу. Люди состязаются в плавании, гребли, в играх с мячом.

Начинают изготавливать коньки”.

Эпоха возрождения. Слайд №17

Учитель: “На протяжении многих веков люди мало интересовались физической культурой. Но в 19 в. спорт снова стал популярным. Люди стали изучать античную науку и искусство. Возникла идея возрождения спортивных соревнований”.

Появлялось всё больше спортивных клубов. Развитие получили фехтование, бокс, гимнастика, плавание, в это время формировалось большинство современных видов спорта”

  Учащиеся, освобожденные по состоянию здоровья от выполнения физических упражнений, становятся элланодиками (имеют значок судьи Приложение 5).

Следят за соблюдением правил и объявляют результаты соревнований.

Новое время. Слайд №18

Учитель: “Самое главное событие произошло, когда француз Пьера де Кубертен возродил проведение Олимпийских игр. Первые современные игры проходили в Греции в Афинах 1896г.

С тех пор игры проводятся раз в четыре года, не только летом, но и зимой.

Слайд №19. Был придуман символ игры: пять переплетенных колец. Олимпийские игры превратились в главные спортивные соревнования в мире. Все больше и больше спортсменов принимают в них участие.

Слайд №20. В это время, развивались и появлялись новые виды спорта, например: легкая атлетика, гимнастика, велосипедные гонки, фигурное катание, лыжные гонки, стрельба, теннис, футбол, баскетбол, хоккей и многие другие.

Эстафеты:

  1. ведение футбольного мяча “змейкой” до контрольной стойки и обратно.
  2. ведение баскетбольного мяча и бросок в кольцо.
  3. ведение мяча клюшкой.

Игра с волейбольным мячом “ Передал-садись”

Учитель: “Победителей награждают золотой, серебряной или бронзовой медалью”

  Учитель в черном цилиндре изображает Пьера де Кубертена.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся, освобожденные от практики по состоянию здоровья - судьи. Они имеют свисток, значок судьи (Приложение 6). Судьи следят за соблюдением правил и объявляют результаты соревнований.

Новейшее время. Современный мир. Слайд №21

Учитель: “Сейчас модно быть здоровым и хорошо выглядеть, поэтому спорт не теряет своей популярности, а скорее наоборот!

Открываются новые технические возможности.

Возникают и развиваются новые виды спорта и создается новое спортивное оборудование (парашютный спорт, альпинизм, скетбординг, сноубординг, водные лыжи, ролики, кёрлинг, авто и мотто гонки и другие)”.

Эстафета “Гонки на самокатах”.

Учитель: “Проводится много соревнований: чемпионаты стран, Европы, мира и, конечно, Олимпийские игры.

Слайд №22. Проводятся не только летние, но и зимние олимпийские игры.

Слайд №23. Совершенствование методов тренировок и разработка экипировки привело к значительному повышению результатов и установлению новых рекордов”.

Задание для команд: Слайды №24-26

“Посмотрите на предложенные картинки и сравните спортивное оборудование и экипировку спортсменов? Обсудите в командах, как она изменилась?”

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Команды получают картинки с изображением технических изобретений и разработок в спорте и старых моделей (велосипеды, стартовые колодки, экипировка плавцов, фотофиниш) для обсуждения и нахождения отличий.

Заключительная часть Учитель: “Надеюсь, что вам понравилось наше путешествие! Мы побывали с вами в разных эпохах! Вы попробовали выполнять разные задания. узнали об истории спорта и я думаю, нашли ответы на вопросы, поставленные в начале урока:
  • Как появилась физическая культура?
  • Как развивался и менялся спорт в разных эпохах?

Домашнее задание.

Собраться спортивной командой, в которой, вы принимали сегодня участие, и написать ответы на предложенные вопросы (приложение 1,2,3,4)

3 мин Учащиеся задают, интересующие вопросы.