Урок "Путешествие в музыкальный мир Эдварда Грига". 3-й класс

Разделы: Музыка, Начальная школа

Класс: 3


Тип урока: сообщение новых знаний.

Цель урока: Познакомить ребят с творчеством Эдварда Грига

Задачи:

образовательные

  • изучить взаимосвязь музыкального и литературного творчества на примере музыки Э. Грига, дать представление о таких компонентах музыки как мелодия, темп, динамика, тембр;
  • активное накопление слухового запаса школьников;
  • работа над звуком, фразой, характером произведения;

воспитательные

  • воспитывать интерес и уважение к музыке и культуре народов мира;

развивающие:

  • формировать нравственно-эстетические и эмоциональные переживания учащихся на основе разнообразных форм восприятия музыкальных произведений,
  • развивать умение применять музыкальные знания;
  • развивать интерес учащихся к самостоятельному изучению материала.

Ход урока

Речь и деятельность учителя Речь и деятельность учеников

Слайд 1 Вход класса под музыку «Утро» Э. Грига (играю на рояле)

– Под музыку какого композитора мы вошли? (Напоминаю распевку со словами из 2 класса, ребята вспомнили слова и мелодию).

Музыка Эдварда Грига

Слайд 2-3

Мы сегодня путешествуем по удивительному музыкальному миру норвежского композитора Эдварда Грига.

Норвегия – страна северная, горная, сказочная.

Мы закроем глаза и с помощью музыки перенесемся в эту страну.(Звучит запись «Утра» отрывок)) Подумайте, как композитор добивается красок утра? На доске появляются слова, нарисованные как лучики солнца: «Мелодия», «Динамика», «Тембр»

Слайд 4

Мелодия плавная и светлая, Музыка постепенно усиливается. Становится громче и громче.

Звук обогащается различными инструментами.

Посмотрите на доску – знакомая мелодия, записанная нотами. Распеваемся на звук «о», «у», закрытым ртом и со словами «Солнышко всходит и небо светлеет, природа проснулась и утро пришло». Слайд 5

Ребята пробуют голосом изобразить «утро»

(Добиваемся постепенного усиления звука)

Хорошо!

– Но этой музыки могло бы и не быть, если бы не писатель Генрик Ибсен. Слайд 6

Дело в том, что он написал драму. Драма – это литературное произведение для исполнения на сцене. Музыку к своей драме Ибсен попросил написать Э. Грига. Хотя композитор и признавался, что эта работа шла с трудом, музыка стала бессмертной. Получилась сюита «Пер Гюнт».

Главный герой Пер Гюнт – смелый, обаятельный парень. Он так нахвастался и заврался в своей деревушке, что её жители прогнали его. И вот пошёл Пер Гюнт странствовать по миру и искать счастье на чужой стороне.

Судьба забрасывает его «В пещеру горного короля» Слайд 7.

Послушаем эту музыку и подумайте, кого он там встретил, что эти существа делают?

Ответы детей: Маленьких гномов.

Сначала идут, как на цыпочках, а потом все смелее и громче, шествие превращается в дикую пляску.

Молодцы!

Норвежский народ населил леса и горы своей страны фантастическими существами, добрыми и злыми духами: гномами, троллями, эльфами, и сочинил множество прекрасных сказок.

А Григ любил природу и сказки, любил мечтать и фантазировать.Давайте еще раз проникнем в «Пещеру горного короля». При повторном прослушивании – понаблюдайте, как развивается мелодия, темп, тембр, динамика?

Задание по рядам:

1 ряд – как будет меняться динамика в музыке? (Динамика – сила музыки)

2 ряд – как будет меняться тембр. (Окраска звучания)

3 ряд – как будет меняться мелодия.( не меняется)

После прослушивания повторяем: – Какая Мелодия в этом произведении, какие – Динамика, Тембр. а какой же – Темп? (скорость произведения) А кто может изобразить троллей, показать, как постепенно меняется скорость движения, как ускоряется темп, как настороженный шаг превращается сначала в шествие, а потом в дикую пляску. (Несколько желающих изображают троллей (отрывок из произведения), а остальные ребята хлопают в ладоши)

Рассказы детей.

 

Получилось у наших троллей двигаться под музыку?

Да.

А наши тролли почувствовали изменение скорости произведения?

Еще бы, в конце дыхания не хватало, хорошо, что в конце музыка просветлела и успокоилась.

Почувствовали, что такое темп?

Да.

И так, наш Пер Гюнт еле ноги унес из пещеры горного короля …И еще целых 40 лет странствовал по миру, попадая в разные истории, пока не понял, что его тянет на Родину, в свой родной край.

По дороге в дом Пер Гюнт встречает Пуговочника, который переплавляет людей, бессмысленно проживших жизнь, в пуговицу без ушка.

Пер осознает, что жизнь прожил зря.

Но вдруг слышит песню своей возлюбленной, которую бросил много лет тому назад: «Может она его не забыла?»

Ослепшая Сольвейг нашла умирающего Пера, успокаивает его и поет колыбельную песню. Пуговочник расстаял.

– Послушайте, о чем поет Сольвейг, с каким чувством (пою сама)

«Она не забыла, а он забыл, (Слайд 8)
Она сохранила, а он расточил,
О, если бы можно начать все сначала
Ведь здесь меня царство мое ожидало.»

Закончим урок прекрасной лирической песней Э. Грига «Заход солнца (Слайд 9) почувствуйте, как композитор добивается ощущение конца дня, как развивается музыка. (Темп, тембр, динамика, мелодия)

Исполнение песни. 

Мелодия плавная, минорная, жалостливая, темп – медленный, тембр голоса – теплый, нежный, она до сих любит Пера, динамика тихая ,в конце – надежда, что увидит любимого.

Сегодня мы на уроке путешествовали по сказочным закоулкам Норвегии на примере музыки Эдварда Грига. Понятна ли нам музыка другой страны? Слушая музыку, нужен ли нам переводчик?

Нам музыка понятна, она отражает человеческие чувства, отражает жизнь.

 

 

А вы, каждый, оцените свое отношение к музыке на уроке в Слайде 10

Ответы ребят

Эдвард Григ воспевал природу своей страны, его музыку слушают во всем мире, а значит жизнь прожил не зря. (Слайд 11.)

 

Презентация