Элективный курс "Страноведение Великобритании"

Разделы: Иностранные языки


Элективный курс « Страноведение Великобритании» предназначен для учащихся 8-го класса, изучающих английский язык и имеющих основные знания об англоязычных странах. Страноведческое содержание этого курса направлено на обеспечение возможности изучать национальную культуру английского народа. В основу курса положен коммуникативный подход к овладению всеми аспектами иноязычной культуры.

Содержание курса тесно связано с такими предметами, как география, история и музыка.

Цель курса: содействие формированию социокультурной коммуникативной компетенции учащихся, дальнейшее совершенствование языковых навыков и умений, различных видов деятельности и форм речи (устной и письменной, диалогической и монологической).

Данный курс направлен на:

  • развитие способностей учащихся использовать английский язык как средство образования и самообразования;
  • художественно-эстетическое развитие при соизучении английского языка и культуры Великобритании;
  • удовлетворение современных познавательных интересов учащихся в освоении мира и коммуникативных потребностей в межкультурном общении;
  • обогащение активного словаря учащихся необходимым запасом специальных терминов и понятий, связанных с данной темой;
  • развитие умений собирать, анализировать и систематизировать страноведческую информацию;
  • способствование воспитанию у детей понимания и уважения к другой культуре.

Принципы отбора материала:

  1. Доступность. Степень сложности текстов определяется уровнем овладения учащимися основами английской грамматики и способностью использовать английский язык как средство познания мира.
  2. Преемственность. Материал логично вытекает из всех страноведческих материалов языковых курсов прошлых лет, построенных по программе базисного учебного плана для общеобразовательной школы.
  3. Аутентичность. Учащиеся работают с оригинальными текстами англоязычных авторов, содержащими сведения об экономической и политической жизни других стран, расширяя свой кругозор, а также с различного рода объявлениями, периодикой, информацией, содержащей различные данные из жизни Великобритании.
  4. Социальная значимость. Материал является необходимым для знакомства с действительностью Великобритании, для формирования мировоззрения, совершенствования владения английским языком и для последующего оперирования полученными знаниями при включении в диалог культур, то есть для реализации современного метода творческого и коммуникативно-ориентированного обучения иностранным языкам.
  5. Научность. Материалы данного курса основаны на творческом и научном подходе к используемому материалу.

Курс рассчитан на 34 часа в год, т.е. 1 час в неделю.

В курсе выделяется 15 страноведческих тем.

При работе над каждой из тем учащиеся

  • выполняют познавательно-поисковые страноведческие задания;
  • слушают лекции учителя по тематическим подразделам, которые могут представлять особую трудность при их изучении;
  • выполняют групповые и индивидуальнее проекты и выступают с отчётами о результатах работы по ним;
  • оценивают вместе с учителем качество своей работы, сравнивая культуру Великобритании и России.

Типовое распределение учебного времени:

  • Объяснения и обсуждения – 15%
  • Разговорная практика и устные презентации – 40%
  • Практика понимания речи на слух – 20%
  • Чтение – 10%
  • Письменная практика – 5%
  • Контроль усвоения знаний в разных формах – 10%

Данный курс предполагает интенсивное использование англоязычных сайтов сети Интернет по страноведческой тематике.

Общеобразовательные и воспитательные задачи:

  1. Обогатить школьников знаниями об историко-культурном развитии Великобритании, исторической памяти и культурном наследии народа, образе жизни людей в современном британском обществе.
  2. Развить умения проводить на иностранном языке сопоставления между родной и изучаемой культурами , билингвальные умения представлять свою страну в англоязычной среде.
  3. Обогатить представления школьников об этике общения в англоязычной среде с носителями языка.
  4. Развить умения использовать английский язык как средство образования и самообразования при изучении других культур.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

В процессе освоения курса у учащихся будут достигнуты определенные личностные результаты:

  • Формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
  • формирование основ саморазвития и самовоспитания; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности (образовательной, учебно-исследовательской, проектной, коммуникативной);
  • формирование толерантного сознания и поведения личности в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
  • формирование навыков сотрудничества со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
  • принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни:
  • потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек, курения, употребления алкоголя, наркотиков;
  • формирование основ экологического мышления, осознание влияния социально-экономических процессов на состояние природной среды; приобретение опыта природоохранной деятельности;

В процессе освоения курса будут достигнуты определенные метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать урочную и внеурочную (включая внешкольную) деятельность; использовать различные ресурсы для достижения целей;
  • умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции оппонентов, эффективно разрешать конфликты;
  • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
  • готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
  • умение ориентироваться в социально-политических и экономических событиях, оценивать их последствия;
  • владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
  • владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

В процессе освоения курса у учащихся будут достигнуты следующие предметные результаты:

  • достижение уровня владения иностранным языком, превышающего пороговый, достаточного для делового общения в рамках выбранного профиля и для построения индивидуальной траектории развития;
  • формирование умений перевода с иностранного языка на русский при работе с несложными текстами;
  • владение иностранным языком как одним из средств формирования учебно-исследовательских умений, расширения своих знаний в других предметных областях.

По окончании курса учащиеся должны знать:

  • языковые нормы изучаемого языка;
  • об иностранном языке как средстве получения информации и развития личности.

Учащиеся должны уметь:

  • читать с полным пониманием, с пониманием общей идеи или с целью извлечения нужной информации тексты страноведческого характера и аутентичные тексты со словарём;
  • вести краткие записи прослушанного текста с опорой на ключевые слова;
  • подготовить выступление (реферат, презентацию) на английском языке;
  • написать короткое эссе, включающее аргументацию своей точки зрения, статью, письмо;
  • сопоставлять реалии родной и иноязычной культуры;
  • оппонировать и защищать свою позицию при беседе.

Методы и приёмы обучения:

  1. Предъявление материала:
    • ситуативность;
    • объяснение;
    • слушание и повторение.
  2. Тренировка:
    • словарная работа;
    • чтение материала;
    • проверка понимания с помощью различных упражнений типа: ответить на вопросы, «правильно - неправильно», закончить предложение, множественный выбор, подтвердить утверждение предложением из текста, перевести, соотнести и т. д;
    • парная и групповая работа.
  3. Практика:
    • моделирование заданной ситуации;
    • проектная работа;
    • презентация, обсуждение, проведение интервью или опроса;
    • письменная работа в виде эссе, письма, статьи.

Предлагаемые выше формы и методы работы способствуют развитию у учащихся следующих умений:

  • учебные: работа с учебником, картой, словарём и другой справочной литературой, составление плана доклада, сообщения, выступления по проблеме;
  • специальные: осуществлять тематический подбор лексики, делать краткие записи по проблеме;
  • коммуникативные умения по видам речевой деятельности ( чтению, аудированию, говорению, письму)

Формы контроля:

  • тесты;
  • викторина, репортаж, интервью;
  • эссе (в конце темы)
  • проект.

Используемая литература:

  1. Страноведение Великобритании. В.А. Радовель, Ростов на/ Д: Феникс,2005г
  2. Читаем и говорим о Британии и Британцах. В.Ф. Сатинова Мн.: Выш. Шк. 2000г.
  3. Достопримечательности Великобритании. М.В.Васильев. М.: Айрис-пресс, 2007
  4. Интернет энциклопедический сайт «Британская культура»
  5. Журнал «Speak out» за 2010-2012гг.
  6. Журнал «Иностранные языки в школе» за 2009-2012гг.
  7. «О Британии вкратце». Составитель В.В Ощепкова, И.И. Шустилова. М. Просвещение,1993г.

Содержание курса 


п/п
Тема занятия Содержание Кол-во часов Формы работы
1. Вводное занятие. Знакомство с содержанием курса 1 Викторина «Знаете ли вы Великобританию»
2. География Великобритании Географическое положение. Климат. Население. Главные города. 2 Рассказ учителя с использованием презентации. Работа с картой.
3. Экскурс в историю Британии. Страницы британской истории. Британские монархи. 2 Работа с лексикой. Чтение текста. Составление таблицы.
4. Политическая система Великобритании. Гимн. Герб. Флаг. Система управления Великобритании. Реформы Тони Блэйер. Средства массовой информации. 4 Работа с лексикой. Рассказ учителя с использованием презентации. Составление таблицы сравнения политической системы России и Великобритании. Дискуссия «Влияние людей на ход истории и развития страны».
5. Экономика Великобритании Сельское хозяйство. Промышленность. Торговые отношения. Денежная система. 2 Чтение текста с целью поиска заданной информации, ведение записей по тексту. Ответы на вопросы.
6. Система образования Основные ступени обучения. Типы школ. Профессиональное образование. Университеты. 4 Работа с лексикой. Аудирование аутентичных текстов. Составление таблицы сравнения образования в Великобритании и России.
7 Культурное наследие Великобритании. Живопись. Картинные галереи. Музеи. Музыка и музыканты. Концертные залы. Театр. 4 Работа с лексикой. Просмотр репродукций. Прослушивание музыки. Обсуждение. Подготовка учащимися докладов и сообщений о представителях англоязычной культуры. Презентации.
8. Традиции и обычаи британского народа. Праздники и фестивали. Торжественные церемонии. Приёмы пищи. 2 Рассказ учителя. Выборочное чтение. Оформление поздравительных открыток. Викторина.
9. Спорт и отдых. Национальные виды спорта. Зимние и летние виды спорта. Спорт сегодня. Как отдыхают британцы. Любимые занятия: пабы и клубы, садоводство. 2 Работа с лексикой. Чтение текста с целью поиска заданной информации и ответы на вопросы. Составление кроссвордов (парная работа)
10. Британцы. Какие они? Основные черты характера. Английская вежливость. Жизнь по принципу «мой дом- моя крепость». 1 Чтение текста и обсуждение предложенных ситуаций и высказываний великих людей о британцах.
11. Знаменитые исторические личности Великобритании Альфред Великий, Томас Мор, Френсис Дрейк, Оливер Кромвель, Адмирал Нельсон, Уинстон Черчилль, Тони Блэр. 2 Чтение текстов, подготовка рефератов, выполнение теста, квиз-гейм «What do you know about famous historical figures of Great Britain?»
12. Знаменитые британские учёные и изобретатели. Изобретатель телевизора Джон Лоджи Берд, Исаак Ньютон, Джеймс Максвелл, Эрнест Резерфорд, Чарльз Дарвин. 2 Разгадывание кроссворда, чтение текстов с целью поиска заданной информации, ответы на вопросы по тексту, квиз-гейм.
13. Знаменитые британские поэты и писатели. Вильям Шекспир, Роберт Бернс, Джордж Байрон, Чарльз Диккенс, Конан Дойль, Агата Кристи, сёстры Бронтэ. 2 Чтение текста, беседа по прочитанному с использованием презентации, подготовка рефератов.
14. Группа «Beatles» Ливерпуль и группа Битлз. Джон Леннон. 1 Чтение текста и ответы на вопросы, выполнение теста, прослушивание песен группы Битлз, презентация.
15. Путешествие по основным достопримечательностям Великобритании Лондон и его достопримечательности. Замок Виндзор. Озёрный край, Стоунхэндж, озеро Лох Несс. 2 Презентация «Лондон и его достопримечательности», рефераты. Работа с текстами по теме.
16. Итоговое занятие. Представление проектов по любой теме и их устная защита. 2  

Всего занятий за год: 34.