Элективный курс « Страноведение Великобритании» предназначен для учащихся 8-го класса, изучающих английский язык и имеющих основные знания об англоязычных странах. Страноведческое содержание этого курса направлено на обеспечение возможности изучать национальную культуру английского народа. В основу курса положен коммуникативный подход к овладению всеми аспектами иноязычной культуры.
Содержание курса тесно связано с такими предметами, как география, история и музыка.
Цель курса: содействие формированию социокультурной коммуникативной компетенции учащихся, дальнейшее совершенствование языковых навыков и умений, различных видов деятельности и форм речи (устной и письменной, диалогической и монологической).
Данный курс направлен на:
- развитие способностей учащихся использовать английский язык как средство образования и самообразования;
- художественно-эстетическое развитие при соизучении английского языка и культуры Великобритании;
- удовлетворение современных познавательных интересов учащихся в освоении мира и коммуникативных потребностей в межкультурном общении;
- обогащение активного словаря учащихся необходимым запасом специальных терминов и понятий, связанных с данной темой;
- развитие умений собирать, анализировать и систематизировать страноведческую информацию;
- способствование воспитанию у детей понимания и уважения к другой культуре.
Принципы отбора материала:
- Доступность. Степень сложности текстов определяется уровнем овладения учащимися основами английской грамматики и способностью использовать английский язык как средство познания мира.
- Преемственность. Материал логично вытекает из всех страноведческих материалов языковых курсов прошлых лет, построенных по программе базисного учебного плана для общеобразовательной школы.
- Аутентичность. Учащиеся работают с оригинальными текстами англоязычных авторов, содержащими сведения об экономической и политической жизни других стран, расширяя свой кругозор, а также с различного рода объявлениями, периодикой, информацией, содержащей различные данные из жизни Великобритании.
- Социальная значимость. Материал является необходимым для знакомства с действительностью Великобритании, для формирования мировоззрения, совершенствования владения английским языком и для последующего оперирования полученными знаниями при включении в диалог культур, то есть для реализации современного метода творческого и коммуникативно-ориентированного обучения иностранным языкам.
- Научность. Материалы данного курса основаны на творческом и научном подходе к используемому материалу.
Курс рассчитан на 34 часа в год, т.е. 1 час в неделю.
В курсе выделяется 15 страноведческих тем.
При работе над каждой из тем учащиеся
- выполняют познавательно-поисковые страноведческие задания;
- слушают лекции учителя по тематическим подразделам, которые могут представлять особую трудность при их изучении;
- выполняют групповые и индивидуальнее проекты и выступают с отчётами о результатах работы по ним;
- оценивают вместе с учителем качество своей работы, сравнивая культуру Великобритании и России.
Типовое распределение учебного времени:
- Объяснения и обсуждения – 15%
- Разговорная практика и устные презентации – 40%
- Практика понимания речи на слух – 20%
- Чтение – 10%
- Письменная практика – 5%
- Контроль усвоения знаний в разных формах – 10%
Данный курс предполагает интенсивное использование англоязычных сайтов сети Интернет по страноведческой тематике.
Общеобразовательные и воспитательные задачи:
- Обогатить школьников знаниями об историко-культурном развитии Великобритании, исторической памяти и культурном наследии народа, образе жизни людей в современном британском обществе.
- Развить умения проводить на иностранном языке сопоставления между родной и изучаемой культурами , билингвальные умения представлять свою страну в англоязычной среде.
- Обогатить представления школьников об этике общения в англоязычной среде с носителями языка.
- Развить умения использовать английский язык как средство образования и самообразования при изучении других культур.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
В процессе освоения курса у учащихся будут достигнуты определенные личностные результаты:
- Формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- формирование основ саморазвития и самовоспитания; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности (образовательной, учебно-исследовательской, проектной, коммуникативной);
- формирование толерантного сознания и поведения личности в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- формирование навыков сотрудничества со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
- принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни:
- потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек, курения, употребления алкоголя, наркотиков;
- формирование основ экологического мышления, осознание влияния социально-экономических процессов на состояние природной среды; приобретение опыта природоохранной деятельности;
В процессе освоения курса будут достигнуты определенные метапредметные результаты:
- умение самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать урочную и внеурочную (включая внешкольную) деятельность; использовать различные ресурсы для достижения целей;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции оппонентов, эффективно разрешать конфликты;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение ориентироваться в социально-политических и экономических событиях, оценивать их последствия;
- владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
- владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
В процессе освоения курса у учащихся будут достигнуты следующие предметные результаты:
- достижение уровня владения иностранным языком, превышающего пороговый, достаточного для делового общения в рамках выбранного профиля и для построения индивидуальной траектории развития;
- формирование умений перевода с иностранного языка на русский при работе с несложными текстами;
- владение иностранным языком как одним из средств формирования учебно-исследовательских умений, расширения своих знаний в других предметных областях.
По окончании курса учащиеся должны знать:
- языковые нормы изучаемого языка;
- об иностранном языке как средстве получения информации и развития личности.
Учащиеся должны уметь:
- читать с полным пониманием, с пониманием общей идеи или с целью извлечения нужной информации тексты страноведческого характера и аутентичные тексты со словарём;
- вести краткие записи прослушанного текста с опорой на ключевые слова;
- подготовить выступление (реферат, презентацию) на английском языке;
- написать короткое эссе, включающее аргументацию своей точки зрения, статью, письмо;
- сопоставлять реалии родной и иноязычной культуры;
- оппонировать и защищать свою позицию при беседе.
Методы и приёмы обучения:
- Предъявление материала:
- ситуативность;
- объяснение;
- слушание и повторение.
- Тренировка:
- словарная работа;
- чтение материала;
- проверка понимания с помощью различных упражнений типа: ответить на вопросы, «правильно - неправильно», закончить предложение, множественный выбор, подтвердить утверждение предложением из текста, перевести, соотнести и т. д;
- парная и групповая работа.
- Практика:
- моделирование заданной ситуации;
- проектная работа;
- презентация, обсуждение, проведение интервью или опроса;
- письменная работа в виде эссе, письма, статьи.
Предлагаемые выше формы и методы работы способствуют развитию у учащихся следующих умений:
- учебные: работа с учебником, картой, словарём и другой справочной литературой, составление плана доклада, сообщения, выступления по проблеме;
- специальные: осуществлять тематический подбор лексики, делать краткие записи по проблеме;
- коммуникативные умения по видам речевой деятельности ( чтению, аудированию, говорению, письму)
Формы контроля:
- тесты;
- викторина, репортаж, интервью;
- эссе (в конце темы)
- проект.
Используемая литература:
- Страноведение Великобритании. В.А. Радовель, Ростов на/ Д: Феникс,2005г
- Читаем и говорим о Британии и Британцах. В.Ф. Сатинова Мн.: Выш. Шк. 2000г.
- Достопримечательности Великобритании. М.В.Васильев. М.: Айрис-пресс, 2007
- Интернет энциклопедический сайт «Британская культура»
- Журнал «Speak out» за 2010-2012гг.
- Журнал «Иностранные языки в школе» за 2009-2012гг.
- «О Британии вкратце». Составитель В.В Ощепкова, И.И. Шустилова. М. Просвещение,1993г.
Содержание курса
№ п/п |
Тема занятия | Содержание | Кол-во часов | Формы работы |
1. | Вводное занятие. | Знакомство с содержанием курса | 1 | Викторина «Знаете ли вы Великобританию» |
2. | География Великобритании | Географическое положение. Климат. Население. Главные города. | 2 | Рассказ учителя с использованием презентации. Работа с картой. |
3. | Экскурс в историю Британии. | Страницы британской истории. Британские монархи. | 2 | Работа с лексикой. Чтение текста. Составление таблицы. |
4. | Политическая система Великобритании. | Гимн. Герб. Флаг. Система управления Великобритании. Реформы Тони Блэйер. Средства массовой информации. | 4 | Работа с лексикой. Рассказ учителя с использованием презентации. Составление таблицы сравнения политической системы России и Великобритании. Дискуссия «Влияние людей на ход истории и развития страны». |
5. | Экономика Великобритании | Сельское хозяйство. Промышленность. Торговые отношения. Денежная система. | 2 | Чтение текста с целью поиска заданной информации, ведение записей по тексту. Ответы на вопросы. |
6. | Система образования | Основные ступени обучения. Типы школ. Профессиональное образование. Университеты. | 4 | Работа с лексикой. Аудирование аутентичных текстов. Составление таблицы сравнения образования в Великобритании и России. |
7 | Культурное наследие Великобритании. | Живопись. Картинные галереи. Музеи. Музыка и музыканты. Концертные залы. Театр. | 4 | Работа с лексикой. Просмотр репродукций. Прослушивание музыки. Обсуждение. Подготовка учащимися докладов и сообщений о представителях англоязычной культуры. Презентации. |
8. | Традиции и обычаи британского народа. | Праздники и фестивали. Торжественные церемонии. Приёмы пищи. | 2 | Рассказ учителя. Выборочное чтение. Оформление поздравительных открыток. Викторина. |
9. | Спорт и отдых. | Национальные виды спорта. Зимние и летние виды спорта. Спорт сегодня. Как отдыхают британцы. Любимые занятия: пабы и клубы, садоводство. | 2 | Работа с лексикой. Чтение текста с целью поиска заданной информации и ответы на вопросы. Составление кроссвордов (парная работа) |
10. | Британцы. Какие они? | Основные черты характера. Английская вежливость. Жизнь по принципу «мой дом- моя крепость». | 1 | Чтение текста и обсуждение предложенных ситуаций и высказываний великих людей о британцах. |
11. | Знаменитые исторические личности Великобритании | Альфред Великий, Томас Мор, Френсис Дрейк, Оливер Кромвель, Адмирал Нельсон, Уинстон Черчилль, Тони Блэр. | 2 | Чтение текстов, подготовка рефератов, выполнение теста, квиз-гейм «What do you know about famous historical figures of Great Britain?» |
12. | Знаменитые британские учёные и изобретатели. | Изобретатель телевизора Джон Лоджи Берд, Исаак Ньютон, Джеймс Максвелл, Эрнест Резерфорд, Чарльз Дарвин. | 2 | Разгадывание кроссворда, чтение текстов с целью поиска заданной информации, ответы на вопросы по тексту, квиз-гейм. |
13. | Знаменитые британские поэты и писатели. | Вильям Шекспир, Роберт Бернс, Джордж Байрон, Чарльз Диккенс, Конан Дойль, Агата Кристи, сёстры Бронтэ. | 2 | Чтение текста, беседа по прочитанному с использованием презентации, подготовка рефератов. |
14. | Группа «Beatles» | Ливерпуль и группа Битлз. Джон Леннон. | 1 | Чтение текста и ответы на вопросы, выполнение теста, прослушивание песен группы Битлз, презентация. |
15. | Путешествие по основным достопримечательностям Великобритании | Лондон и его достопримечательности. Замок Виндзор. Озёрный край, Стоунхэндж, озеро Лох Несс. | 2 | Презентация «Лондон и его достопримечательности», рефераты. Работа с текстами по теме. |
16. | Итоговое занятие. | Представление проектов по любой теме и их устная защита. | 2 |
Всего занятий за год: 34.