Вода для всех источник жизни,
И без неё никак нам не прожить.
Не зря гласит пословица народная:
"Не плюй в колодец, из которого придётся пить".
Пояснительная записка
Одним из приоритетных направлений государственной политики России является обеспечение экологической безопасности и оздоровления окружающей среды. Выполнение этой задачи невозможно без высокой сознательности населения, особенно подрастающего поколения.
Любой край, город, любая деревня неповторимы. У каждого своя природа, свои традиции, свой быт. Мы живем в посёлке Верх-Нейвинский Свердловской области. Природа нашего края поражает своим великолепием и необыкновенной красотой. В нашем крае есть реки, озёра, родники. Родники – это очарование родной земли.
В нашем детском саду «Солнышко» при активной помощи родителей, детей и сотрудников ДОУ создан проект "Родник – дорога к жизни", представляющий собой целенаправленную деятельность воспитателя по обучению детей старшего возраста, формированию ценностного отношения к родному краю, природе родного края.
В технологической карте проекта «Родники представлены: вид проекта, основное направление, актуальность, проблема, гипотеза, прописаны цель, задачи, формы работы с детьми и родителями, этапы работы над проектом, ожидаемые результаты.
После реализации проект был выдвинут на Областной конкурс по реализации мероприятий по использованию, охране и устройству источников нецентрализованного водоснабжения на территории Свердловской области «Родники» и занял второе место среди дошкольных организаций горнозаводского округа.
Технологическая карта проекта
Название проекта: "Родник – дорога к жизни"
Вид проекта:
- по доминирующей деятельности: познавательно– исследовательский;
- по содержанию: информационно-творческий;
- по времени проведения: краткосрочный (3 месяца).
Основное направление проекта: экологическое воспитание.
Участники проекта: педагоги, дети, родители, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор ФИЗО.
Актуальность проекта
Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой.
В настоящее время проектная деятельность – одна из эффективных форм воспитательно-образовательной работы с детьми в ДОУ. Наш проект познавательно – исследовательский, где дети узнают много нового, будут исследовать, экспериментировать, проводить разные опыты. А также проектный метод позволит объединить детей, родителей и воспитателей в совместной деятельности.
Проблема
У детей недостаточно знаний о значении воды в жизни человека ,о её свойствах, об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения воды и о природоохранной работе по сохранности родников и колодцев.
Гипотеза
Если воздействовать на чувства ребенка с помощью практической, экологически ориентированной и творческой продуктивной деятельности на основе проектного метода, то можно сформировать личность, способную бережно относиться к природным ресурсам (богатствам) родного края, проявлять заботу и беспокойство об их состоянии.
Цель проекта
Формирование у детей знания о значении воды в жизни всего живого на земле: вода-источник жизни, а также формирование осознанного, бережного отношения к воде, как к важному природному ресурсу, то есть воспитание экологического сознания.
Задачи проекта
- Расширять представления детей о значении воды в жизни человека, о водных источниках – родниках, колодцах.
- Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки живой и неживой природы, явления природы. Основные свойства и состояния воды. Развивать познавательные способности, творческое воображение, коммуникативные навыки.
- Приобщать детей к ценностям здорового образа жизни (занятия физкультурой, закаливание, соблюдение правил личной гигиены).
- Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
- Формировать навыки исследовательской деятельности.
- Формировать осознанное, бережное отношение к воде как важному природному ресурсу.
- Воспитывать любовь к родному краю и умение правильно вести себя в природе. Учить играть в природе, не нанося её ущерба.
Формы работы: беседы (см. Приложение 1); продуктивная деятельность (рисование, лепка, коллаж, создание альбомов) (см. Приложение 12); игровая деятельность (с/р игры, дидактические игры, музыкально-театрализованные, подвижные игры, познавательные игры); ознакомление с художественной литературой (чтение, отгадывание загадок, разучивание стихов, поговорок) (см. Приложение 3); здоровьесберегающие технологии (мытьё лица, рук до локтя прохладной водой в течение дня); опытно-исследовательская деятельность (экспериментирование с водой) (см. Приложение 2); экскурсии (см. Приложение 8); наблюдения ( см. Приложение 4); трудовая деятельность; совместная творческая деятельность детей и родителей; проведение музыкально-спортивного праздника.
Содержание работы над проектом
Проект включает в себя следующие тематические блоки:
- «Волшебный мир воды»
- «С чего начинается река»
- «Родники, колодцы Верх-Нейвинска»
- «Природоохранная работа»
1 этап – подготовительный
Июнь.
- Подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта
- Пополнить развивающую среду: подбор художественной литературы по теме; подбор энциклопедий, карт, схем; составление картотек загадок, стихов, поговорок; составление картотеки опытов с водой; подготовка оборудования для опытов с водой; подбор иллюстраций с изображением: реки, озера, моря, родники, колодцы, предметных картинок с сюжетами использования воды.
- Разработать план работы по реализации проекта "Родник – дорога к жизни"
- Подготовить информацию для родителей по темам:
- "Правила поведения на воде";
- "Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников";
- "Почему воду нужно беречь?"
- Памятка «Что почитать детям о воде».
- Создание проблемной ситуации: "Письмо от Капитошки".
2 этап – основной (планирование и организация деятельности) (см. Приложение 13).
3 этап – заключительный
Август.
- Презентация проекта.
- Праздник стиха "Вода, вода – кругом вода..." (см. Приложение 5)
- Выставка детских работ "Вода, вода – кругом вода..."
- Оформление сказки «Приключения Капитошки».
- Презентация мини – музея Капитошки (см. Приложение 6).
- Фотовыставка «У колодца» (родители, дети) (см. Приложение 7).
- Макет "Колодец" (см. Приложение 9).
- Альбом «Экологические знаки, охраняющие и сберегающие воду» – экологический патруль (см. Приложение 10).
- Итоговое мероприятие – экологический праздник «Телепередача «Окно в природу» (см. Приложение 5).
- Доставка питьевой воды ветеранам МКДОУ д/с к.в. «Солнышко» (см. Приложение 11).
Совместная деятельность с родителями
- Сбор материала о воде.
- Организация мини-музея Капитошки.
- Подготовка к празднику стиха "Вода, вода – кругом вода..." (оформление страничек о воде).
- Организация экскурсии на колодец.
- Создание фотовыставки «У колодца».
- Изготовление экологических знаков и расклеивание их на колодцах и у водоёмов.
Ожидаемые результаты
Дети: После проведённой работы дети узнают, что без воды не может быть жизни на Земле, что в природе все взаимосвязано. У дошкольников расширятся представления о том, что вода – очень ценный продукт, она нужна всем живым существам: растениям, животным, человеку. У детей сформируются знания о значении воды, вода – источник жизни, вода необходима для поддержания и обеспечения жизни человека. Дети узнают о круговороте воды в природе.
У детей разовьётся объемно-пространственное воображение, сформируются основы экологической культуры, дети узнают: какой бывает вода, научатся самостоятельно проводить лабораторные опыты с водой, определяя ее качества и свойства. Знание свойств воды поможет понять особенности водных организмов, их приспособленность к водной среде: что растет в водоеме, кто живет, почему?
Дети станут понимать необходимость бережного отношения к воде, как к природному ресурсу. Получат знания о природоохранительной деятельности на воде, о сохранении природы. Будут бережно относиться к родникам.
У детей расширится кругозор, появится интерес к своей малой Родине. Дети станут замечать красоту окружающей природы.
Родители: Родители станут активными участниками проекта. Оценят важность и необходимость формирования у детей ценностного отношения к природе. Родители в результате деятельности в образовательном проекте расширят свои знания о родниках, колодцах Верх-Нейвинска, важности знакомства с ними детей, а также о сохранении природы.
Педагоги: Получат позитивный эмоциональный контакт при разработке и реализации проекта с детьми и родителями. Будет реализован единый подход к воспитанию любви к родной природе, в семье и в детском саду.
Список использованной литературы:
- Масленникова О.М., Филиппенко А.А. «Экологические проекты в детском саду». – Волгоград: Учитель, 2009.
- Аксенова З.Ф. «Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников». – М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников». – М.: ВАКО, 2005.
- Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». – М.: Просвещение, 2010.
- Гальцова Е.А. «Театрализованные и игровые занятия с детьми». – Волгоград: Учитель, 2008.
- Н.А.Рыжова. Программа экологического воспитания дошкольников «Наш дом – Природа»
- Т.М.Бондаренко. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006.
- В.Н. Волчкова, Н.В.Степанова. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Изо. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006.
- Л.Г.Горькова, А.В.Кочергина, Л.А.Обухова. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. – Москва: «Вако», 2005.
- Евдокимова Б.С. Технология проектирования в ДОУ.– М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Боровлева А.В. Проектный метод как средства повышения качества образования. // Управление ДОУ №7, 2006.
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
- Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
- Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина. Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2010.
- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
- Т.А. Шорыгина «Беседы о воде в природе», – Москва: ТЦ Сфера, 2008.