Проект "Родник – дорога к жизни"

Разделы: Работа с дошкольниками


Вода для всех источник жизни,
И без неё никак нам не прожить.
Не зря гласит пословица народная:
"Не плюй в колодец, из которого придётся пить".

Пояснительная записка

Одним из приоритетных направлений государственной политики России является обеспечение экологической безопасности и оздоровления окружающей среды. Выполнение этой задачи невозможно без высокой сознательности населения, особенно подрастающего поколения.

Любой край, город, любая деревня неповторимы. У каждого своя природа, свои традиции, свой быт. Мы живем в посёлке Верх-Нейвинский Свердловской области. Природа нашего края поражает своим великолепием и необыкновенной красотой. В нашем крае есть реки, озёра, родники. Родники – это очарование родной земли.

В нашем детском саду «Солнышко» при активной помощи родителей, детей и сотрудников ДОУ создан проект "Родник – дорога к жизни", представляющий собой целенаправленную деятельность воспитателя по обучению детей старшего возраста, формированию ценностного отношения к родному краю, природе родного края.

В технологической карте проекта «Родники представлены: вид проекта, основное направление, актуальность, проблема, гипотеза, прописаны цель, задачи, формы работы с детьми и родителями, этапы работы над проектом, ожидаемые результаты.

После реализации проект был выдвинут на Областной конкурс по реализации мероприятий по использованию, охране и устройству источников нецентрализованного водоснабжения на территории Свердловской области «Родники» и занял второе место среди дошкольных организаций горнозаводского округа.

Технологическая карта проекта

Название проекта: "Родник – дорога к жизни"

Вид проекта:

  • по доминирующей деятельности: познавательно– исследовательский;
  • по содержанию: информационно-творческий;
  • по времени проведения: краткосрочный (3 месяца).

Основное направление проекта: экологическое воспитание.

Участники проекта: педагоги, дети, родители, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор ФИЗО.

Актуальность проекта

Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой.

В настоящее время проектная деятельность – одна из эффективных форм воспитательно-образовательной работы с детьми в ДОУ. Наш проект познавательно – исследовательский, где дети узнают много нового, будут исследовать, экспериментировать, проводить разные опыты. А также проектный метод позволит объединить детей, родителей и воспитателей в совместной деятельности.

Проблема

У детей недостаточно знаний о значении воды в жизни человека ,о её свойствах, об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения воды и о природоохранной работе по сохранности родников и колодцев.

Гипотеза

Если воздействовать на чувства ребенка с помощью практической, экологически ориентированной и творческой продуктивной деятельности на основе проектного метода, то можно сформировать личность, способную бережно относиться к природным ресурсам (богатствам) родного края, проявлять заботу и беспокойство об их состоянии.

Цель проекта

Формирование у детей знания о значении воды в жизни всего живого на земле: вода-источник жизни, а также формирование осознанного, бережного отношения к воде, как к важному природному ресурсу, то есть воспитание экологического сознания.

Задачи проекта

  1. Расширять представления детей о значении воды в жизни человека, о водных источниках – родниках, колодцах.
  2. Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки живой и неживой природы, явления природы. Основные свойства и состояния воды. Развивать познавательные способности, творческое воображение, коммуникативные навыки.
  3. Приобщать детей к ценностям здорового образа жизни (занятия физкультурой, закаливание, соблюдение правил личной гигиены).
  4. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
  5. Формировать навыки исследовательской деятельности.
  6. Формировать осознанное, бережное отношение к воде как важному природному ресурсу.
  7. Воспитывать любовь к родному краю и умение правильно вести себя в природе. Учить играть в природе, не нанося её ущерба.

Формы работы: беседы (см. Приложение 1); продуктивная деятельность (рисование, лепка, коллаж, создание альбомов) (см. Приложение 12); игровая деятельность (с/р игры, дидактические игры, музыкально-театрализованные, подвижные игры, познавательные игры); ознакомление с художественной литературой (чтение, отгадывание загадок, разучивание стихов, поговорок) (см. Приложение 3); здоровьесберегающие технологии (мытьё лица, рук до локтя прохладной водой в течение дня); опытно-исследовательская деятельность (экспериментирование с водой) (см. Приложение 2); экскурсии (см. Приложение 8); наблюдения ( см. Приложение 4); трудовая деятельность; совместная творческая деятельность детей и родителей; проведение музыкально-спортивного праздника.

Приложения 1-13

Содержание работы над проектом

Проект включает в себя следующие тематические блоки:

  1. «Волшебный мир воды»
  2. «С чего начинается река»
  3. «Родники, колодцы Верх-Нейвинска»
  4. «Природоохранная работа»

1 этап – подготовительный

Июнь.

  1. Подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта
  2. Пополнить развивающую среду: подбор художественной литературы по теме; подбор энциклопедий, карт, схем; составление картотек загадок, стихов, поговорок; составление картотеки опытов с водой; подготовка оборудования для опытов с водой; подбор иллюстраций с изображением: реки, озера, моря, родники, колодцы, предметных картинок с сюжетами использования воды.
  3. Разработать план работы по реализации проекта "Родник – дорога к жизни"
  4. Подготовить информацию для родителей по темам:
    • "Правила поведения на воде";
    • "Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников";
    • "Почему воду нужно беречь?"
    • Памятка «Что почитать детям о воде».
  5. Создание проблемной ситуации: "Письмо от Капитошки".

2 этап – основной (планирование и организация деятельности) (см. Приложение 13).

3 этап – заключительный

Август.

  • Презентация проекта.
  • Праздник стиха "Вода, вода – кругом вода..." (см. Приложение 5)
  • Выставка детских работ "Вода, вода – кругом вода..."
  • Оформление сказки «Приключения Капитошки».
  • Презентация мини – музея Капитошки (см. Приложение 6).
  • Фотовыставка «У колодца» (родители, дети) (см. Приложение 7).
  • Макет "Колодец" (см. Приложение 9).
  • Альбом «Экологические знаки, охраняющие и сберегающие воду» – экологический патруль (см. Приложение 10).
  • Итоговое мероприятие – экологический праздник «Телепередача «Окно в природу» (см. Приложение 5).
  • Доставка питьевой воды ветеранам МКДОУ д/с к.в. «Солнышко» (см. Приложение 11).

Совместная деятельность с родителями

  1. Сбор материала о воде.
  2. Организация мини-музея Капитошки.
  3. Подготовка к празднику стиха "Вода, вода – кругом вода..." (оформление страничек о воде).
  4. Организация экскурсии на колодец.
  5. Создание фотовыставки «У колодца».
  6. Изготовление экологических знаков и расклеивание их на колодцах и у водоёмов.

Ожидаемые результаты

Дети: После проведённой работы дети узнают, что без воды не может быть жизни на Земле, что в природе все взаимосвязано. У дошкольников расширятся представления о том, что вода – очень ценный продукт, она нужна всем живым существам: растениям, животным, человеку. У детей сформируются знания о значении воды, вода – источник жизни, вода необходима для поддержания и обеспечения жизни человека. Дети узнают о круговороте воды в природе.

У детей разовьётся объемно-пространственное воображение, сформируются основы экологической культуры, дети узнают: какой бывает вода, научатся самостоятельно проводить лабораторные опыты с водой, определяя ее качества и свойства. Знание свойств воды поможет понять особенности водных организмов, их приспособленность к водной среде: что растет в водоеме, кто живет, почему?

Дети станут понимать необходимость бережного отношения к воде, как к природному ресурсу. Получат знания о природоохранительной деятельности на воде, о сохранении природы. Будут бережно относиться к родникам.
У детей расширится кругозор, появится интерес к своей малой Родине. Дети станут замечать красоту окружающей природы.

Родители: Родители станут активными участниками проекта. Оценят важность и необходимость формирования у детей ценностного отношения к природе. Родители в результате деятельности в образовательном проекте расширят свои знания о родниках, колодцах Верх-Нейвинска, важности знакомства с ними детей, а также о сохранении природы.

Педагоги: Получат позитивный эмоциональный контакт при разработке и реализации проекта с детьми и родителями. Будет реализован единый подход к воспитанию любви к родной природе, в семье и в детском саду.

Список использованной литературы:

  1. Масленникова О.М., Филиппенко А.А. «Экологические проекты в детском саду». – Волгоград: Учитель, 2009.
  2. Аксенова З.Ф. «Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников». – М.: ТЦ Сфера, 2008.
  3. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников». – М.: ВАКО, 2005.
  4. Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». – М.: Просвещение, 2010.
  5. Гальцова Е.А. «Театрализованные и игровые занятия с детьми». – Волгоград: Учитель, 2008.
  6. Н.А.Рыжова. Программа экологического воспитания дошкольников «Наш дом – Природа»
  7. Т.М.Бондаренко. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006.
  8. В.Н. Волчкова, Н.В.Степанова. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Изо. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006.
  9. Л.Г.Горькова, А.В.Кочергина, Л.А.Обухова. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. – Москва: «Вако», 2005.
  10. Евдокимова Б.С. Технология проектирования в ДОУ.– М.: ТЦ Сфера, 2006.
  11. Боровлева А.В. Проектный метод как средства повышения качества образования. // Управление ДОУ №7, 2006.
  12. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  13. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
  14. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина. Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2010.
  15. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
  16. Т.А. Шорыгина «Беседы о воде в природе», – Москва: ТЦ Сфера, 2008.