Досуг по ОБЖ для детей старшего дошкольного возраста "Безопасная тропинка"

Разделы: ОБЖ, Работа с дошкольниками


Программные задачи:

  • Формировать интерес к совместной деятельности, навыки сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности;
  • Познакомить с планом – схемой участка детского сада, учить соотносить объекты природы со схематичным их изображением, развивать умение совершать передвижение по территории участка детского сада в соответствии со схемой, закрепить навыки пространственной ориентировки;
  • Развивать познавательные интересы, устойчивое внимание, наблюдательность и любовь к природе;
  • Закреплять навыки безопасного поведения на участке детского сада и на природе;
  • Формировать элементарные экологические представления.

Оборудование: план-схема экологической тропы ДОУ, игровое и спортивное оборудование участка детского сада, карточки с правилами, демонстративный материал: карточки фото грибов, ягод, костюмы для героев и детей (шапочки овощей), корзина для овощей, материал для опыта в песочной лаборатории, «права» для детей, обручи, напиток, стаканы, заранее подготовленные «пчелки» из киндер-сюрприза, два мольберта, «паспорта» для детей

Ход занятия

Орг. момент:

Дети собираются на площадке.

Детей встречает Колобок: Здравствуйте ребята, вы любите путешествовать? Я тоже очень люблю. Только в сказке «Колобок» во время путешествия со мной случались разные неприятности, все время мне грозила опасность. Ребята, а что такое опасность?

Ответы детей. (Опасность – это возможность того, что может произойти какое-нибудь нежелательное событие)

Колобок: А как вы думаете, почему со мной случались эти нежелательные события?

Дети: Потому что ты без разрешения ушел из дома.

Колобок: Да, поэтому сегодня мы с вами пойдем про тропинке безопасности. . Что такое безопасность? Безопасность – это умение правильно себя вести в различных ситуациях. Само понятие «правильно» – состоит из слова право или правила. И чтобы наша тропинка действительно была безопасной для нас – мы будем узнавать и запоминать правила.

ПРАВИЛО №1

Никогда, прошу, друг мой,
Не ходи один домой!
Лучше маму подожди,
Только с мамой уходи!

Колобок отдает первое правило детям.

Колобок: Мы сейчас поиграем в игру «Найди своего воспитателя»

Ребята под музыку танцуют на площадке. По Сигналу «Найди своего воспитателя – бегут к нему и становятся рядом». При этом воспитатели незаметно перемещаются по площадке.

Выходит Волчонок. И поет песенку: «Баю-баюшки-баю не ложись на краю, придет серенький волчок и ухватит за бочок».

Колобок: Ребята, посмотрите, а вот и первый сказочный герой. Кто это? Ответы детей: Волк

Волчонок: Ребята, вам в детстве мама пела такую колыбельную? а что такое край? Край – это граница, черта, предел, за которую без разрешения взрослых уходить нельзя.

Колобок: Что же нам делать, волчонок? Мы с ребятами решили отправиться в путешествие и нам необходимо будет переходить границы участков.

Волчонок: «Чтобы отправиться путешествовать, нам будут нужны паспорта, так как пересекать границу государства можно только, имея разрешение в виде паспорта. И выдадут вам паспорта –ваши воспитатели. Каждый участок имеет границы, и границу можно пересекать только, имея разрешение воспитателя. Сейчас вам воспитатели выдадут паспорта и мы отправимся в путешествие.» Воспитатели выдают заранее нарисованные детьми паспорта..

ПРАВИЛО №2

«На участке ты гуляй,
за границу не шагай»

Волчонок отдает детям правило

Дети прощаются с Волчонком.

Колобок: А что надо необходимо иметь, чтобы не заблудиться в путешествии?

Дети: карту

Колобок показывает план маршрута, по которому они будут двигаться. Колобок: Скажите, а на чем можно путешествовать?(Ответы детей). Правильно, если добираться недалеко, – то можно пешком. А если, очень далеко – то надо ехать разным транспортом. Посмотрите на наши участки .На чём мы можем путешествовать?

Дети отвечают: на машине, на корабле. (Дети подходят к малой форме-машине, а потом к кораблю).

Возле корабля нас встречает инспектор ГИБДД:

Инспектор ГИБДД: Ребята! Здравствуйте! Я инспектор ГИБДД. Слежу за тем, как вы выполняете правила поведения в транспорте. А что необходимо знать, чтобы сесть за руль или встать за штурвал? Правила! Так вот, разрешение взять в руки руль получит тот, кто назовет правила поведения в транспорте.

Инспектор за каждое названное правило выдает руль

Правила:в машину или на корабль входим и выходим через дверь, не высовывайся из окна, не перегибаться через борта,за рулем или штурвалом может находиться только один человек, имеющий права,не спрыгивать с мостика корабля, а спускаться по ступенькам вниз, не отвлекать водителя разговорами во время движения транспорта

ПРАВИЛО №3

Но для жизни очень важно
Правила дороги знать,
Чтобы не было аварий,
Надо всем их соблюдать

Дети, получают обручи-«Рули», прощаются с инспектором ГИБДД и начинают двигаться за Колобком.

Колобок: Но вот первая остановка.

1 станция «Грибная»

Колобок: Куда же это мы приехали? Давайте посмотрим на карту. Посмотрите, мы приехали в лес, в гости к грибочку Лисичке.

Выходит Лисичка

Лисичка: Здравствуйте, дети и взрослые! Я – грибочек Лисичка. Очень рада вас видеть в лесу. Вы с чем пришли – с добром или только пошалить?

Дети: С добром, в гости Лисичка.

Лисичка: А знаете ли вы, что растет в лесу?

Дети отвечают.

Лисичка загадывает загадки о грибах.

Лисичка: Молодцы, вы хорошо знаете названия грибов, но знаете ли вы какие грибы съедобные, а какие ядовитые. Лисичка объясняет детям, что никакие грибы нельзя брать в рот, даже если они съедобные.

Гриб красен, да. Для здоровья опасен. (Мухомор.)

Дети прощаются с Лисичкой, Лисичка отдает детям правило и отправляются дальше.

Правило №4

С мамой вместе лес пойдем
и грибочек там сорвем

Колобок: А сейчас мы отправимся в гости к Фее Флоре

2 станция «В гостях у Феи Флоры»

(Звучит музыка и появляется Фея Флора.)

Фея Флора: Здравствуйте, ребята!. Я очень рада, что вы пришли ко мне в гости. Скажите, ребята,какие ягоды вы собирали летом в лесу? (землянику, малину, чернику, бруснику)

– Правильно. Ягоды эти – съедобные и вкусные, их можно собирать и есть. Из них варят варенье и компоты.

– Где растут эти растения, как они выглядят: высокий ли стебель, какой формы листики, какого цвета ягоды?

– Какие ядовитые ягоды вы знаете?

– Можно ли их пробовать?

– К каким последствиям это может привести?

(Воспитатель показывает изображения растений и называет их. )

Правило №5

Ягоду не укушу,
лучше маму я спрошу

Лучшее средство защиты от ядовитых растений – не трогать ни одного цветка, ни одного кустарника, без разрешения взрослых. Листья многих растений ядовиты и могут нанести непоправимый вред здоровью.

Можно детей угостить витаминизированным напитком (шиповник, если нет аллергии)

Фея Флора отдает детям правило, написанное на листочке.

3 станция «В гостях у Пчелки»

Колобок: Какая пчелка красивая мне повстречались, я ее часто вижу над цветами, она большая труженица – все лето собирает сладкий цветочный сок и к зиме в ее домике много-много меда

Вылетает Пчелка.

Пчелка:

Я веселая пчела,
Много меду собрала,
Но пришел топтыжка,
Разорил домишко.
Собрались друзья, соседи:
«Будем воевать с медведем».

Ведущий: А мы тебе, пчелка, поможем.

Игра «Медведи и пчелы»

Мальчики – «медведи», девочки – «пчелки». Под музыку пчелки «летят» собирать мед, а медведи бегут в «ульи» «поедать мед». Пчелки с окончанием музыки возвращаются и «жалят» не успевших убежать «медведей».

Ведущий: Вот что бывает с мишками-воришками – жалят их пчелы, не жалеют.

Правило №6

Пчелку надо уважать,
и руками не махать

Пчелка: «А если вокруг вас вдруг зажужжит пчела, то нужно замереть на месте и присесть. Ни в коем случае нельзя размахивать руками или убегать». Ребята дарят пчелке ее друзей, сделанных из коробочек «Киндер-сюрприза». Пчелок можно разместить на веточках деревьев. Пчела отдает детям правило. Колобок с ребятами двигаются дальше

4 станция «Летняя лаборатория»

Подъезжаем к песочнице, нас встречает Песчаная Фея . Предлагает детям внимательно осмотреть песочницу, материал, из которого она сделана.

Песочная фея здоровается с детьми: Здравствуйте ребята. Давайте поздороваемся с нашим другом-песком. Ребята по очереди дотрагиваются аккуратно ладошками до песка. Вы знаете, я часто грущу, как вы думаете почему? Потому что песчинки – это жители моей страны, и часто они оказываются выброшенными из песочницы. А также песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросают в других детей. Провести опыт с песком

Королева песчаного мира дарит ребятам карточку с правилом

Правило №7

Я песчинку берегу,
к Фее-маме отнесу.

и прощается с ребятами

5 станция «Огород»

Там нас встречает Витаминка.

Витаминка: Здравствуйте ребята!Меня зовут Витаминка. А что такое витамины, вы знаете? Витамины – это полезная часть пищи. В переводе с латинского – вита, то есть жизнь. А где находятся витамины? В овощах и фруктах. А где растут овощи? На грядке.

Витаминка рассматривает овощи на грядке.

Витаминка: Давайте поиграем. Я буду называть овощи, а вы – говорить, как их собирают.

Витаминка складывает овощи в корзину.

Витаминка: Прежде чем начать готовить овощи, что надо сделать? (мыть) А зачем мыть? (ответы детей). А какие овощи необходимо почистить? (морковь, кабачки). А какие овощи едят сырыми? (огурцы, капусту, морковь)

Правило №8

Чтоб здоровье сохранить,
овощ надобно помыть

Витаминка дарит детям правило

А теперь вы отнесите овощи на кухню и там вам повар приготовить блюдо из овощей. До свидания!!!

Витаминка отдает корзину и прощается с детьми.

Колобок: Ну вот наше безопасное путешествие подошло к концу. Скажите, во время нашего путешествия с нами произошли какие-то неприятности?

(Ответы детей: нет)

А почему оно было безопасным? Потому что мы узнали с вами много правил, выполняя которые, наше путешествие всегда будет безопасным. Вы каждый день выходите на участок путешествовать. Пускай ваш участок уже знаком для вас, но любая ваша прогулка-это маленькое путешествие, и если вы будете помнить правила поведения на участке, то ваша прогулка будет радостной и для вас, и для других детей и для воспитателей. Ну а мне пора возвращаться в сказку.

Колобок просит повесить таблички с правилами поведения на веранду и запомнить их.

Приложение