Программные задачи:
- Формировать интерес к совместной деятельности, навыки сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности;
- Познакомить с планом – схемой участка детского сада, учить соотносить объекты природы со схематичным их изображением, развивать умение совершать передвижение по территории участка детского сада в соответствии со схемой, закрепить навыки пространственной ориентировки;
- Развивать познавательные интересы, устойчивое внимание, наблюдательность и любовь к природе;
- Закреплять навыки безопасного поведения на участке детского сада и на природе;
- Формировать элементарные экологические представления.
Оборудование: план-схема экологической тропы ДОУ, игровое и спортивное оборудование участка детского сада, карточки с правилами, демонстративный материал: карточки фото грибов, ягод, костюмы для героев и детей (шапочки овощей), корзина для овощей, материал для опыта в песочной лаборатории, «права» для детей, обручи, напиток, стаканы, заранее подготовленные «пчелки» из киндер-сюрприза, два мольберта, «паспорта» для детей
Ход занятия
Орг. момент:
Дети собираются на площадке.
Детей встречает Колобок: Здравствуйте ребята, вы любите путешествовать? Я тоже очень люблю. Только в сказке «Колобок» во время путешествия со мной случались разные неприятности, все время мне грозила опасность. Ребята, а что такое опасность?
Ответы детей. (Опасность – это возможность того, что может произойти какое-нибудь нежелательное событие)
Колобок: А как вы думаете, почему со мной случались эти нежелательные события?
Дети: Потому что ты без разрешения ушел из дома.
Колобок: Да, поэтому сегодня мы с вами пойдем про тропинке безопасности. . Что такое безопасность? Безопасность – это умение правильно себя вести в различных ситуациях. Само понятие «правильно» – состоит из слова право или правила. И чтобы наша тропинка действительно была безопасной для нас – мы будем узнавать и запоминать правила.
ПРАВИЛО №1
Никогда, прошу, друг мой,
Не ходи один домой!
Лучше маму подожди,
Только с мамой уходи!
Колобок отдает первое правило детям.
Колобок: Мы сейчас поиграем в игру «Найди своего воспитателя»
Ребята под музыку танцуют на площадке. По Сигналу «Найди своего воспитателя – бегут к нему и становятся рядом». При этом воспитатели незаметно перемещаются по площадке.
Выходит Волчонок. И поет песенку: «Баю-баюшки-баю не ложись на краю, придет серенький волчок и ухватит за бочок».
Колобок: Ребята, посмотрите, а вот и первый сказочный герой. Кто это? Ответы детей: Волк
Волчонок: Ребята, вам в детстве мама пела такую колыбельную? а что такое край? Край – это граница, черта, предел, за которую без разрешения взрослых уходить нельзя.
Колобок: Что же нам делать, волчонок? Мы с ребятами решили отправиться в путешествие и нам необходимо будет переходить границы участков.
Волчонок: «Чтобы отправиться путешествовать, нам будут нужны паспорта, так как пересекать границу государства можно только, имея разрешение в виде паспорта. И выдадут вам паспорта –ваши воспитатели. Каждый участок имеет границы, и границу можно пересекать только, имея разрешение воспитателя. Сейчас вам воспитатели выдадут паспорта и мы отправимся в путешествие.» Воспитатели выдают заранее нарисованные детьми паспорта..
ПРАВИЛО №2
«На участке ты гуляй,
за границу не шагай»
Волчонок отдает детям правило
Дети прощаются с Волчонком.
Колобок: А что надо необходимо иметь, чтобы не заблудиться в путешествии?
Дети: карту
Колобок показывает план маршрута, по которому они будут двигаться. Колобок: Скажите, а на чем можно путешествовать?(Ответы детей). Правильно, если добираться недалеко, – то можно пешком. А если, очень далеко – то надо ехать разным транспортом. Посмотрите на наши участки .На чём мы можем путешествовать?
Дети отвечают: на машине, на корабле. (Дети подходят к малой форме-машине, а потом к кораблю).
Возле корабля нас встречает инспектор ГИБДД:
Инспектор ГИБДД: Ребята! Здравствуйте! Я инспектор ГИБДД. Слежу за тем, как вы выполняете правила поведения в транспорте. А что необходимо знать, чтобы сесть за руль или встать за штурвал? Правила! Так вот, разрешение взять в руки руль получит тот, кто назовет правила поведения в транспорте.
Инспектор за каждое названное правило выдает руль
Правила:в машину или на корабль входим и выходим через дверь, не высовывайся из окна, не перегибаться через борта,за рулем или штурвалом может находиться только один человек, имеющий права,не спрыгивать с мостика корабля, а спускаться по ступенькам вниз, не отвлекать водителя разговорами во время движения транспорта
ПРАВИЛО №3
Но для жизни очень важно
Правила дороги знать,
Чтобы не было аварий,
Надо всем их соблюдать
Дети, получают обручи-«Рули», прощаются с инспектором ГИБДД и начинают двигаться за Колобком.
Колобок: Но вот первая остановка.
1 станция «Грибная»
Колобок: Куда же это мы приехали? Давайте посмотрим на карту. Посмотрите, мы приехали в лес, в гости к грибочку Лисичке.
Выходит Лисичка
Лисичка: Здравствуйте, дети и взрослые! Я – грибочек Лисичка. Очень рада вас видеть в лесу. Вы с чем пришли – с добром или только пошалить?
Дети: С добром, в гости Лисичка.
Лисичка: А знаете ли вы, что растет в лесу?
Дети отвечают.
Лисичка загадывает загадки о грибах.
Лисичка: Молодцы, вы хорошо знаете названия грибов, но знаете ли вы какие грибы съедобные, а какие ядовитые. Лисичка объясняет детям, что никакие грибы нельзя брать в рот, даже если они съедобные.
Гриб красен, да. Для здоровья опасен. (Мухомор.)
Дети прощаются с Лисичкой, Лисичка отдает детям правило и отправляются дальше.
Правило №4
С мамой вместе лес пойдем
и грибочек там сорвем
Колобок: А сейчас мы отправимся в гости к Фее Флоре
2 станция «В гостях у Феи Флоры»
♫(Звучит музыка и появляется Фея Флора.)
Фея Флора: Здравствуйте, ребята!. Я очень рада, что вы пришли ко мне в гости. Скажите, ребята,какие ягоды вы собирали летом в лесу? (землянику, малину, чернику, бруснику)
– Правильно. Ягоды эти – съедобные и вкусные, их можно собирать и есть. Из них варят варенье и компоты.
– Где растут эти растения, как они выглядят: высокий ли стебель, какой формы листики, какого цвета ягоды?
– Какие ядовитые ягоды вы знаете?
– Можно ли их пробовать?
– К каким последствиям это может привести?
(Воспитатель показывает изображения растений и называет их. )
Правило №5
Ягоду не укушу,
лучше маму я спрошу
Лучшее средство защиты от ядовитых растений – не трогать ни одного цветка, ни одного кустарника, без разрешения взрослых. Листья многих растений ядовиты и могут нанести непоправимый вред здоровью.
Можно детей угостить витаминизированным напитком (шиповник, если нет аллергии)
Фея Флора отдает детям правило, написанное на листочке.
3 станция «В гостях у Пчелки»
Колобок: Какая пчелка красивая мне повстречались, я ее часто вижу над цветами, она большая труженица – все лето собирает сладкий цветочный сок и к зиме в ее домике много-много меда
Вылетает Пчелка.
Пчелка:
Я веселая пчела,
Много меду собрала,
Но пришел топтыжка,
Разорил домишко.
Собрались друзья, соседи:
«Будем воевать с медведем».
Ведущий: А мы тебе, пчелка, поможем.
Игра «Медведи и пчелы»
Мальчики – «медведи», девочки – «пчелки». Под музыку пчелки «летят» собирать мед, а медведи бегут в «ульи» «поедать мед». Пчелки с окончанием музыки возвращаются и «жалят» не успевших убежать «медведей».
Ведущий: Вот что бывает с мишками-воришками – жалят их пчелы, не жалеют.
Правило №6
Пчелку надо уважать,
и руками не махать
Пчелка: «А если вокруг вас вдруг зажужжит пчела, то нужно замереть на месте и присесть. Ни в коем случае нельзя размахивать руками или убегать». Ребята дарят пчелке ее друзей, сделанных из коробочек «Киндер-сюрприза». Пчелок можно разместить на веточках деревьев. Пчела отдает детям правило. Колобок с ребятами двигаются дальше
4 станция «Летняя лаборатория»
Подъезжаем к песочнице, нас встречает Песчаная Фея . Предлагает детям внимательно осмотреть песочницу, материал, из которого она сделана.
Песочная фея здоровается с детьми: Здравствуйте ребята. Давайте поздороваемся с нашим другом-песком. Ребята по очереди дотрагиваются аккуратно ладошками до песка. Вы знаете, я часто грущу, как вы думаете почему? Потому что песчинки – это жители моей страны, и часто они оказываются выброшенными из песочницы. А также песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросают в других детей. Провести опыт с песком
Королева песчаного мира дарит ребятам карточку с правилом
Правило №7
Я песчинку берегу,
к Фее-маме отнесу.
и прощается с ребятами
5 станция «Огород»
Там нас встречает Витаминка.
Витаминка: Здравствуйте ребята!Меня зовут Витаминка. А что такое витамины, вы знаете? Витамины – это полезная часть пищи. В переводе с латинского – вита, то есть жизнь. А где находятся витамины? В овощах и фруктах. А где растут овощи? На грядке.
Витаминка рассматривает овощи на грядке.
Витаминка: Давайте поиграем. Я буду называть овощи, а вы – говорить, как их собирают.
Витаминка складывает овощи в корзину.
Витаминка: Прежде чем начать готовить овощи, что надо сделать? (мыть) А зачем мыть? (ответы детей). А какие овощи необходимо почистить? (морковь, кабачки). А какие овощи едят сырыми? (огурцы, капусту, морковь)
Правило №8
Чтоб здоровье сохранить,
овощ надобно помыть
Витаминка дарит детям правило
А теперь вы отнесите овощи на кухню и там вам повар приготовить блюдо из овощей. До свидания!!!
Витаминка отдает корзину и прощается с детьми.
Колобок: Ну вот наше безопасное путешествие подошло к концу. Скажите, во время нашего путешествия с нами произошли какие-то неприятности?
(Ответы детей: нет)
А почему оно было безопасным? Потому что мы узнали с вами много правил, выполняя которые, наше путешествие всегда будет безопасным. Вы каждый день выходите на участок путешествовать. Пускай ваш участок уже знаком для вас, но любая ваша прогулка-это маленькое путешествие, и если вы будете помнить правила поведения на участке, то ваша прогулка будет радостной и для вас, и для других детей и для воспитателей. Ну а мне пора возвращаться в сказку.
Колобок просит повесить таблички с правилами поведения на веранду и запомнить их.