Обоснование актуальности, новизны и значимости программы
Актуальность программы на современном этапе развития школы определяется прежде всего тем, что полученные знания формируют умение грамотно выражать свои мысли и создавать собственные высказывания.
Представленный курс поможет учителю подготовить учащихся к сочинению-рассуждению, предусмотренному экзаменом в новой форме в 9 классе. Важным является то, что такая форма экзамена в 9 классе новая, методических пособий для учителя недостаточно.
Новизна программы – в выделении дополнительных часов на уроки развития речи в старших классах;
- в логике построения учебного материала, для формирования навыков лингвистического анализа;
- в определенном планировании занятий (по вовсе не обязательном), так как распределение часов для подготовки учащихся во многом зависит от уровня подготовленности учащихся;
- в предоставлении большого количества разнообразных заданий, которые можно использовать выборочно. Отбор предложенных для анализа текстов осуществлен с точки зрения нравственного и эстетического воспитания старшеклассников. Варианты заданий и занятий в целом позволяют учителю использовать материал в зависимости от психолого-педагогических особенностей класса или группы учащихся;
- в акцентировании внимания на взаимопроверке, рецензировании, редактировании текстов;
- в систематизировании занятий для постепенного накопления умений: осмысление авторского текста, создание текста с опорой на образец, написание собственного текста;
- в отсутствии необходимости обеспечения дополнительной литературой как учителя, так и учащихся. Все, что необходимо для работы, содержится в методическом обеспечении к данному элективному курсу.
Значимость данной программы – в углублении лингвистических знаний, овладении культурой устной и письменной речи и искусством речевого общения, формировании умений применять полученные знания на практике, обеспечении сознательного усвоения материала, развитии навыков активных речевых действий и риторических способностей, логики мышления, подготовки конкурентоспособного ученика.
Отбор литературного материала для развития навыков филологического анализа соотнесен с требованиями государственного стандарта общего образования.
Практическая направленность курса проявляется в том, что теоретический материал постигается учащимися через опыт анализа текста, при этом особое внимание уделяется развитию устной и письменной монологической речи.
Материал построен таким образом, что соблюдается единство программы, ощущается взаимосвязь между отдельным занятием и всем курсом в целом. С целью предотвращения перегрузки учебный материал распределен таким образом, что практически не требуется домашней подготовки.
С первого занятия учащиеся четко представляют конечный результат.
Разработанный материал можно использовать для проведения курса по выбору в 9 классах.
Цели данной программы:
- научить учащихся создавать устное и письменное речевое высказывание в форме рассуждения на основе прочитанного текста;
- подготовить учащихся к сдаче экзамена по русскому языку;
- оказать помощь выпускнику в формировании нравственной позиции;
- способствовать интеллектуальному развитию ученика;
- воспитать деловые качества у человека, готовящегося вступить в самостоятельную жизнь.
Цели и задачи образовательной области и учебного курса:
теоретические:
- освоение знаний о языке и речи: литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, стилистических ресурсах русского языка, коммуникативных качествах речи, нравственной стороне речевой деятельности, речевом этикете;
развивающие:
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, логики мышления;
- развитие речевой культуры, бережного и сознательного отношения к языку;
практические:
- совершенствование коммуникативных умений;
- овладение умением проводить лингвистический, стилистический анализ текста; адекватно передавать содержание текста, определять авторскую позицию, выражать собственное мнение по заявленной проблеме, подбирать убедительные доказательства своей точки зрения; логично и образно излагать свои мысли, составлять связное высказывание, создавать собственное письменное высказывание по заданной модели; совершенствовать и редактировать текст; применять полученные знания в работе над разнообразной устной и письменной информацией;
воспитательные:
- воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
- воспитание интереса и любви к русскому языку;
- воспитание человека, владеющего искусством речевого общения, культурой устной и письменной речи;
- воспитание стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях жизни;
- воспитание требовательности к себе, объективности в самооценке.
Кроме того, данный курс помогает решать задачи литературного образования: воспитывать внимательного читателя, учить его размышлять над прочитанным, извлекая нравственные уроки.
Ведущие теоретические идеи, принципы и технологии, на которых базируется данная программа, роль и место программы в образовательном маршруте обучающегося
Доминирующей идеей курса «Теория и практика сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста» является формирование у учащихся высокой коммуникативной, языковой, лингвистической, эстетической и нравственной компетенции.
Занятия данного курса базируются на знаниях, полученных на уроках литературы и русского языка в V-IX классах.
Теоретической основой данного курса являются:
- лингвистический, стилистический анализ текста;
- система языковых понятий и функционирование;
- различные виды упражнений и заданий, стимулирующих активные речевые действия и задачи.
Принципы, на которых базируется программа:
- учет индивидуальных особенностей и возможностей учащихся;
- уважение к результатам их деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
- комплексный подход при разработке занятий;
- вариативность содержания и форм проведения занятий;
- научность, связь теории и практики;
- преемственность;
- наглядность;
- систематичность и последовательность;
- прочность полученных знаний;
- активность и сознательность обучения.
Применяемые технологии:
- технологии исследовательской деятельности учащихся;
- технологии проблемного обучения.
Роль программы в образовательном маршруте обучающегося заключается в том, что в процессе обучения по данной программе ученик:
- овладевает глубокими и систематизированными знаниями;
- способен работать над разнообразной информацией;
- может корректно выразить свое мнение по различным проблемам;
- способен аргументированно доказать собственную точку зрения.
Предлагаемая программа учит учащихся анализировать тексты со сложными теоретическими вопросами по другим предметам.
Обоснование отбора содержания и общей логики и последовательности его изучения
Основное содержание курса составляют знания о языке, литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, средствах художественной выразительности, коммуникативных качествах речи, тексте, нравственной стороне речевой деятельности, речевом этикете. Значительное внимание в содержании программы уделено формированию практических навыков анализа авторского текста, в составлении собственного текста.
Материал рассматривается в порядке усложнения: последовательно формируются навыки по составлению собственного текста-рассуждения.
Программа базируется на межпредметных связях с литературой, историей, экологией, риторикой.
При отборе материала составитель руководствовался отсутствием материала в учебных пособиях, возрастными интересами учащихся и проблематикой возраста.
Соответствие государственному образовательному стандарту
Данная программа составлена на основе авторской программы Кобзаревой Л.А. Программа элективного курса «Сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста», Волгоград, 2008.
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование
Содержание программы элективного курса «Теория и практика сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста»
Курс рассчитан на 34 часа, 1 час в неделю, в том числе 28 часов практических занятий.
Тема 1. Основные цели и задачи курса. Основные требования к творческой работе.
Знакомства с основными целями и задачами курса. Лингвистический анализ текста.
Критерии и нормативы оценки творческой работы.
Тема 2. Основные аспекты анализа текста.
Тема текста. Проблема. Авторская позиция. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы.
Тема 3. Композиция сочинения.
Композиция сочинения. Вступление и его виды. Основная часть. Заключение и его виды. Абзацное членение. Речевые клише.
Тема 4. Обучающее сочинение по тексту художественного стиля.
Тема текста. Проблема. Авторская позиция. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы. Оформление работы.
Тема 5. Рецензирование творческой работы.
Критерии и нормативы оценки задания. Типы ошибок. Исправление недочетов.
Тема 6. Рецензирование творческих работ на основе примеров (сочинения, написанные на основе текста художественного стиля)
Тема текста. Проблема. Авторская позиция. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы. Оформление работы. Критерии и нормативы оценки задания.
Тема 7. Анализ текста художественного стиля. Работа с одним текстом по разным проблемам.
Тема текста. Проблема. Авторская позиция. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы. Оформление работы.
Тема 8. Рецензирование и редактирование творческих работ. Самостоятельная работа над текстами публицистического и художественного стиля с использованием рекомендаций учителя.
Тема текста. Проблема. Авторская позиция. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы. Оформление работы.
Тема 9. Рецензирование и редактирование творческих работ. Самостоятельная работа над редактированием текста.
Критерии и нормативы оценки задания. Типы ошибок. Исправление недочетов.
Тема 10. Самостоятельная творческая работа над текстами.
Тема текста. Проблема. Авторская позиция. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы. Оформление работы.
Тема 11. Устное рецензирование творческих работ. Подведение итогов курса.
Критерии и нормативы оценки задания. Типы ошибок. Исправление недочетов.
Результаты обучения
В результате обучения ученик должен иметь представление:
- о коммуникативной функции языка;
- о литературном языке как основе художественной литературы;
- о языковых нормах и их признаках.
Знать:
- смысл понятий: речь устная и письменная, ситуации речевого обучения, тема текста, идея, проблема, авторская позиция, аргументы;
- стили речи и их признаки;
- особенности жанра рассуждения;
- признаки текста и его функционально смысловые типы;
- основные единицы языка, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка;
- основные нормы речевого этикета;
Уметь:
- различать стили речи;
- проводить лингвистический, стилистический анализ текста;
- вести спор, соблюдая правила речевого этикета;
- определять авторскую позицию, адекватно и корректно выражать собственное мнение к фактам и явлениям окружающей действительности;
- подбирать убедительные доказательства своей точки зрения, адекватно выражать собственное мнение;
- свободно, правильно, логично и образно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста;
- создавать собственное письменное высказывание по заданной модели;
- осуществлять речевой самоконтроль: находить ошибки и исправлять их, совершенствовать и редактировать текс;
- извлекать необходимую информацию из различных источников, включая жизненные ситуации и средства массовой информации, свободно использовать ее в творческой работе;
- применять полученные знания в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях обучения.
Литература:
- Аналитический отчет «Результаты единого государственного экзамена 2006 года», размещенный на сайте ФИПИ (www.fipi.ru).
- Астраханцева Т.С., Семенов А.Н. Информационно-аналитические и методические материалы для подготовки к единому государственному экзамену по русскому языку и литературе. – Ханты-Мансийск: РИЦ ИПКиРРО, 2005.
- Богуславкая Н.Е., Купина Н.А., Матвеева Т.В. Сборник упражнений по культуре речи, стилистике и риторике. – Екатеринбург: Сократ, 2002.
- Егорова Н.В., Дмитриева А.П., Золоторева И.В. Поурочные разработки по русскому языку. Классическая программа и подготовка к ЕГЭ. – М: ВАКО, 2004.
- Павлова Т.И., Раннева Н.А. Сочинение-рассуждение на экзамене. Знаю. Понимаю. Могу.8-9 классы. Рабочая тетрадь по русскому языку. – Ростов-на Дону: ЛЕГИОН, 2010.
- Свидинская Н.Т., Бугрий Е.П. ЕГЭ сдаем без проблем. – М: ЭКСМО, 2006.
- Шерстинов Е.Е, Арцев М.Н. Методические рекомендации по разработке авторских учебных программ // Практика административной работы в школе. – 2003. – №5. – С. 3-12.