Урок по теме "Соседи Солнца"

Разделы: География


Цель: сформировать понятие о Солнечной системе, познакомить с планетами Солнечной системы, сформировать представление о планетах земной группы.

Задачи через планируемые результаты: углубить знания о Солнечной системе и планетах земной группы, развитие познавательных интересов, умение работать в группе, с учебником, дополнительной информацией.

  1. Личностные УУД: формирование способности к самоопределению, осознание ценностей географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.
  2. Предметные УУД: углубить знания о Солнечной системе и планетах земной группы.
  3. Метапредметные УУД:
    • Познавательные УУД: формирование умений работать с дополнительной информацией, текстом учебника, умение выполнять логические операции, формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания.
    • Коммуникативные УУД: формирование речевой деятельности, навыков сотрудничества, нахождение общего решения, умение аргументировать свое предположение, взаимоконтроль, взаимопомощь.
    • Регулятивные УУД: формирование умения формулировать тему и цели урока, слушать собеседника, управлять своей деятельностью, принимать и сохранять учебную задачу.

Оборудование: ПК, презентация к уроку, тесты, раздаточный материал.

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность ученика Формируемые УУД
1. Организационный момент

Здравствуйте ребята! Сегодняшний урок мне хотелось бы начать со слов великого ученого А.Эйнштейна.

«Этот большой мир существует независимо от нас, людей, и стоит перед нами как огромная вечная загадка, доступная, однако, нашему восприятию и нашему разуму».
А.Эйнштейн

Приветствуют учителя, настраиваются на урок.

Создание благоприятного для обучения климата (к)

2. Мотивационный этап

Дети, сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Как вы думаете, что нам понадобится в этом путешествии.

«знания, полученные ранее»

Формирование познавательного интереса (л), формирование умений принимать учебную задачу (р)

3. Этап целеполагания

Чтобы совершить путешествие, нам надо отгадать загадки:

1. Эта желтая звезда
Согревает нас всегда,
Все планеты освещает,
От других звезд защищает.

Дети отгадывают загадки

 

Солнце

Умение проявлять познавательную инициативу (р)

2. Бегают вокруг огонечка
Шесть сыночков и две дочки,
Промелькнут года и дни,
Но не встретятся они.

Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке???

Вопрос: Дети. А что вам известно о планетах???

Планеты

Дети формулируют тему урока, записывают ее в тетрадь

Дети отвечают

Ориентируются в своей системе знаний (л)

Формирование способности к самоопределению (л)

Целеполагание (р)

4. Изучение нового

– Ребята, кто-то из вас хотел бы быть космонавтом? А чем эта профессия интересна? Да, нам хотелось бы побывать на других планетах и, возможно, встретиться с инопланетянами. Ученые до сих пор предполагают их существование. А вы как считаете? Существует ли жизнь на других планетах, кроме планеты Земля? Мы можем сейчас ответить на этот вопрос? Сегодня нам предстоит разрешить эту загадку.

– Как называется планета, на которой мы живем? (Земля).

– А можно Землю назвать соседкой Солнца? Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим на рисунок, демонстрирующий планеты Солнечной системы (Да)

– Назовите планеты, являющиеся ближайшими соседями Солнца (Меркурий, Венера, Земля, Марс).

Работа в группах

Вернемся к нашей проблеме . Чтобы узнать, есть ли жизнь на других планетах, что нам нужно знать? (Характеристику планет).

Как вы считаете, планета Земля обладает всеми условиями для жизни? Какими?

– Знаем ли мы, есть ли что-то из перечисленных характеристик планеты Земля на других планетах? (Мы не знаем)

– Значит мы об этом сейчас узнаем. Приступаем к групповой работе.

– Начинаем знакомство с планетами Солнечной системы и отправляемся в виртуальное космическое путешествие сейчас. Итак, в путь!

– Сюрприз! К нам пришел юный спортсмен! Он предлагает вам немного отдохнуть! Суперфизкультминутка!

(Слайд-мультфильм). Приложение 1

Заполнение таблицы (по опорным словам)

Приложения 2–5

 

 

Дети отвечают на вопросы пользуясь рисунками в учебнике

 

 

Дети работают в группах, заполняют таблицы

 

 

Формирование умений поиска новой информации (п)

Сопоставление и отбор информации (п)

Установление причинно-следственных связей

 

Смысловое чтение

Извлечение нужной информации (п)

Формирование умений работать с текстом учебника (п)

Формирование навыков сотрудничества (к)

Умение учитывать разные мнения и находить общее решение (к)

 

5. Закрепление

Тест: Соседи Солнца (с самопроверкой)

  1. Сколько планет входит в Солнечную систему?
    А) 4
    Б) 6
    В) 8

  2. Сколько спутников имеет Марс?
    А) 1
    Б) 2
    В) 3

  3. Планета, самая близкая к Солнцу?
    А) Меркурий
    Б) Венера
    В) Земля

  4. Планета Солнечной системы, на которой есть жизнь?
    А) Меркурий
    Б) Земля
    В) Марс

  5. На какой планете средняя температура -70°С?
    А) Меркурий
    Б) Земля
    В) Марс

Дети отвечают на вопросы теста

 

 

Формирование умений находить правильный ответ (п)

Ориентация в своей системе знаний (л)

Контроль и оценка результатов деятельности (л)

Взаимоконтроль (к)

 

6. Рефлексия

Если урок понравился, то поднимаем радостные сердечки;

Если что-то не понравилось, было не интересно – поднимаем грустные тучки.

Дети поднимают радостные сердечки или грустные тучки.

Контроль и оценка учебного процесса (л)

Эмоционально-ценностное отношение к изучаемой теме (л)

7. Домашнее задание

§ 10, рабочая тетрадь с. 26-27

Записывают домашнее задание