Образовательная цель: Развитие связной речи.
Задачи:
Коррекционного-развивающие:
- Совершенствовать навыки детей самостоятельно составлять рассказ с опорой на картинно-графический план (мнемотехника) и предложенный заголовок.
- Формировать навык связности, полноты, непрерывности рассказывания.
- Закреплять навыки правильного произношения поставленных звуков.
Образовательные задачи:
- Расширять и уточнять представления детей о живой природе, развивать познавательную активность.
- Закреплять представления о смене времён года, их основных признаках.
- Закреплять знания названий месяцев.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе; развивать способности видеть прекрасное в разном времени года.
Пропедевтика проектных умений:
- Пропедевтика понятия «план».
- Формирование способностей логического мышления (умения у дошкольников работать с картинно-графической информацией: воспринимать, анализировать, синтезировать).
- Формирование представлений о сотрудничестве с детьми в группе и педагогом.
- Формирование способностей предъявлять результат совей работы.
- Пропедевтика понятия «рефлексия».
Продолжительность проекта: краткосрочный (30 минут ОД в подготовительной группе).
Форма организации ОД:
Непосредственно образовательная деятельность:
- фронтальная форма организации;
- подгрупповая работа по предложенному плану.
Проблемная ситуация:
- Письмо Фреда: «Здравствуйте, ребята! Меня зовут Фрэд. Я живу в Африке, где целый год жарко. Я узнал, что в вашей стране 4 времени года и все они разные. Я очень хочу узнать о ваших временах года, ведь это так интересно!»
Цель деятельности:
- Составить рассказ для Фреда о временах года (каждая подгруппа о своём времени года) с опорой на план, состоящий из картинок.
План деятельности:
- Выбрать из предложенных картинок, только те, которые относятся к определённому времени года.
- Распределить между участниками подгруппы картинки. (Ребёнок составляет ту часть рассказа, которая соответствует выбранным картинкам – признакам времени года).
- Подготовить рассказ по схеме.
Ход урока
Содержание ОД | На пропедевтику каких проектных умений нацелена ОД |
1. Организационный момент, предъявление проблемной ситуации Педагог демонстрирует детям письмо от мальчика Фреда и зачитывает, что в нём написано. Фред спрашивает о наших временах года. Педагог спрашивает детей: «Это проблемная ситуация? Как мы можем помочь Фреду узнать о наших временах года?» |
Пропедевтика предъявления проблемной ситуации. |
2. Совместно с детьми педагог формулирует цель проекта: «Нам нужно составить рассказ о временах года» |
При ведущей роли педагога формулируется цель проекта – это пропедевтика целеполагания. |
3. Объяснение задания В качестве основы для составления рассказа, детям даётся схема описания времени года. Каждой подгруппе по жребию достаётся одно время года – это и будет название рассказа. |
Предоставленный педагогом план будет пропедевтикой понятия «план». |
4. Организация деятельности детей (подгрупп)
|
|
5. Работа групп
|
Восприятие, анализ, синтез картинно-графической информации – это пропедевтика способностей логического мышления; Совместная работа в группе, распределение работы между членами группы – это пропедевтика формирования представлений о сотрудничестве в группе с детьми и педагогом. |
6. Предъявление результата:
|
Формирование способностей показывать результат своей работы – это пропедевтика предъявления результата своей работы. |
7. Рефлексия. Анализ работы подгрупп. Поощрение. Педагог: «Сейчас мы будем рефлексировать». Вопросы участникам подгруппы: «Какие были трудности? Как их решали? Понравилось работать вместе? Почему?» Вопросы другим детям: «Вам понравились рассказы друзей? Почему?» |
Соединение понятия «рефлексия» с проведением рефлексии. Пропедевтика рефлексивных умений. |
Приложение – презентация со схемами описания времён года.
Список используемой литературы:
- Пахомова Н.Ю Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. –112 с. (Метод. биб-ка)
- Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи: альбом дошкольника. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. – Издательство: Гном и Д, 2005, 2001.