(Слайд 1)
Цель:
- углубление и расширение представления детей о плоских и объёмных предметах; их сравнение и выявление различий между ними;
- выявление и обобщение знаний учащихся о геометрических фигурах и их свойствах;
- конструирование различных плоских фигур;
- выработка умений работать в группе, выполняя правила, ставить цель, добиваться её, анализировать свою работу и работу группы.
Форма: урок-путешествие или групповая работа во внеурочной деятельности.
Оборудование: презентация для класса; для каждой группы: конструктор, конверты с заданием и фигурами, геометрические тела, карточки-правила.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться.
Работаем старательно, слушаем внимательно.
Вместе, весело и дружно выполняем всё, что нужно.
Наша работа сегодня проходит в группах. Повторим правила нашей работы: (на партах у каждой группы карточка-памятка, напомнить каждое правило – старшие групп по очереди). Правила – в Приложении.
Знаете ли вы, что в огромном мире Математики есть очень интересная страна с красивым названием - Геометрия. Эту страну населяют не числа, а различные линии, фигуры и тела. (Слайд 2)
Сегодня мы отправимся в путешествие по стране Геометрии и посетим города, в которых живут плоские и объёмные фигуры. Наша задача - разобраться, какие геометрические фигуры относятся к плоским, а какие к объёмным, и чем они различаются.
Путешествовать мы будем на воздушном шаре. (Слайд 3)
Как думаете, почему? - Собран из геометрических фигур.
В процессе путешествия мы выясним, к какой группе относятся детали нашего воздушного шара.
II. Основная часть.
- Итак, в путь!
Солнце встало высоко и летим мы далеко.
Город видим впереди. Что за город? Погляди!
1 остановка - распределительная.
- Да не один город, а целых два. (Слайд 4)
- Перед вами два города. Прочитайте их названия.
На партах вы так же видите различные фигуры- это жители городов. Рассмотрите фигуры в конверте, назовите их, расскажите об одной.
Работа группами.
- Теперь расскажите, какие фигуры вы заселили в Город плоских фигур.
Ответы детей. (Слайд 4-слева)
- Что общего у всех плоских фигур?
(Они целиком укладываются на листе, столе, не возвышаются над плоскостью, их можно вырезать из бумаги.)
- Математики говорят, что плоскость – это двухмерное пространство, т.е. у неё есть два измерения: длина и ширина.
Какие ещё плоские фигуры вы знаете?
- Отрезки, прямые, треугольники, круги...
- А теперь назовите фигуры, которые поселили в Город объёмных фигур.
Ответы детей. (Слайд 4-справа)
- Что общего у этих фигур?
- Их как ни клади, они будут возвышаться над столом, доской.
- Какие ещё объёмные фигуры знаете? Каждая группа называет свои объёмные фигуры. Ответы детей.
- В геометрии есть специальное название для объёмных фигур – геометрическое тело.
(Слайд 5)
Все тела вокруг нас имеют три измерения: длину, ширину и высоту. Правда, далеко не у всех геометрических тел можно указать длину, ширину, высоту. А вот у прямоугольного параллелепипеда можно.
Демонстрация учителем, дети рассматривают свои параллелепипеды на столах. Все его грани являются прямоугольными. Многие предметы имеют такую форму. Назовите их. (Слайд 6) Ответы детей.
Вернемся к нашему воздушному шару. Из каких фигур, плоских или объёмных он состоит? - Цилиндр и шар – объёмные фигуры, а тесёмки-линии – плоские. (Слайд 7)
Летим дальше...
Солнце встало высоко и летим мы далеко.
Остановка впереди. Что же это? Погляди!
2 остановка – научная. Группа № 1.
- А сейчас догадайтесь, о какой фигуре идёт речь.
Ученик 1: Три угла, три стороны
Могут разной быть длины. (треугольник). (Слайд 8)
Ученица 2: это фигура плоская. У неё 3 вершины, 3 угла, 3 стороны. Могут быть одинаковые или разные длины сторон.
Ученик 3: Треугольник образуется тремя отрезками ломаной линии.
- Какая это фигура, плоская или объёмная? Ответы детей.
(Слайд 9) КОНВЕРТ с геометрическими фигурами. Следующая фигура...
Группа № 2.
Ученик 1: Обведи кирпич мелком на асфальте целиком,
И получится фигура – ты, конечно, с ней знаком.
- Это прямоугольник. (“кликнуть” на слайде)
Ученица 2: у прямоугольника 4 угла, 4 вершины, 4 стороны. Попарно равны.
Ученик 3: Модель - замкнутая ломаная из 4-х звеньев. Звенья попарно равны.
Группа № 3.
Ученик 1: все четыре стороны одинаковой длины.
Вам представиться он рад, а зовут его ...(квадрат).
Ученица 2: у квадрата 4 вершины, 4 угла, 4 равных стороны.
Ученик 3: модель –замкнутая линия из 4-х звеньев одинаковой длины.
Группа № 4.
Ученица 1: Треугольник сунул нос в реактивный пылесос.
А без носа он, - о боже! – стал на юбочку похожим.
Интереснее всего, как теперь зовут его. (трапеция)
Ученик 2: 4 угла, 4 вершины, 4 стороны. Стороны бывают все разные или –боковые равные, а основания – разные.
Ученик 3: модель – 4 замкнутые линии, углы – 2 тупых и 2 острых.
Группа № 5.
Ученик 1: если встали все квадраты на вершины под углом БЫ,
То увидели, ребята, не квадраты мы, а ... (ромбы.)
Ученик 2: 4 угла, 4 вершины, 4 стороны. Стороны – равны, противоположные углы –тоже равны.
Ученица 3: модель – 4 замкнутые линии, определенные углы.
Летим дальше...
Солнце встало высоко и летим мы далеко.
Остановка впереди. Что же это? Погляди!
3 остановка - привал. Физкультминутка: “Точка, точка, запятая...” Танцевальные движения под музыку. (Видеозапись для класса)
4 остановка – конструкторская. (Слайд 10) Перед вами – контейнеры с деталями конструктора. Каждой группе необходимо собрать фигуры по заданию. (См. в Приложении).
Найдите задание, разберитесь с деталями, обсудите план действий и приступайте к работе: соберите геометрические фигуры. Назовите их.
Работа парами. Старшие групп – помогают, организуют. Анализ работ.
III. Итог занятия. Рефлексия. Вот и закончилось наше первое путешествие по стране Геометрии. Но вам предстоит ещё не раз побывать в этой удивительной и замечательной стране и узнать много нового. Сегодня вы все работали замечательно и поэтому вы...молодцы.
Анализ работы групп: выполнено ли задание, качество работы, соблюдение правил (карточки для оценки работы по группам).
Наше занятие окончено. Спасибо за внимание. (слайд 11)
ПРИЛОЖЕНИЕ:
Задания для выполнения в группе № 1:
1. Рассмотрите геометрические фигуры, назовите их и выберите ТРЕУГОЛЬНИКИ.
2. Расскажите, что вы знаете об этой геометрической фигуре.
3. Подумайте, как построить МОДЕЛЬ этой фигуры. Объясните.
4. Выполните модели фигур.
Задания для выполнения в группе № 2:
1. Рассмотрите геометрические фигуры, назовите их и выберите ПРЯМОУГОЛЬНИКИ.
2. Расскажите, что вы знаете об этой геометрической фигуре.
3. Подумайте, как построить МОДЕЛЬ этой фигуры. Объясните.
4. Выполните модели фигур.
Задания для выполнения в группе № 3:
1. Рассмотрите геометрические фигуры, назовите их и выберите КВАДРАТЫ.
2. Расскажите, что вы знаете об этой геометрической фигуре.
3. Подумайте, как построить МОДЕЛЬ этой фигуры. Объясните.
4. Выполните модели фигур.
Задания для выполнения в группе № 4:
1. Рассмотрите геометрические фигуры, назовите их и выберите ТРАПЕЦИИ.
2. Расскажите, что вы знаете об этой геометрической фигуре.
3. Подумайте, как построить МОДЕЛЬ этой фигуры. Объясните.
4. Выполните модели фигур.
Задания для выполнения в группе № 5:
1. Рассмотрите геометрические фигуры, назовите их и выберите РОМБЫ.
2. Расскажите, что вы знаете об этой геометрической фигуре.
3. Подумайте, как построить МОДЕЛЬ этой фигуры. Объясните.
4. Выполните модели фигур.
Правила работы в группе.
- Уважай своего товарища.
- Умей каждого выслушать.
- Отвечай за свою работу и за общее дело.
- Проявляй терпимость к критике.
- Не согласен – предлагай!