Программа "Гамма" курса "Художественная роспись тканей"

Разделы: МХК и ИЗО, Урок с использованием электронного учебника


Актуальность программы

Знакомясь с видами росписей тканей, я открыла для себя удивительную красоту, представляющую собой завораживающую обработку ткани. Ремесло ручной росписи ткани появилось практически одновременно с возникновением ткачества. Шло время, менялись технологии, появились новые материалы и оборудование. Процессы украшения тканей механизировались. Современный уровень развития ткацкого производства достиг небывалых высот. В наши дни мы имеем широчайший выбор тканей разнообразной фактуры и расцветки. Но, тем не менее...

Извечное стремление женщин выглядеть неповторимо, оставаясь в рамках моды, подпитывает постоянный интерес к изделиям рукотворным. Ручная вязка, вышивка, изделия домашнего ткачества всегда притягательны. Не снижается интерес и к ручной росписи ткани. Переосмысленная и переработанная в соответствии с требованием времени, эта техника заняла достойное место среди других видов декоративно-прикладного искусства.

При современном ритме жизни, очень важно, чтобы человек имел возможность найти себе занятие, успокаивающее нервы и душу, благотворно влияющее на отношение в семье. Направить интересы детей в плодотворное русло. Элементарные навыки помогут обучиться основам мастерства. В современных условиях образования очевидна потребность общества в творческих личностях.

Приложение.

Общая характеристика курса

Данная программа призвана помочь старшеклассникам, интерес к декоративно-прикладному искусству, реализовать свои природные возможности в одном из популярных его направлений – художественной росписи ткани. Занятия этим видом творчества будут способствовать осознанному выбору ими профессии и более успешной адаптации на современном рынке труда.

В программе реализован принцип практико-ориентированного подхода к отбору учебного материала. Общая её часть содержит краткие сведения по истории народных, художественных ремесел, использование в современном декоративно - прикладном искусстве, в том числе и росписи ткани, национальных традиций.

При работе по данной программе учащиеся должны ознакомиться с принципами художественной композиции, основами цветоведения, особенностями тканей и способами росписи, применяемыми красителями. При разработке эскизов росписи дети могут использовать готовые образцы, иллюстрации и слайды изделий.

Наряду с технологическими сведениями увеличивается объем художественно-конструкторской деятельности: выполнение эскизов, составление орнаментов. Применение для росписи ткани натуральных красителей может сделать выполнение практических работ малозатратными.

Более глубокому усвоению содержания программы, развитию творческой активности будут способствовать конкурсы и выставки творческих работ учащихся, участие в олимпиадах, создание коллекций и экспозиций декоративно-прикладного искусства. Желательно собрать коллекцию натуральных образцов, изделий народных мастеров и репродукций декоративно-прикладного искусства.

Реализации задач, поставленных в программе, будет способствовать скоординированная работа учителей технологии и изобразительного искусства. Это позволит учащимся выполнить большое количество зарисовок творческих работ народных умельцев своего края, области, села, ближе познакомимся с видами традиционных ремесел.

В процессе обучения школьники смогут украсить собственными произведениями интерьер школы и своего дома, создать оригинальную одежду, познакомиться с интересными профессиями.

При выполнении программы учитель имеет возможность применять самые разнообразные методы обучения. При этом необходимо создать доброжелательную атмосферу, позволяющую коллективно разбирать удачи и недостатки творческих работ учащихся.

Основная цель программы – развитие эстетического вкуса и формирование представлений о художественной росписи ткани, приобщение школьников к общечеловеческим и национальным ценностям

В своей педагогической деятельности я ставлю следующие задачи:

  • научить учащихся практическим знаниям и умениям творчески подходить к выполнению работы;
  • понимать основные закономерности создания в данной технике, а также этапы создания и выполнения изделия;
  • правильно организовывать внеурочное время для занятий любимыми делами;
  • поддержка и развитие талантов;
  • эстетико-нравственное воспитание личности.

Моя программа “Гамма” рассчитана на 68 часов в 10 классе, 68 часов в 11 классе. В итоге: 136 часов за два года (2 часа в неделю).

Место курса в учебном плане

Набор учащихся в кружок проводят в конце летних каникул и в начале учебного года. Для выявления интересов школьников лучше всего провести анкетирование. До начала набора следует привести предварительную работу по привлечению школьников в кружки. Для этого вывешивают в школе афишу с приглашением записаться в кружок и кратким содержанием его работы. Агитационная работа проводится по классам.

В одну группу кружка рекомендуется включить 10 человек. Руководитель кружка записывает фамилию и имя желающего заниматься, а также класс, домашний адрес и телефон. В работе с родителями необходимо провести родительское собрание в начале периода формирования кружка.

Серьезное внимание следует уделить комплектованию и организации работы кружка. Учитель при комплектовании кружка должен позаботиться о том, чтобы в него вошли школьники с одинаковой подготовкой – это намного облегчает руководство кружком. В группе выбирают старосту, который будет помогать руководителю кружка, за посещаемостью учащихся, выполнять его поручения, назначить дежурных.

При планировании кружковых занятий необходимо проводить экскурсии и походы на выставки декоративно-прикладного творчества, в художественные музеи и т. д. Это дает возможность расширить кругозор ребят в области истории декоративно-прикладного творчества, формировать у школьников интерес к различным профессиям.

К основным видам наглядных пособий, используемых на занятиях кружка, относятся таблицы, схемы элементов узора, творческие работы учащихся, демонстрационный стенд, изделия, иллюстративный фотоматериал, которым обычно сопровождают рассказ или беседу о видах декоративного оформления.

Для развития эстетики необходимо знать каков уровень развития эстетического вкуса у ребенка данный момент. Для этого удобно использовать метод тестирование, выявляя творческий потенциал. Появляется возможность проследить повышение уровень развития эстетического вкуса у учащихся.

Для того чтобы, проследить воздействие занятий на развитие эстетического вкуса, тестирование проводится два раза: в начале и в конце кружка.

Учащиеся выполняют задания без ограничений во времени в пределах одного академического часа. Результаты тестирования показали, что кружок способствует развитию эстетического вкуса подростков, а также развивают фантазию и воображение, с помощью применения различных примеров росписи.

Обработка полученных результатов тестирования позволяет сделать вывод, что вначале на занятиях кружка у учащихся творческий потенциал был невысок, но в процессе обучения уровни мотивации и творческие способности повысились.

Кроме того, о результатах развития творческих способностей подростков, помимо тестирования, можно положиться на отзывы учителей, самих учащихся их родителей.

Все вышеперечисленные аргументы подтверждают развитие эстетического вкуса учащихся, на других уроках и в быту.

Тематический план

Разделы Количество часов
10-й класс
Введение 2
Гармония в сочетании цветов 4
Виды и свойства тканей. Грунтовка тканей 8
Красители 4
Свободная роспись тканей 8
Роспись ткани в технике “бандан” 8
Декоративное панно 8
Оформление готовых панно 4
Творческий проект 22
Всего: 68
11 класс
Введение 2
Виды художественной росписи ткани 4
Закрепление красителей на ткани 4
Материаловедение. 6
Резервирующие составы 6
Техника холодного батика 8
Техника горячего батика 8
Роспись ткани с помощью трафарета 4
Ошибки, дефекты и их устранение 4
Творческий проект 22
Всего: 68
Итого: 136

Ожидаемые результаты

10-й класс

В результате изучения учащиеся должны:

Знать:

  • правила техники безопасности;
  • правила использования инструментов, приспособлений, красителей при росписи тканей в технике свободной росписи, “бандан”;
  • основные приемы выполнения росписи ткани в технике свободной росписи “бандан”, узелкового батика.

Уметь:

  • давать определения основным видам композиции;
  • разбирать, составлять декоративные композиции, справляться с приемами стилизации мотивов;
  • пользоваться инструментами и приспособлениями для художественной росписи тканей;
  • выполнять художественную роспись ткани в технике свободной росписи, “бандан”, узелкового батика.

Иметь навыки:

  • о видах декоративно-прикладного искусства;
  • истории развития художественной росписи тканей;
  • о свойствах тканей и красителей, их взаимодействий;
  • об орнаменте, его значении в художественном оформлении одежды.

11-й класс

В результате изучения учащиеся должны

Знать:

  • правила техники безопасности;
  • необходимые инструменты, материалы и безопасные приемы труда при выполнении росписи ткани, виды и свойства тканей, используемых для росписи;
  • технологии выполнения холодного и горячего батика.

Уметь:

  • пользоваться инструментами, приспособлениями, материалами, применяемыми в технике батика;
  • использовать персональный компьютер для создания эскизов, рисунков, орнаментов;
  • копировать рисунки в прямом и зеркальном отображении. Изменять масштаб рисунка, переводить рисунок на ткань;
  • изготавливать изделия в технике холодного и горячего батика;
  • использовать дополнительные эффекты и приемы в росписи ткани;
  • закреплять нанесенный рисунок;
  • исправлять ошибки;
  • оформлять изделие.

Иметь навыки:

- о видах росписи, технике их выполнения, о тканях, резервирующих составах и красителях, используемых в холодном и горячем батике, их свойства.

Учебно-материальная база

  • Тестовые задания для занятий кружка по теме: “Современные средства оценивания результатов обучения”.
  • Практическая работа: для проверки умений и навыков “Ручная роспись по ткани”.
  • Правила техники безопасности при росписи по ткани холодным батиком
  • Правила техники безопасности при росписи по ткани горячим батиком
  • Правила техники безопасности при росписи по ткани свободной росписью
  • Таблица: “Гармоничных и дисгармоничных сочетаний цветов”.
  • Таблица: “Уровень способностей”
  • Таблица: “Совокупность эстетико-педагогических условий развития эстетического вкуса у старших школьников”
  • Тест цветоразличения
  • Кроссворд
  • Коллекция натуральных образцов
  • Вопросы для самоконтроля
  • Темы рефератов
  • Раздаточный материал (шаблоны, образцы эскизов, готовые изделия)
  • Краткий словарь
  • Таблица горения волокна
  • Список используемой литературы (для учителя и учеников)
  • Журналы
  • Альбом по искусству

Список литературы для учащихся

  1. Брита Хансен. Роспись по шелку, М., 1997. – 120с.
  2. Бореев Ю. Б. Эстетика. – М., 1988.
  3. Гордеева В.И. Ручная роспись тканей. – Серебряные пяльцы. 1997. – 98с.
  4. Гурьева Т.С., Опыты Л.В.Маяковской в оформлении тканей. – Сборник трудов НИИХП, вып. б.- М., 1972. – 48с.
  5. Гузеев В.В. Оценка, рейтинг, тест. // Школьные технологии. — 1998. — № 3. – 49с.
  6. Гильман Р. А. Художественная роспись тканей: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. – М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 3003. – 160с.
  7. Ефремова Л.М. И модно и красиво. //Эстетика поведения//.-М.:Искусство,1985 – 200с.
  8. История русского искусства, М., 1956. - 45с.
  9. Искусство батика. Энциклопедия художника. – М.: Внешлегмаш, 2001 – 65 с.
  10. Кожохина С.К. Батик. Все о картинах на ткани. – Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2000. – 144с.
  11. Корюкин В.Н. Художественное оформление тканей. Л., 1969 – 127 с.
  12. Красильников И. Творческое задание на уроках искусства. Искусство в школе. 2001. - №4. – 10с.
  13. Кривчун А. А. Эстетика: Учебник для студентов вузов. – М., 1998. – 430 с.
  14. Пилявский В.И., Тиц А.А., Ушаков Ю.С. История русской литературы. М.- Стройиздат,., 1984. – 222с.
  15. Пономарев Я. А. Психология творчества. – М.: Наука, 1990Рыбаков Б.А. Очерки русской культуры. М., МГУ, Высшая школа 1990. – 156с.
  16. Рева М. Л. Растения в быту. – Донецк: Донбасс, 1977 – 118с.
  17. Синеглазова М.О. Батик. - МСП, М., Издательский дом - 2004. – 110с.
  18. Смирнов Ф. Волков Р. Солнце в доме. Батик своими руками // Идеи вашего дома. – 1997.- №6 – 88с.
  19. Танкус О. В., Гороховец Л. М., Морозов П. В., Трифонова Н. В. Технология росписей тканей. – М.: Легкая индустрия, 1969 – 38с.
  20. Темсрин С.М. Русское прикладное искусство. Советские годы. Очерки. - М., 1960. – 132с.
  21. Школа и производство № 4, научно-методический журнал, - М., 2002. – 39с.
  22. Энциклопедический словарь русского художника. М-Педагогика.,1983 -287с.
  23. Эльконин Б.Д. Психология развития: учебное пособие для студ. Высш. учеб. Заведений. – М.: изд. Центр “Академия”, 2001. – 144с.
  24. Список литературы для педагогов
  25. Арманд Т. Орнаментация ткани. Руководство по росписи ткани. Под ред. Н.Н. Соболева. С-Пб., 1931. - 56с.
  26. Богоявленская Г.И. Психология творческих способностей: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. – М.: Издательский центр “Академия”, 2002. – 320с.
  27. Галин А. Л. Личность и творчество. – Новосибирск, 1989.
  28. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – М.: Просвещение, 1990. – 520с.
  29. Зивер Хорст. Тестирование личности. – 43с.
  30. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Учебное пособие. – М.: Издательство РОУ, 1996. – 180с.
  31. Кыштымова И.М. Креативность: содержание, развитие, диагностика. – Иркутск: ИГПУ, 2002. – 220с.
  32. Михайлов Н. Н. О потребности личности в самореализации. Научный доклад высшей школы.// Философские науки, 1982. - №4. 24-32.с.
  33. Рогалева Е.В. Учебное пособие – Иркутск, 2005. – 111с.
  34. Цалок В. А. Творчество: Философский аспект проблемы. – Кишинев, 1989. – 148 с.