Актуальность программы
Знакомясь с видами росписей тканей, я открыла для себя удивительную красоту, представляющую собой завораживающую обработку ткани. Ремесло ручной росписи ткани появилось практически одновременно с возникновением ткачества. Шло время, менялись технологии, появились новые материалы и оборудование. Процессы украшения тканей механизировались. Современный уровень развития ткацкого производства достиг небывалых высот. В наши дни мы имеем широчайший выбор тканей разнообразной фактуры и расцветки. Но, тем не менее...
Извечное стремление женщин выглядеть неповторимо, оставаясь в рамках моды, подпитывает постоянный интерес к изделиям рукотворным. Ручная вязка, вышивка, изделия домашнего ткачества всегда притягательны. Не снижается интерес и к ручной росписи ткани. Переосмысленная и переработанная в соответствии с требованием времени, эта техника заняла достойное место среди других видов декоративно-прикладного искусства.
При современном ритме жизни, очень важно, чтобы человек имел возможность найти себе занятие, успокаивающее нервы и душу, благотворно влияющее на отношение в семье. Направить интересы детей в плодотворное русло. Элементарные навыки помогут обучиться основам мастерства. В современных условиях образования очевидна потребность общества в творческих личностях.
Общая характеристика курса
Данная программа призвана помочь старшеклассникам, интерес к декоративно-прикладному искусству, реализовать свои природные возможности в одном из популярных его направлений – художественной росписи ткани. Занятия этим видом творчества будут способствовать осознанному выбору ими профессии и более успешной адаптации на современном рынке труда.
В программе реализован принцип практико-ориентированного подхода к отбору учебного материала. Общая её часть содержит краткие сведения по истории народных, художественных ремесел, использование в современном декоративно - прикладном искусстве, в том числе и росписи ткани, национальных традиций.
При работе по данной программе учащиеся должны ознакомиться с принципами художественной композиции, основами цветоведения, особенностями тканей и способами росписи, применяемыми красителями. При разработке эскизов росписи дети могут использовать готовые образцы, иллюстрации и слайды изделий.
Наряду с технологическими сведениями увеличивается объем художественно-конструкторской деятельности: выполнение эскизов, составление орнаментов. Применение для росписи ткани натуральных красителей может сделать выполнение практических работ малозатратными.
Более глубокому усвоению содержания программы, развитию творческой активности будут способствовать конкурсы и выставки творческих работ учащихся, участие в олимпиадах, создание коллекций и экспозиций декоративно-прикладного искусства. Желательно собрать коллекцию натуральных образцов, изделий народных мастеров и репродукций декоративно-прикладного искусства.
Реализации задач, поставленных в программе, будет способствовать скоординированная работа учителей технологии и изобразительного искусства. Это позволит учащимся выполнить большое количество зарисовок творческих работ народных умельцев своего края, области, села, ближе познакомимся с видами традиционных ремесел.
В процессе обучения школьники смогут украсить собственными произведениями интерьер школы и своего дома, создать оригинальную одежду, познакомиться с интересными профессиями.
При выполнении программы учитель имеет возможность применять самые разнообразные методы обучения. При этом необходимо создать доброжелательную атмосферу, позволяющую коллективно разбирать удачи и недостатки творческих работ учащихся.
Основная цель программы – развитие эстетического вкуса и формирование представлений о художественной росписи ткани, приобщение школьников к общечеловеческим и национальным ценностям
В своей педагогической деятельности я ставлю следующие задачи:
- научить учащихся практическим знаниям и умениям творчески подходить к выполнению работы;
- понимать основные закономерности создания в данной технике, а также этапы создания и выполнения изделия;
- правильно организовывать внеурочное время для занятий любимыми делами;
- поддержка и развитие талантов;
- эстетико-нравственное воспитание личности.
Моя программа “Гамма” рассчитана на 68 часов в 10 классе, 68 часов в 11 классе. В итоге: 136 часов за два года (2 часа в неделю).
Место курса в учебном плане
Набор учащихся в кружок проводят в конце летних каникул и в начале учебного года. Для выявления интересов школьников лучше всего провести анкетирование. До начала набора следует привести предварительную работу по привлечению школьников в кружки. Для этого вывешивают в школе афишу с приглашением записаться в кружок и кратким содержанием его работы. Агитационная работа проводится по классам.
В одну группу кружка рекомендуется включить 10 человек. Руководитель кружка записывает фамилию и имя желающего заниматься, а также класс, домашний адрес и телефон. В работе с родителями необходимо провести родительское собрание в начале периода формирования кружка.
Серьезное внимание следует уделить комплектованию и организации работы кружка. Учитель при комплектовании кружка должен позаботиться о том, чтобы в него вошли школьники с одинаковой подготовкой – это намного облегчает руководство кружком. В группе выбирают старосту, который будет помогать руководителю кружка, за посещаемостью учащихся, выполнять его поручения, назначить дежурных.
При планировании кружковых занятий необходимо проводить экскурсии и походы на выставки декоративно-прикладного творчества, в художественные музеи и т. д. Это дает возможность расширить кругозор ребят в области истории декоративно-прикладного творчества, формировать у школьников интерес к различным профессиям.
К основным видам наглядных пособий, используемых на занятиях кружка, относятся таблицы, схемы элементов узора, творческие работы учащихся, демонстрационный стенд, изделия, иллюстративный фотоматериал, которым обычно сопровождают рассказ или беседу о видах декоративного оформления.
Для развития эстетики необходимо знать каков уровень развития эстетического вкуса у ребенка данный момент. Для этого удобно использовать метод тестирование, выявляя творческий потенциал. Появляется возможность проследить повышение уровень развития эстетического вкуса у учащихся.
Для того чтобы, проследить воздействие занятий на развитие эстетического вкуса, тестирование проводится два раза: в начале и в конце кружка.
Учащиеся выполняют задания без ограничений во времени в пределах одного академического часа. Результаты тестирования показали, что кружок способствует развитию эстетического вкуса подростков, а также развивают фантазию и воображение, с помощью применения различных примеров росписи.
Обработка полученных результатов тестирования позволяет сделать вывод, что вначале на занятиях кружка у учащихся творческий потенциал был невысок, но в процессе обучения уровни мотивации и творческие способности повысились.
Кроме того, о результатах развития творческих способностей подростков, помимо тестирования, можно положиться на отзывы учителей, самих учащихся их родителей.
Все вышеперечисленные аргументы подтверждают развитие эстетического вкуса учащихся, на других уроках и в быту.
Тематический план
Разделы | Количество часов |
10-й класс | |
Введение | 2 |
Гармония в сочетании цветов | 4 |
Виды и свойства тканей. Грунтовка тканей | 8 |
Красители | 4 |
Свободная роспись тканей | 8 |
Роспись ткани в технике “бандан” | 8 |
Декоративное панно | 8 |
Оформление готовых панно | 4 |
Творческий проект | 22 |
Всего: | 68 |
11 класс | |
Введение | 2 |
Виды художественной росписи ткани | 4 |
Закрепление красителей на ткани | 4 |
Материаловедение. | 6 |
Резервирующие составы | 6 |
Техника холодного батика | 8 |
Техника горячего батика | 8 |
Роспись ткани с помощью трафарета | 4 |
Ошибки, дефекты и их устранение | 4 |
Творческий проект | 22 |
Всего: | 68 |
Итого: | 136 |
Ожидаемые результаты
10-й класс
В результате изучения учащиеся должны:
Знать:
- правила техники безопасности;
- правила использования инструментов, приспособлений, красителей при росписи тканей в технике свободной росписи, “бандан”;
- основные приемы выполнения росписи ткани в технике свободной росписи “бандан”, узелкового батика.
Уметь:
- давать определения основным видам композиции;
- разбирать, составлять декоративные композиции, справляться с приемами стилизации мотивов;
- пользоваться инструментами и приспособлениями для художественной росписи тканей;
- выполнять художественную роспись ткани в технике свободной росписи, “бандан”, узелкового батика.
Иметь навыки:
- о видах декоративно-прикладного искусства;
- истории развития художественной росписи тканей;
- о свойствах тканей и красителей, их взаимодействий;
- об орнаменте, его значении в художественном оформлении одежды.
11-й класс
В результате изучения учащиеся должны
Знать:
- правила техники безопасности;
- необходимые инструменты, материалы и безопасные приемы труда при выполнении росписи ткани, виды и свойства тканей, используемых для росписи;
- технологии выполнения холодного и горячего батика.
Уметь:
- пользоваться инструментами, приспособлениями, материалами, применяемыми в технике батика;
- использовать персональный компьютер для создания эскизов, рисунков, орнаментов;
- копировать рисунки в прямом и зеркальном отображении. Изменять масштаб рисунка, переводить рисунок на ткань;
- изготавливать изделия в технике холодного и горячего батика;
- использовать дополнительные эффекты и приемы в росписи ткани;
- закреплять нанесенный рисунок;
- исправлять ошибки;
- оформлять изделие.
Иметь навыки:
- о видах росписи, технике их выполнения, о тканях, резервирующих составах и красителях, используемых в холодном и горячем батике, их свойства.
Учебно-материальная база
- Тестовые задания для занятий кружка по теме: “Современные средства оценивания результатов обучения”.
- Практическая работа: для проверки умений и навыков “Ручная роспись по ткани”.
- Правила техники безопасности при росписи по ткани холодным батиком
- Правила техники безопасности при росписи по ткани горячим батиком
- Правила техники безопасности при росписи по ткани свободной росписью
- Таблица: “Гармоничных и дисгармоничных сочетаний цветов”.
- Таблица: “Уровень способностей”
- Таблица: “Совокупность эстетико-педагогических условий развития эстетического вкуса у старших школьников”
- Тест цветоразличения
- Кроссворд
- Коллекция натуральных образцов
- Вопросы для самоконтроля
- Темы рефератов
- Раздаточный материал (шаблоны, образцы эскизов, готовые изделия)
- Краткий словарь
- Таблица горения волокна
- Список используемой литературы (для учителя и учеников)
- Журналы
- Альбом по искусству
Список литературы для учащихся
- Брита Хансен. Роспись по шелку, М., 1997. – 120с.
- Бореев Ю. Б. Эстетика. – М., 1988.
- Гордеева В.И. Ручная роспись тканей. – Серебряные пяльцы. 1997. – 98с.
- Гурьева Т.С., Опыты Л.В.Маяковской в оформлении тканей. – Сборник трудов НИИХП, вып. б.- М., 1972. – 48с.
- Гузеев В.В. Оценка, рейтинг, тест. // Школьные технологии. — 1998. — № 3. – 49с.
- Гильман Р. А. Художественная роспись тканей: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. – М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 3003. – 160с.
- Ефремова Л.М. И модно и красиво. //Эстетика поведения//.-М.:Искусство,1985 – 200с.
- История русского искусства, М., 1956. - 45с.
- Искусство батика. Энциклопедия художника. – М.: Внешлегмаш, 2001 – 65 с.
- Кожохина С.К. Батик. Все о картинах на ткани. – Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2000. – 144с.
- Корюкин В.Н. Художественное оформление тканей. Л., 1969 – 127 с.
- Красильников И. Творческое задание на уроках искусства. Искусство в школе. 2001. - №4. – 10с.
- Кривчун А. А. Эстетика: Учебник для студентов вузов. – М., 1998. – 430 с.
- Пилявский В.И., Тиц А.А., Ушаков Ю.С. История русской литературы. М.- Стройиздат,., 1984. – 222с.
- Пономарев Я. А. Психология творчества. – М.: Наука, 1990Рыбаков Б.А. Очерки русской культуры. М., МГУ, Высшая школа 1990. – 156с.
- Рева М. Л. Растения в быту. – Донецк: Донбасс, 1977 – 118с.
- Синеглазова М.О. Батик. - МСП, М., Издательский дом - 2004. – 110с.
- Смирнов Ф. Волков Р. Солнце в доме. Батик своими руками // Идеи вашего дома. – 1997.- №6 – 88с.
- Танкус О. В., Гороховец Л. М., Морозов П. В., Трифонова Н. В. Технология росписей тканей. – М.: Легкая индустрия, 1969 – 38с.
- Темсрин С.М. Русское прикладное искусство. Советские годы. Очерки. - М., 1960. – 132с.
- Школа и производство № 4, научно-методический журнал, - М., 2002. – 39с.
- Энциклопедический словарь русского художника. М-Педагогика.,1983 -287с.
- Эльконин Б.Д. Психология развития: учебное пособие для студ. Высш. учеб. Заведений. – М.: изд. Центр “Академия”, 2001. – 144с.
- Список литературы для педагогов
- Арманд Т. Орнаментация ткани. Руководство по росписи ткани. Под ред. Н.Н. Соболева. С-Пб., 1931. - 56с.
- Богоявленская Г.И. Психология творческих способностей: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. – М.: Издательский центр “Академия”, 2002. – 320с.
- Галин А. Л. Личность и творчество. – Новосибирск, 1989.
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – М.: Просвещение, 1990. – 520с.
- Зивер Хорст. Тестирование личности. – 43с.
- Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Учебное пособие. – М.: Издательство РОУ, 1996. – 180с.
- Кыштымова И.М. Креативность: содержание, развитие, диагностика. – Иркутск: ИГПУ, 2002. – 220с.
- Михайлов Н. Н. О потребности личности в самореализации. Научный доклад высшей школы.// Философские науки, 1982. - №4. 24-32.с.
- Рогалева Е.В. Учебное пособие – Иркутск, 2005. – 111с.
- Цалок В. А. Творчество: Философский аспект проблемы. – Кишинев, 1989. – 148 с.