Музыкально-тематический досуг для детей старшего дошкольного возраста "Зимние картинки"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: Закреплять с детьми тему «Зима».

Задачи:

  1. Обогащать музыкальные впечатления детей, вызвать эмоциональный отклик на музыку, игры.
  2. Формировать музыкальный вкус.
  3. Способствовать дальнейшему развитию навыков танцевальных движений, песенному и игровому творчеству.
  4. Использовать фонопедические упражнения, пальчиковые игры, релаксационные упражнения.

Ход мероприятия

Зал оформлен как зимний лес. Предварительно в группе дети с воспитателями делали работы для зимнего альбома на темы: «Снегири на ветках», «Новогодняя веточка», «Снеговик», «Зимний лес», ледяные бусы.

В зал входят дети, подходят к музыкальному руководителю.

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята. Послушайте, пожалуйста, загадку.

Кто поляны белит белым,
И на стенах пишет мелом,
Шьет пуховые перины,
Разукрасил все дома?
Это зимушка….

Дети: Зима.

Музыкальный руководитель: Да. Зима. Посмотрите, как красиво у нас в зале. Какая сказочная картина заснеженного зимнего леса. Хозяйка этого леса – Зимушка-зима. Она сегодня собиралась к нам в гости. Будем её встречать? Садитесь скорее на стулья.

Музыкальный руководитель исполняет песню «Зимой», муз. А.Берлякова на стихи Г. Рамазанова. В зал входит Зима (взрослый).

Зима: Здравствуйте, ребята. (Дети здороваются.)

Музыкальный руководитель: Здравствуй, Зимушка-зима. Мы очень рады тебя видеть, ведь дети очень любят зиму. Зимой столько забав и веселья!

Зима: Мне это приятно слышать. Хотелось бы мне узнать, как вы эту зиму провели и что вам зимой нравится?

Музыкальный руководитель:. Обязательно и расскажем, и покажем, и споём.

Песня «ЧТО НАМ НРАВИТСЯ ЗИМОЙ?», муз. А.Филиппенко, сл. Л. Некрасовой.

На проигрыш дети выполняют движения, соответствующие тексту песни.

Музыкальный руководитель: Ну, а теперь все по порядку. Садитесь, ребята, на стулья. Зимушка, посмотри, дети сделали зимний альбом. Думаю, тебе будет интересно взглянуть. Покажем, ребята?

Зима: Да, очень интересно.

На мольберте расположен альбом с детскими работами по принципу перекидного календаря.

Музыкальный руководитель: Открываем первую страницу нашего альбома.

Коллективная работа детей «СНЕГИРИ НА ВЕТКАХ».

Зима: Ой, какие красивые снегири.

Музыкальный руководитель: В нашей работе спряталась песенка.

Песенка «СНЕГИРИ» Е. Тиличеевой.

(Дети поют, «прочитывая» ритмический рисунок по картинке, затем на каждую фразу поют и хлопают ритмический рисунок, топают ногами, стучат ладошками по груди, шлепают по коленям.)

Музыкальный руководитель: Наш детский сад, Зимушка, находится недалеко от лесопарка и к нам часто прилетают разные птицы. Мы их подкармливаем. И снегири прилетали. Очень они нам понравились и запомнились. Такие яркие, красивые. А вот еще одна песенка про снегирей.

Дети поют песню «СНЕГИРИ», музыка И. Дубравина, слова В. Суслова.

Зима: А теперь все превращайтесь в снегирей, поиграю я с вами.

Подвижная игра на координацию речи и движения «СНЕГИРИ» (Н. Нищева)

Вот на ветках посмотри Руки плавно поднять вверх, через стороны опустить вниз.
В красных майках снегири. Повороты туловища.
Распушили пёрышки, Руки опущены. Плавное сгибание кистей рук.
Греются на солнышке. Подбородок поднять вверх, повороты головы.

Зима:

Кыш! Кыш! Улетели!
Все от ледяной метели. Дети убегают на стулья.

Зима: Посмотрим на другую вашу картинку. Что же там?

Коллективная работа детей «НОВОГОДНЯЯ ВЕТОЧКА».

Зима: Какие красивые игрушки на еловой веточке.

Музыкальный руководитель: Зимушка, на этой работе ребята вспомнили про праздник – самый любимый, самый долгожданный, который ты даришь ребятам – Новый год. Спасибо тебе за него.

Зима: Пожалуйста. Проезжала я на своих санях мимо вашего сада и видела красивую елочку, всю в шариках, фонариках, звездочках.

Музыкальный руководитель: Расскажем зимушке про нашу новогоднюю ёлочку.

НОВОГОДНЯЯ ЕЛОЧКА (пальчиковая игра).

Елочка, елочка!
Колкая иголочка, (Ладони установить под углом друг к другу, пальцы переплести и выпрямить.)
Протянула ветки (Протянуть руки вперед),
А на них – конфетки. (Руки согнуть в локтях и, подняв их вверх, соединить пальцы. Вращать кистями рук.)
Звездочки (Растопырить пальцы рук.),
Фонарики (Пальцы каждой руки собрать щепотью.)
Золотые шарики. (Изобразить шарик.).

Зима: А у меня для вас льдинки-серебринки. Возьмите. Танец с ними покажите.

Дети исполняют танцевальную композицию с серебряными бантиками на музыку Le MUSE (Rondo Veneziano)

Описаниетанца.

Вступление. Дети встают врассыпную по залу. И.п.: пятки вместе, носки врозь, руки в первой позиции.

1-я фигура.

1-я фраза. Два раза плавные взмахи правой рукой в сторону. Ноги пружинят.
2-я фраза. Тоже левой рукой.
3-я фраза. Поднять правую руку над головой, затем левую.
4-я фраза. Покружиться на носках один раз через правое плечо.
5-я фраза. Плавные взмахи руками вдоль туловища с остановкой правая-левая-правая.
6-я фраза. Плавные взмахи руками вдоль туловища с остановкой левая-правая-левая.
7-я фраза. Бег на носочках вперед, медленно поднимая руки вверх.
8-я фраза. Бег на носочках назад, руки медленно опуская вниз.
9-10 фраза. Повторение движений 7 и 8-ой фраз.

2-я фигура. Перестроение в круг и бег по кругу на носках. Руки отведены из круга.

3-я фигура. Повторение движений 1-ой фигуры, стоя лицом в круг.

4-я фигура. Импровизационные движения детей под музыку по всему залу, в конце останавливаются врассыпную, лицом к зрителю.

5-я фигура. Повторение движений 1-ой фигуры.

Реприза.

Девочки: шаг – присели вправо, шаг – присели влево.
Мальчики: шаг – поклон вправо, шаг – поклон вправо.

Все дети поднимают через стороны руки вверх и медленно присаживаются на корточки, опуская руки на пол.

Зима: А что же дальше в вашем зимнем альбоме? Ну-ка, я загляну. А я уже вижу. Я вам загадку загадаю.

Человечек непростой:
Появляется зимой,
А весною исчезает,
Потому что быстро тает. (Снеговик.)

Музыкальный руководитель: Зимушка, ты в этом году снега много намела. Сколько было забав на улице у детворы! Одна из них – снеговика лепить.

Зима: А как?

Музыкальный руководитель: А вот так! Мы сейчас покажем.

Стихотворение с движениями «СНЕГОВИК» (В. Егоров)

Давай, дружок, смелей, дружок, (Руками как будто лепят снежок.)
Кати по снегу свой снежок. (Наклоняются и будто катят ком снега.)
Он превратится в толстый ком, (Большой круг руками.)
И станет ком снеговиком. (Три круга руками с верху вниз.)
Его улыбка так светла! (Руки сделать полочкой под подбородком и улыбаться.).
Два глаза, шляпа, нос, метла. (Показать глаза пальцами на себе; руки над головой соединить в виде шляпы; показать нос морковку; наклониться вперед и руки качать вправо-влево.)
Но солнце припечет слегка, (Рука у лба, посмотреть наверх.)
Увы — и нет снеговика. (Пожимают плечами, руки в стороны, присесть на корточки.)

В это время воспитатели раскладывают на стулья детям варежки с изображением снеговиков.

Зима: Как интересно. Я вижу, что у вас на стульях столько снеговиков появилось. Ну-ка, покажите их скорее.

Дети садятся, надевают по одной варежке.

ВЕДУЩИЙ и ДЕТИ.

Жил да был Снеговичок:
Рот - травинка, нос - сучок.
Все зверята с ним дружили,
В гости часто заходили…
О.Корнеева

Песенное творчество детей. (Первый ребенок поёт первые две строчки, второй ребёнок сочиняет мелодию на третью и четвёртую строчки.)

Зима: Очень хорошо. Мне понравились песенки снеговиков.

Музыкальный руководитель: Соберем варежки. Мы еще потом еще поиграем со снеговиками.

Зима: А какие еще зимние забавы любите?

Дети отвечают: кататься на санках, на лыжах, на коньках, играть в снежки.

Музыкальный руководитель: Покажем Зимушке.

Мы бежим с тобой на лыжах,
Снег холодный лыжи лижет. Дети изображают ходьбу на лыжах.
А потом — на коньках, Дети изображают бег на коньках.
Но упали мы. Ах! «Падают».
А потом снежки лепили, Стоят, сжимают воображаемый снежок ладонями.
А потом снежки катали, Катят воображаемый комок.
А потом без сил упали. «Падают».
И домой мы побежали. Убегают на стулья.
(Н. Нищева)

Музыкальный руководитель: Зимушка, у ребят немало слов припасено о тебе. Дети, Зимушка какая?

Дети отвечают: снежная, морозная, вьюжная, холодная, красивая, серебристая, пушистая, метельная, хрустальная.

Послушай о себе стихотворение.

Ребенок: Зимушка-зима.

По дороге по прямой
Шла зима с морозами,
Шла зима к себе домой –
Снег стелила розовый.
За зимою две метели
Снег тот веяли, мели,
Снег взвивали, как хотели,
И кидали хрустали.
А. Прокофьев

Зима. У меня, правда, много хрусталя. И сегодня я приготовила для вас сюрприз – вот этот хрустальный оркестр. Послушайте его.

«ХРУСТАЛЬНЫЙ ОРКЕСТР».

Импровизируемая игра на хрустальных предметах под музыку Д. Шостаковича «Вальс-шутка».

Музыкальный руководитель: Зимушка, мы знали, конечно, что ты волшебница. Но это просто чудо. Вам понравилось, ребята? Зимушка хрустальная! А ведь мы знаем песню, которая так и называется. Сейчас мы её споём.

Дети исполняют песню «ЗИМУШКА-ХРУСТАЛЬНАЯ», муз. А Филиппенко, сл. Г.Бойко.

Музыкальный руководитель: Наша последняя работа про зимний лес. Посмотри.

Работа «ЗИМНИЙ ЛЕС».

Зима: Какой красивый зимний лес у ребят получился. А я смотрю здесь и белка, и лисичка, и дятел, и зайчишка. Что же это за история?

Музыкальный руководитель: А мы сейчас расскажем и сыграем.

«ЗИМНЕЕ РОНДО». Оркестровка стихотворения.

На инструментах играть в темпе проговаривания стихотворения.

Едем, едем на лошадке
По дорожке зимней гладкой,
Скок, скок, скок, скок, скок, скок. (Тон-блок.)
Санки скрипят, (Кокирико или трещотка.)
Бубенчики звенят. (Бубенцы.)
Дятел стучит, (Коробочка.)
Вьюга свистит. (Дуть в дудку, бутылку.)
Белка на ёлке орешки все грызет: «Цок-цок!» (Бубен.)
Рыжая личика зайчишку стережёт. (Царапать пальцами барабан.)
Холод, холод, стужа, стужа. (Ксилофон.)
Снег пушистый кружит, кружит. (Металлофоны, треугольники.)
Ехали мы, ехали, наконец, доехали. (Тон-блок.)
С горки – ух! В ямку – бух! (Ксилофон и тарелка.)
(По материалам Т.Э. Тютюнниковой)

Зима: Ну, а теперь я приглашаю вас отправиться за мной в зимний сказочный лес. Пойдёте? Идем аккуратно, спокойно, чтоб с пути не сбиться, в лесу не заблудиться.

Релаксационное упражнение «Зимние ворота». («Сухой душ»: ленты, свисающие с потолка. Дети, проходя сквозь сухой душ, снимают зажимы, расслабляются, создается положительная эмоциональная атмосфера, улучшается кинетическое восприятие, обогащается опыт тактильных ощущений.) Можно использовать любую музыку в медленном темпе, например, «Грустную песню», муз. М. Шепстоне, П. Диббенса.

Зима: В лесу все белым-бело, много сугробов, леса все одеты снежным белым одеялом.

Музыкальный руководитель: Это все похоже на необыкновенную сказку. Покажем ее нашим танцем.

Упражнение с замиранием под музыку «МЕЛОДИЯ» Ж.-Л. Стреббога.

(Дети свободно двигаются по залу, с остановкой в музыке замирают в красивой позе.)

Зима: А в лесу можно услышать разные звуки. Послушайте.

Дети слушают «зимние звуки» в аудиозаписи.

Какие звуки вы услышали? (Завывает ветер, метет метель, воет вьюга, трещат сучья.)

Фонопедическое упражнение «Вьюга».

Музыкальный руководитель:

Поёт вьюга свою песню. Дети и Зима произносят звук [о] с разной динамикой на одном дыхании. Руки рупором: открываются – закрываются.
Завывает ветром. Тянут звук [у], пропевая его в разных регистрах на одном дыхании, показывая высоту звука рукой.
Кружит снегом. Звук [а] произносят то выше, то ниже, делая глиссандо и показывая рукой вращения.
Метет по земле поземку. Дети двигают опущенными вниз руками из стороны в сторону и произносят звук [ш].

Зима: В лесу бушевала вьюга. Мела метель, хлопьями сыпал снег. Вот каким большим одеялом землю укрыло.

Релаксационное упражнение с белой тканью «СНЕЖНОЕ ОДЕЯЛО».

Дети берут белую ткань и встают по кругу. Упражнение выполняется на музыку В. Мюллера «Воспоминание о Трианоне».

Зима: Снег укрывает белым покрывалом всю землю. (На первую часть пьесы дети поднимают и опускают ткань.)

А теперь тихо по дорожке метет поземка. (На вторую часть музыки дети присаживаются на колени, тихонько покачивают ткань и кладут её на пол.)

Снег пушистый, холодный. Наберем его в ладоши и подкинем вверх. Высоко взлетели снежинки. Наберем снега и слепим снежок. Подкинем его вверх. Опустим руки в снег. Какой он холодный, руки замерзли. Согреем руки – разотрем ладони.

(Повторяется вторая часть музыки. Дети имитируют движения в соответствии с текстом.) Опять пошел снег, засыпает все вокруг.

(На первую часть пьесы дети поднимают и опускают ткань.)

Зима: Сейчас все затихло. Лес отдыхает. Красиво в лесу, но боюсь, что замерзнете. Пора нам в обратную дорогу.

Повторяется упражнение «Снежные ворота».

Музыкальный руководитель: Спасибо, Зимушка, за такую сказку. Провела ты всех ребят по своей снежной белой дорожке в лес и обратно. Хотим мы тебе песню спеть, которая так и называется «Белая дорожка». И для ребят это будет сюрприз. Послушайте.

Исполняется песня «БЕЛАЯ ДОРОЖКА», музыка В. Ранёва, слова А. Пришельца.

Поют взрослые.

Зима: Я очень рада была встрече с вами. Мне приятно, что вы зиму любите. Но на дворе февраль. Моё время года заканчивается. На моё место скоро придёт младшая сестрица Весна. У нее тоже для вас немало интересного припасено. Будете её встречать? Будете в гости звать?

Музыкальный руководитель: Конечно, Зимушка, будем. И песни будем петь, и танцевать, и играть с Весной-красной.

Зима: А вот вам от меня новая страничка для вашего альбома – начало весны.

Музыкальный руководитель: Спасибо. На прощание, Зимушка, ребята хотят тебе подарить бусы, которые они сделали своими руками. Ты их носи, не снимай, нас вспоминай.

(Дети дарят бусы. Зима их надевает.)

Зима: Спасибо большое. А я вас на прощание хочу угостить своими снежками. Они не простые, а волшебные – сказочные, сладкие. Угощайтесь. (Дарит на подносе зефир.)

Теперь мне пора уходить. До свидания.

Зима уходит.

Музыкальный руководитель.

Вот и Зимушка ушла,
У неё свои дела.

Наш зимний альбом еще долго не даст о ней забыть. Будет стоять у вас в уголке. В любой момент заглянете в него и Зимушку вспомните.

Ну, а мы будем Весну-красну ждать, Масленицу встречать. Новая страничка для весеннего альбома зимушка нам подарила.

Прощание. Все дети уходят из зала.