Урок русского языка с использованием ИКТ на тему "Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже". 4-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 4


Цель: формировать у учащихся навык правописания безударных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже.

Задачи:

познавательные:

- самостоятельно выделять и формулировать цель;

- анализировать, сравнивать, классифицировать объекты по выделенным признакам;

коммуникативные:

- развивать умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами;

развивающие:

- сравнивать способы действия и его результаты с заданным эталоном;

- оценивать качество и уровень усвоения материала;

- развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы, выполнять самопроверку, взаимопроверку, делать самооценку;

личностные:

- воспитывать самостоятельность в работе с заданиями;

- воспитывать чувство любви к окружающей природе, ответственность за судьбу “братьев наших меньших”.

Оборудование:

- перфокарты для морфологического разбора имени прилагательного;

- перфокарты для фонетического разбора слов;

- индивидуальные карточки;

- схема – таблица по теме;

Ход урока

Организационный момент.

- Мы начинаем урок русского языка. К нам сегодня пришли гости. Давайте их поприветствуем. Повернитесь, пожалуйста, улыбнитесь, поздоровайтесь и садитесь.

Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Мы за парты дружно сели,
И на доску поглядели.

- А урок у нас сегодня необычный. Мы совершим Путешествие в зимний лес.

Слайд №1 (играет музыка) Звучит музыка Вивальди “Зима”

- Ребята, в зимнем лесу, таком голом и пустом на вид, обитают его хозяева – звери и птицы. А люди в нем – только гости. А когда приходишь в гости, принято вести себя вежливо по отношению к хозяевам. Не стоит громко кричать и оставлять после себя мусор.

Придет неслышными шагами,
Незримой стужею дохнет
И, все вокруг покрыв снегами,
Вдруг всем нам уши надерет:
Зачем, мол, вы в такой мороз
Из дома высунули нос?

- О каком времени года говорится в тексте? (о зиме)

- А какой месяц сейчас хозяйничает? (январь)

- Вспомните пословицы или поговорки о зиме.

Сегодня мы с ребятами
В зимний лес идем.
Кто хочет в путь? –
Пожалуйста, мы всех
С собой возьмем.

- Вставайте на лыжи и отправляйтесь в зимний лес.

- Откройте тетради, запишите дату, классная работа.

- В пути мы будем делать остановки и встретимся с лесными жителями, а вместе с тем ...

Дети:

- закрепим знания об имени прилагательном как части речи;

- вспомним как определить род и число прилагательных;

- вспомним алгоритм определения падежа имени прилагательного;

- вспомним алгоритм проверки безударного окончания;

- я буду внимательно слушать учителя и ребят…

Остановка Чистописание.

- Ребята, что мы можем увидеть в лесу на снегу? (следы)

Слайд №2 (следы)

- А следы похожи на буквы.

- Найдите среди следов соединения букв и запишите в одну строчку.

ой ый ий ая яя ое ые ие ее

- Назовите одним словом что вы записали.(окончания)

- Назовите имена прилагательные с такими окончаниями.

 Актуализация знаний.

Выполнив это задание, мы очутились на лесной поляне, где нас встречает Снеговик со своими друзьями. Покажите их.

- Сделаем остановку. Он и его друзья приготовили нам вопросы и задания.

Вопросы:

1. Дайте определение имени прилагательного.

2. С какой частью речи всегда связано имя прилагательное?

3. Как изменяются имена прилагательные?

4. Вспомни алгоритм, как определить падеж имени прилагательного.

5. В каком числе прилагательные не изменяются по родам?

6. Каким членом предложения чаще всего бывают имена прилагательные?

- Мы повторили об имени прилагательном, чтобы дальше справиться с заданиями.

Задания:

1. Просклоняйте словосочетания по эталону. Работа в парах по рядам.

  • 1 ряд – зимний узор
  • 2 ряд – снежная буря
  • 3 ряд – морозное утро.

Оцените работу ряда.

Вопрос ученика + Отметка.

- Вы повторили склонение имен прилагательных, имен существительных, род, падеж и вам не составит труда выполнить следующее задание.

2. Послушайте и запишите предложение.

В морозном воздухе звонко раздается короткий, отрывистый стук дятла.

- Какие вы знаете виды разборов? (фонетический, синтаксический, морфологический, по составу.)

- Я вам даю возможность выбора. Выберите разбор и выполните его.

- Я у всех проверю, когда соберу тетради.

- Ну вот, с заданиями, которые приготовил Снеговик, мы успешно справились. Продолжим наше путешествие.

Физкультминутка. (Музыкальная)

Мы на лыжах в лес идем,
Мы взбираемся на холм.
Палки нам идти помогут,
Будет нам легка дорога. (машут руками, как лыжными палками)
Вдруг поднялся сильный ветер,
Он деревья крутит, вертит
И среди ветвей шумит.
Снег летит, летит, летит. (вращение туловищем вправо и влево)
По опушке зайчик скачет,
Словно белый мягкий мячик.
Раз прыжок и два прыжок –
Вот и скрылся наш дружок! (прыжки)

Самоопределение к деятельности.

Наверное, бывали вы
Не раз в лесу густом ,
Где вьётся чуть заметная
Тропинка под кустом.

- Кто же ещё живет в нашем волшебном лесу? По признакам угадайте животное.

Бесстрашен могучий л…сной богатырь.

Его не пугает …зерная ширь,

И он не боится р…чной глубины.

В…твисты р…га его, ноги длинны.

И те, кому видеть его довелось,

Ответят, что это ж…вотное…(лось) Слайд №3

- Спишите, вставьте пропущенные буквы.

1 ученик вставляет буквы на доске и объясняет написание.

Самопроверка. Самооценка. Вопрос+Отметка.

- Найдите в стихотворении имя существительное мужского рода (богатырь). Подберите к нему имена прилагательные.

Большой, высокий, храбрый.

- Найдите в стихотворении имя существительное среднего рода (животное). Подберите к нему имена прилагательные.

Могучее, большое, серое.

- В каком падеже стоят эти прилагательные? ( в именительном)

- Назовите прилагательные с ударными окончаниями.

- Вспомни алгоритм проверки безударного падежного окончания имени прилагательного.

- Проверьте.

- Что вы заметили? (правило не действует, т.к. в вопросах окончания –ой и –ое, а у прилагательных -ый, -ий в мужском роде и -ее в среднем роде.)

- Сформулируйте тему урока. Слайд №4

- Сформулируйте задачи урока:

- узнать, какие окончания могут иметь имена прилагательные мужского и среднего рода в именительном падеже;

- от чего зависит их написание.

- Прочитайте еще раз имена прилагательные.

- Какие окончания могут иметь имена прилагательные мужского рода в именительном падеже? (ой, ый, ий)

- Когда пишется окончание ой? (под ударением)

- Когда пишутся окончания ый, ий? (без ударения ый – после твердых согласных, а ий – после мягких)

- Какие окончания могут иметь имена прилагательные среднего рода в именительном падеже? (ое, ее)

- Когда пишется окончание ое? (под ударением)

- Когда пишутся окончания ое, ее? (без ударения ое – после твердых согласных, а ее – после мягких).

- Молодцы.

Рефлексия.

- Ой, ребята, нас птички зовут. А зачем? (покормить)

- Да, голодают птицы. Особенно трудно им во время метели, снегопада, сильных морозов. Чтобы им помочь, мы должны их подкармливать.

- Чтобы птицам стало теплее, выполним задание.

- Вы выяснили путем наблюдения какие окончания надо писать у имен прилагательных.

- Давайте закрепим ваши знания.

- Выполните задания по карточкам.

- Выберите одно из двух заданий и выполните его.

1. Вставьте пропущенные окончания имен прилагательных, выделите их.

2. Составьте связный рассказ с этими словосочетаниями.

Рыж… пес, широк… поле, зимн… день, добр… утро, светл… облако, громк… голос, ранн… утро, солнечн… день.

(Если осталось время, учитель подходит к ученику, проверяет и ставит отметку в тетрадь.)

Подведение итогов урока.

- Вот и закончилась наша прогулка.

- Что нового узнали на уроке?

- Всегда ли окончания прилагательных можно проверить вопросом?

Домашнее задание.

- Откройте дневники и запишите задание по выбору: с.18, упр.31 или 32.