Цель: формировать у учащихся навык правописания безударных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже.
Задачи:
познавательные:
- самостоятельно выделять и формулировать цель;
- анализировать, сравнивать, классифицировать объекты по выделенным признакам;
коммуникативные:
- развивать умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами;
развивающие:
- сравнивать способы действия и его результаты с заданным эталоном;
- оценивать качество и уровень усвоения материала;
- развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы, выполнять самопроверку, взаимопроверку, делать самооценку;
личностные:
- воспитывать самостоятельность в работе с заданиями;
- воспитывать чувство любви к окружающей природе, ответственность за судьбу “братьев наших меньших”.
Оборудование:
- перфокарты для морфологического разбора имени прилагательного;
- перфокарты для фонетического разбора слов;
- индивидуальные карточки;
- схема – таблица по теме;
Ход урока
Организационный момент.
- Мы начинаем урок русского языка. К нам сегодня пришли гости. Давайте их поприветствуем. Повернитесь, пожалуйста, улыбнитесь, поздоровайтесь и садитесь.
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Мы за парты дружно сели,
И на доску поглядели.
- А урок у нас сегодня необычный. Мы совершим Путешествие в зимний лес.
Слайд №1 (играет музыка) Звучит музыка Вивальди “Зима”
- Ребята, в зимнем лесу, таком голом и пустом на вид, обитают его хозяева – звери и птицы. А люди в нем – только гости. А когда приходишь в гости, принято вести себя вежливо по отношению к хозяевам. Не стоит громко кричать и оставлять после себя мусор.
Придет неслышными шагами,
Незримой стужею дохнет
И, все вокруг покрыв снегами,
Вдруг всем нам уши надерет:
Зачем, мол, вы в такой мороз
Из дома высунули нос?
- О каком времени года говорится в тексте? (о зиме)
- А какой месяц сейчас хозяйничает? (январь)
- Вспомните пословицы или поговорки о зиме.
Сегодня мы с ребятами
В зимний лес идем.
Кто хочет в путь? –
Пожалуйста, мы всех
С собой возьмем.
- Вставайте на лыжи и отправляйтесь в зимний лес.
- Откройте тетради, запишите дату, классная работа.
- В пути мы будем делать остановки и встретимся с лесными жителями, а вместе с тем ...
Дети:
- закрепим знания об имени прилагательном как части речи;
- вспомним как определить род и число прилагательных;
- вспомним алгоритм определения падежа имени прилагательного;
- вспомним алгоритм проверки безударного окончания;
- я буду внимательно слушать учителя и ребят…
Остановка Чистописание.
- Ребята, что мы можем увидеть в лесу на снегу? (следы)
Слайд №2 (следы)
- А следы похожи на буквы.
- Найдите среди следов соединения букв и запишите в одну строчку.
ой ый ий ая яя ое ые ие ее
- Назовите одним словом что вы записали.(окончания)
- Назовите имена прилагательные с такими окончаниями.
Актуализация знаний.
Выполнив это задание, мы очутились на лесной поляне, где нас встречает Снеговик со своими друзьями. Покажите их.
- Сделаем остановку. Он и его друзья приготовили нам вопросы и задания.
Вопросы:
1. Дайте определение имени прилагательного.
2. С какой частью речи всегда связано имя прилагательное?
3. Как изменяются имена прилагательные?
4. Вспомни алгоритм, как определить падеж имени прилагательного.
5. В каком числе прилагательные не изменяются по родам?
6. Каким членом предложения чаще всего бывают имена прилагательные?
- Мы повторили об имени прилагательном, чтобы дальше справиться с заданиями.
Задания:
1. Просклоняйте словосочетания по эталону. Работа в парах по рядам.
- 1 ряд – зимний узор
- 2 ряд – снежная буря
- 3 ряд – морозное утро.
Оцените работу ряда.
Вопрос ученика + Отметка.
- Вы повторили склонение имен прилагательных, имен существительных, род, падеж и вам не составит труда выполнить следующее задание.
2. Послушайте и запишите предложение.
В морозном воздухе звонко раздается короткий, отрывистый стук дятла.
- Какие вы знаете виды разборов? (фонетический, синтаксический, морфологический, по составу.)
- Я вам даю возможность выбора. Выберите разбор и выполните его.
- Я у всех проверю, когда соберу тетради.
- Ну вот, с заданиями, которые приготовил Снеговик, мы успешно справились. Продолжим наше путешествие.
Физкультминутка. (Музыкальная)
Мы на лыжах в лес идем,
Мы взбираемся на холм.
Палки нам идти помогут,
Будет нам легка дорога. (машут руками, как лыжными палками)
Вдруг поднялся сильный ветер,
Он деревья крутит, вертит
И среди ветвей шумит.
Снег летит, летит, летит. (вращение туловищем вправо и влево)
По опушке зайчик скачет,
Словно белый мягкий мячик.
Раз прыжок и два прыжок –
Вот и скрылся наш дружок! (прыжки)
Самоопределение к деятельности.
Наверное, бывали вы
Не раз в лесу густом ,
Где вьётся чуть заметная
Тропинка под кустом.
- Кто же ещё живет в нашем волшебном лесу? По признакам угадайте животное.
Бесстрашен могучий л…сной богатырь.
Его не пугает …зерная ширь,
И он не боится р…чной глубины.
В…твисты р…га его, ноги длинны.
И те, кому видеть его довелось,
Ответят, что это ж…вотное…(лось) Слайд №3
- Спишите, вставьте пропущенные буквы.
1 ученик вставляет буквы на доске и объясняет написание.
Самопроверка. Самооценка. Вопрос+Отметка.
- Найдите в стихотворении имя существительное мужского рода (богатырь). Подберите к нему имена прилагательные.
Большой, высокий, храбрый.
- Найдите в стихотворении имя существительное среднего рода (животное). Подберите к нему имена прилагательные.
Могучее, большое, серое.
- В каком падеже стоят эти прилагательные? ( в именительном)
- Назовите прилагательные с ударными окончаниями.
- Вспомни алгоритм проверки безударного падежного окончания имени прилагательного.
- Проверьте.
- Что вы заметили? (правило не действует, т.к. в вопросах окончания –ой и –ое, а у прилагательных -ый, -ий в мужском роде и -ее в среднем роде.)
- Сформулируйте тему урока. Слайд №4
- Сформулируйте задачи урока:
- узнать, какие окончания могут иметь имена прилагательные мужского и среднего рода в именительном падеже;
- от чего зависит их написание.
- Прочитайте еще раз имена прилагательные.
- Какие окончания могут иметь имена прилагательные мужского рода в именительном падеже? (ой, ый, ий)
- Когда пишется окончание ой? (под ударением)
- Когда пишутся окончания ый, ий? (без ударения ый – после твердых согласных, а ий – после мягких)
- Какие окончания могут иметь имена прилагательные среднего рода в именительном падеже? (ое, ее)
- Когда пишется окончание ое? (под ударением)
- Когда пишутся окончания ое, ее? (без ударения ое – после твердых согласных, а ее – после мягких).
- Молодцы.
Рефлексия.
- Ой, ребята, нас птички зовут. А зачем? (покормить)
- Да, голодают птицы. Особенно трудно им во время метели, снегопада, сильных морозов. Чтобы им помочь, мы должны их подкармливать.
- Чтобы птицам стало теплее, выполним задание.
- Вы выяснили путем наблюдения какие окончания надо писать у имен прилагательных.
- Давайте закрепим ваши знания.
- Выполните задания по карточкам.
- Выберите одно из двух заданий и выполните его.
1. Вставьте пропущенные окончания имен прилагательных, выделите их.
2. Составьте связный рассказ с этими словосочетаниями.
Рыж… пес, широк… поле, зимн… день, добр… утро, светл… облако, громк… голос, ранн… утро, солнечн… день.
(Если осталось время, учитель подходит к ученику, проверяет и ставит отметку в тетрадь.)
Подведение итогов урока.
- Вот и закончилась наша прогулка.
- Что нового узнали на уроке?
- Всегда ли окончания прилагательных можно проверить вопросом?
Домашнее задание.
- Откройте дневники и запишите задание по выбору: с.18, упр.31 или 32.