Цель: Обобщить представление детей о характерных особенностях и о образе жизни диких животных и птиц зимой( как они приспосабливаются к суровым условиям, чем питаются, где живут).
Задачи:
- Формировать знаний, о характерных признаках зимы;
- Расширять знания о том, какую помощь оказывают люди диким животным птицам в трудное время, правила поведения в лесу.
- Развивать речевую эмоциональную сторону речи.
- Упражнять детей в равновесии, развивать пальчиковую и общую моторику детей, координацию движений.
- Вызвать у детей к обитателям леса, желание оказать посильную помощь.
Материалы к занятию: Письмо, снежинки, кормушка, корм для животных и птиц, карточки (следы животных и птиц).Доска 15-20 см
Ход занятия
Дефектолог: Здравствуйте ребята. Сегодня к нам в детский сад пришло письмо, к котором написано : Читает письмо
“Ребята, нам нужна ваша помощь, почему-то стало холодно и голодно. Лесные жители”.
Дефектолог: Как вы думаете, почему им стало холодно и голодно?
Ответы детей: Наступила зима, очень холодно, лес весь снегу, для птиц и животных нет.
Дефектолог: Дети, а вы хотите помочь нашим лесным друзьям?
Ответы детей:...
Дефектолог: Тогда пойдемте скорее на помощь. Соберем гостинцы для птиц и зверей, что мы должны взять:(на столе перед детьми : крупы, морковь, пучок соломы, соль, батон колбасы, конфеты).А чтобы не замерзнуть нам нужно одеться по теплее.(имитируют, что надевают одежду).
Инструктор по ф-ре:
Молодцы. Можно отправляться в лес.
Упражнения в ходьбе.
Дети в лесу гуляли, за природой наблюдали (ходьба друг за другом)
Через сугробы мы шагаем, выше ноги поднимаем (высоко поднимаем колени),
И зимы мы не боимся, очень быстро пробежимся (бег в колонне друг за другом)
Вот мы шли, шли, шли, в зимний лес пришли.
Ребята, как надо вести себя в лесу?
Ответы детей: нельзя кричать, бегать, чтобы не распугать жителей леса, нельзя ломать деревья, жечь костры т.д.
Дефектолог : Посмотрите мы попали на полянку, что вы видите?
Ответы детей : снег, деревья, т.д.
Дефектолог: Ребята послушайте загадки:
Что же это за девица:
Не швея не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.(ель)У меня длинней иголки,
Чем у самой рослой ёлки.
Подо мной полно соседей -
Кабанов, волков медведей. (сосна)Ягоды не сладость,
Зато глазу радость
Лесам украшенье,
А друзьям угощенье.(рябина)
Что за дерево стоит-
Ветра нет, а вся дрожит.(осина)
Дефектолог: Правильно отгадали! А какие бывают деревья?
Дети: Деревья бывают лиственные и хвойные. Лиственные деревья — это те, которые имеют листву, все хвойные деревья имеют вместо листьев иголки. Зимой с лиственных деревьев опадают листья, а хвойные — сохраняют свою хвою.
Дефектолог:
- Назовите лиственные деревья. (Береза, дуб, осина и т.д.)
- Назовите хвойные деревья. (Сосна, ель, пихта.)
- Что есть у дерева? (Корень, ствол, ветки, крона, почки, листья.)
Инструктор по ф-ре: Все правильно ответили, теперь давайте разомнемся
Фонетическая зарядка :
- “Шум ветра” Когда дует сильный ветер, в лесу качаются деревья. Они низко наклоняют свои ветви, то в одну, то в другую сторону, а ветер громко воет “У-у-у-у!”
- “Улетают птицы” И.п. ноги слегка расставлены, руки опущены вдоль туловища. 1-глубокий вдох носом. 2-медленный выдох с произнесение слов “На ю-у-у-у-г”
- “Снежинки” И.п. ноги на ширине плеч, ступни параллельно, руки с снежинками вверху. 1- наклониться вперёд, не сгибая ног, положить снежинки на пол перед собой, выдох. 2-выпрямиться, руки за голову, хорошо прогнуться, вдох. 3- наклониться, взять снежинки, выдох. 4-выпрямиться, поднять снежинки вверх, вдох. 6 раз.
- “Звуки леса” И.п. ноги на ширине плеч, руки внизу. 1-вдох носом. Подняться на носки, руки вверх – в стороны. 2-вернуться в и.п., выдох ( на первом выдохе говорим “уф-уф-уф”, а на втором “тук-тук”) 4 раза.
- “Сова машет крыльями” И.п. пятки вместе, носки врозь, руки внизу. Поднять руки в стороны, сделать несколько волнообразных движений, опустить. 7 раз.
- “Песенка метели” Сделать глубокий вдох носом. На длительном выдохе произнести “А-а-а-а...” 2 раза
Дефектолог : Ребята , приглядитесь, что мы видим под ногами?
Ответы детей : Следы.
Дефектолог : надо пройти по следам и определить кто их оставил карточки “Следы зверей ”.. Беседа о лесных жителях.(Внешний вид, где живут, чем питаются, как зимуют)
Это столовая для диких животных. Как вы думаете, мы можем им помочь.
Ответы детей:
Дидактическая игра “Накорми животных”.
Дефектолог: Давайте пойдем дальше.
Инструктор по физ-ре: Ребята посмотрите узкая тропка, чтобы без труда пробраться дальше, я предлагаю идти друг за другом “Идем по тропинке” ходьба по доске шириной 15 см. повторить 2-3 раза. “Ходьба Змейкой” между елочками.
Вот мы и пришли.
Дефектолог: кого вы видите?
Ответы детей: снегиря, синицу, дятла, свиристель
Дефектолог : как называются эти птицы.
Ответы детей : зимующие, остаются с нами зимовать.
Дефектолог: птицы наши друзья, что мы принесли им в подарок?
В кормушку засыпается корм( зерна, семена, крошки)
Инструктор по ф-ре:
Посмотрите ребята птицы зовут вас поиграть.
Игра “Снегири”.
Подвижная игра “Снегири”
Снегири. Снегири.
(Дети стоят лицом в круг, хлопают опущенными руками по бокам).
Раз, два, три.
Раз, два, три.
(Загибают по три пальчика на обеих руках, начиная с больших.)
Прилетели, посидели,
(Загибают оставшиеся два пальчика на каждой руке.)
Погалдели, улетели.
(Бегут по кругу, взмахивая руками, как крыльями.)
Улетели в небеса.
(Останавливаются, машут скрещенными ладонями.)
Вот какие чудеса!
(С удивлением разводят руками.)
Дефектолог :Наше путешествие подошло к концу, надо возвращаться в детский сад.
Где мы сегодня с вами были? Вам понравилось путешествие? Мы помогли лесным жителям?
Ответы детей :...
Дефектолог: Спасибо.