Дифференциация звуков [д]–[т] и букв Д–Т в словах

Разделы: Логопедия


Цель: совершенствование навыков дифференциации звуков и букв Д-Т.

Задачи:

  • уточнение, сравнение артикуляции и звучания звуков [д] и [т];
  • совершенствование навыков фонематического слуха и восприятия;
  • соотнесение звуков с письменными буквами Д и Т;
  • обогащение словаря;
  • коррекция внимания, памяти;
  • воспитание интереса к сказкам.

Оборудование: иллюстрация к сказке К.И.Чуковского “Айболит”; фишки с изображением ягод и фруктов; образы письменных букв Д-Т; таблица слогов; карточки с буквами Д-Т для каждого ученика; тетради; раскраски.

 Ход занятия

I. Организационный момент

- Сегодня мы вместе с вами вспомним сказку Корнея Ивановича Чуковского, а про кого - догадайтесь сами.

...Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и паучок,
И медведица...
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор ... Айболит.

II. Объявление темы

  • Выделите первый звук в словах добрый. (Звук [д])
  • Назовите последний звук в слове Айболит? (Звук [т])
  • А что можно сказать про слово доктор? (В слове встретились два звука [д] и [т])

Вот эти два звука мы и будем различать сегодня на занятии.

- За каждый правильный ответ вы будете получать... Логопед показывает фишки с изображением ягод и фруктов, а дети называют обобщающие слова: ягоды и фрукты. Это для пациентов доктора Айболита.

III. Артикуляционная гимнастика

1.

Одновременно надуваем обе щеки.
Щеки дружно мы надуем-
Одуванчики мы все.
Так подержим и отпустим,
Одуванчик рад весне!

2.

Попеременное надувание щек.
В цирке с вами побываем,
Там жонглер такой ловкач!
Воздух мы перегоняем
Влево - вправо, словно мяч.

3.

Втягиваем обе щеки в ротовую полость.
Рыбку мы изобразим-
Щеки втянем и молчим.

4.

Рот широко раскрыт. Язык ударяет в бугорки, находящиеся за верхними зубами.
Дятел на суку сидит,
Дятел дерево долбит: д-д-д.

IV. Дифференциация звуков и букв Д-Т в словах

Характеристика звуков, анализ артикуляции звуков [д] и [т]

  1. Какой звук у вас получился при выполнении предыдущего упражнения? Рот широко раскрыт. Язык с силой ударяет в бугорки, находящиеся за верхними зубами. (Звук [д])
  2. Какой это звук? (Согласный, твердый, звонкий)
  3. Попробуйте произнести этот звук без голоса. Какой звук вы услышали? (Звук [т])
  4. Почему звуки [д] и [т] парные?
  5. Какими буквами мы обозначим звуки [д] и [т] на письме?

Дрозд карабкался, старался,
К дубу хвостиком прижался.
Кот Том спинку выгибает,
Хвост свой кверху поднимает.

 

Чтение слогов и слов с буквами Д-Т

Однажды вечером к доктору Айболиту постучал кто-то: тук – тук.

Кто там?

Птичка Торопыжка.

С какого звука начинается ее имя?

Она принесла зашифрованное письмо.

Попробуем его прочитать. У каждого ученика на столе таблица слогов (Рисунок4).

ре бо ле
бя та ют
на до ле
кар ство дать

Дается словесная инструкция:

  • Прочитайте слог в левом верхнем углу - шаг вниз – шаг вправо (ребята).
  • Прочитайте слог в середине верхней строки – шаг вправо – шаг вниз (болеют).
  • Найдите третью строчку, прочитайте в ней первый и второй слог (надо).
  • Прочитайте слово в нижнем правом углу (дать).

Найдите слог в третьем столбике на третьей строчке (ле). Добавьте слоги 1 и 2 на последней строчке (кар-ство). Какое слово получилось? Прочтите все письмо.

“Ребята болеют, надо дать лекарство”

- Назовите слова со звонким согласным [д] - надо, дать.

- Назовите слова с парным ему глухим согласным [т] - ребята, болеют, лекарство.

Развитие фонематического слуха

Доктор Айболит чуткий (выясняем лексическое значение слова). Чтобы зверята не беспокоились, решил послать им телеграмму. А мы ему поможем. Как услышите слова со звуком [д] - поднимайте карточку с буквой Д, а если услышите слова со звуком [т] – карточку с буквой Т.

“Еду помогать зверятам. Тороплюсь. Дам таблетки и микстуру. Доктор Айболит”.

Телеграмму перехватил злой пират. Почему? (Он решил помешать доктору Айболиту лечить больных зверят)

Доктор Айболит отправится к зверятам. Назовите виды транспорта со звуками [д] и [т]. (Трамвай, троллейбус, самолет, автобус, метро).

Поможем доктору собраться в дорогу. Чтобы пират ему не помешал, мы зашифруем слова. Для этого будем писать только буквы Д или Т. Логопед называет слова, а дети пишут, затем по памяти воспроизводят записанные слова. Слова для записи: таблетки, микстура, спирт, градусник, вата, бинты, ведро.

Физкультминутка

Все помощники очень устали, давайте дадим им отдохнуть.

Вот ногами топает
Старый бегемот:
“Айболит приедет
И ребят спасет”.

Обезьяны на лианах
Радостно качаются.
Вверх подпрыгнут,
Крикнут “Ух!”-
Снова возвращаются.

Тут зайчиха прискакала,
Еле дышит – так устала.
Вот немного отдохнет
И к зайчатам вновь уйдет.

V. Письменная работа

В слове уточка замените глухой согласный звук на парный звонкий.

В слове плоты (при необходимости уточняется лексическое значение слова) замените глухой согласный на звонкий, что получилось?

Чем различаются эти слова?

Закончите предложения одним из этих слов. Запишите предложения.

Айболит ест сочные ....

Чтобы доплыть, ему нужны....

Расширение словарного запаса.

Не удалось пирату задержать доктора Айболита. Со всеми помощниками отправились они к больным зверятам. Кто как передвигается? Подберите слова – действия со звуком [т] (бегут, скачут, плывут, летят, прыгают и т.д.); со звуком [д] (добежали, доскакали и т.д.). Вылечил Айболит зверят. Какой он, доктор Айболит? (Добрый, милосердный, великодушный...). Можно сказать, что он и его помощники трудолюбивые? Давайте вспомним пословицы и поговорки о труде.

VI. Итог

  • Какие звуки различали?
  • Назовите звонкий звук, глухой звук.
  • Подсчитывается количество фишек. Награждаются победители и участники иллюстрациями-раскрасками к сказке К.И.Чуковского “Айболит”.