Обучающая игра "Путешествие по математическому маршруту"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели образовательной деятельности:

Образовательные:

  • Закреплять с детьми порядковый счет в пределах 20;
  • Продолжать учить детей раскладывать число на два меньших, а из двух меньших составлять одно большее число в пределах 10;
  • Продолжать учить детей составлять и решать простые арифметические задачи на сложение, вычитание;
  • Закреплять знание и называние детьми плоских геометрических фигур: круг, квадрат,
  • треугольник, прямоугольник, четырехугольник и многоугольник;
  • Закреплять названия дней недели и их последовательность;
  • Упражнять в измерении длины с помощью условной мерки и учить отражать в речи результаты измерения;
  • Учить детей решать логические задачи.

Воспитательные:

  • Воспитывать у детей способность слушать другого, давать четкий аргументированный ответ.

Развивающие:

  • Формировать приемы умственных действий (сравнение, обобщение, аналогия);
  • Развивать вариативное мышления, фантазию.
  • Развивать целостность, предметность, осмысленность восприятия;
  • Развивать содержательность, понятность, выразительность речи;
  • Развивать настойчивость, умение преодолевать трудности, выдержку;
  • Формировать умение выделять главное.

Материал

Раздаточный материал:

  • “Билеты” с номерами мест;
  • Незаконченный рисунок автобуса с цифрами для последовательного соединения от 1 до 20;
  • Простой карандаш;
  • По 4 геометрические фигуры: круг, прямоугольник, квадрат, треугольник;
  • По 2 полоски разной длины: зеленая 10*2 см, желтая 2*2 см

Демонстрационный материал:

  • На каждое место индивидуальный номер (1-20);
  • 3 конверта, в каждом по одному слогу слова МО-ЛОД-ЦЫ;
  • 3 мягких блока (“камни”);
  • Фишки для награждения;
  • Цифры и знаки для примеров 3+3=6, 5+2=7, 10 – 2=8;
  • Загадки, задачи.

Организация образовательной деятельности

Воспитатель собирает детей на ковре и делает объявление: “Ребята, сегодня я предлагаю нам всем отправиться в путешествие по необычному маршруту – математическому. А на чем же мы отправимся путешествовать?”

Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель:

- Существует много видов транспорта. Отгадайте загадки.

Чтобы я тебя повёз,
Совсем не нужен мне овёс.
Накорми меня бензином,
На копытца дай резины,
И тогда, поднявши пыль,
Побежит… (автомобиль)
Что за чудо синий дом!
Ребятишек много в нем.
Носит обувь из резины,
И питается бензином.
(автобус)
Без разгона ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает.
Отправляется в полет,
Наш российский .. (вертолет)

 - А чтобы узнать точно на чем именно мы совершим наше путешествие, вам надо взять билеты, пройти за столы на свои места, согласно номеру на билете, и там вы найдете подсказку. (Воспитатель раздает детям “билеты” под №№ от 1 до 20, а на столах лежат цифры с такой же нумерацией).

Перед вами лежат листочки с незаконченным рисунком. Вам надо соединить по порядку цифры. Начинайте с цифры 1 и по порядку дойдите до цифры 20. Что у нас получилось?

Дети:

- Автобус!

Воспитатель:

- Правильно. Мы поедем на автобусе. Я сегодня буду вашим экскурсоводом. Вы можете дорисовать окошки, чтобы смотреть в них во время нашего путешествия. А в конце пути, если мы всё сделаем правильно, вас ожидает сюрприз. Ну что, отправляемся в путь? Поехали!

- Ребята, а сколько же дней может длиться наше путешествие? Давайте узнаем. Перед вами лежат 2 полоски. Сравните их. Они одинаковые или разные?

Дети сравнивают длины полосок и говорят ответ со сравнением длиннее – короче.

Воспитатель:

- Правильно, желтая полоска короче зеленой. Желтая полоска означает то расстояние, которое мы проедем за 1 день. А зеленая – длина всего нашего маршрута. Как же нам узнать, сколько дней нам понадобиться, чтобы проехать по всему маршруту?

Дети высказывают свои предположения

Воспитатель:

- Правильно, ребята, нам надо накладывать короткую мерку на длинную и каждый раз её отмечать карандашом, а потом посчитать, сколько раз короткая мерка уместилась на длинной.

Дети выполняют задание.

Воспитатель проверяет правильность выполнения.

- Так сколько раз у вас получилось отметить условную мерку?

Дети отвечают: 5 раз.

Воспитатель:

- Ответ правильный. Значит наше путешествие продлиться…?

Дети:

- 5 дней.

Воспитатель:

- Получите первый конверт за правильный ответ.

Воспитатель:

- А вот и остановка. Давайте выйдем из автобуса и поиграем в игру “Веселая неделька”. Я говорю вам порядковый номер дня недели, а вы называете какой это день.

Проводится игра.

Воспитатель:

- Ребята, оглянитесь. Здесь лежат 3 больших камня. Что же под ними спрятано?

Под каждым камнем цифры и знаки. Вам надо составить из них пример. Команда, сделавшая это правильно и первой получит 3 фишки, вторая – 2, а третья – 1. (Дети делятся на 3 команды)

Дети составляют примеры по командам, а воспитатель следит за правильностью выполнения задания.

Далее команды проверяют друг друга.

Воспитатель награждает команды фишками.

Воспитатель:

- Наш автобус отправляется дальше.

Давайте посмотрим в окошко. Какой замечательный пейзаж. Мимо чего мы проезжаем?

(Загадки для каждой команды. За верный ответ - фишка)

На горе - горушке
Стоит старушка;
Всю жизнь крыльями машет,
А улететь не может.
(мельница)
Великан стоит в порту,
Освещая темноту,
И сигналит кораблям:
- Заходите в гости к нам!
(маяк)
Я на том берегу,
И на этом берегу.
Через речку перебраться
Я тебе помогу.
(мост)

Воспитатель:

- А если есть маяк, то мы с вами куда приехали?

Дети отвечают:

- К морю.

Воспитатель:

- А в синем море много красивых рыбок. Давайте понаблюдаем за ними.

(Перед детьми лежат геометрические фигуры). Каждая рыбка похожа на какую-либо геометрическую фигуру. Давайте поиграем с забавными рыбками. (Игра в командах)

Воспитатель:

- Сперва отложите все многоугольники.

Дети откладывают прямоугольник, квадрат, треугольник.

Воспитатель:

- Теперь отложите четырехугольники.

Дети откладывают прямоугольник, квадрат.

Воспитатель:

- Отложите фигуру, у которой все стороны равны.

Дети откладывают квадрат.

Воспитатель:

- Назовите каждую фигуру, лежащую перед вами (спросить несколько детей).

Даю вам второй конверт за верные ответы.

Вот мы и прокатились с вами до моря на нашем автобусе, а теперь пора возвращаться обратно. А чтобы нам не скучать в пути, предлагаю каждой команде решить задачу и получить фишку.

Семь весёлых поросят у корытца в ряд стоят. Два ушли в кровать ложиться.

Сколько свинок у корытца?

Четыре гусёнка и двое утят в озере плавают, громко кричат. А ну, посчитай поскорей.

Сколько всего в воде малышей?

У нашей кошки пять котят, в лукошке рядышком сидят. А у соседской кошки - три! Такие милые они! Помогите сосчитать. Сколько будет три и пять?

Воспитатель:

- За ваши правильные ответы я даю вам третий конверт.

Давайте-ка посчитаем количество фишек, заработанных вашими командами. (Подводится итог).

А теперь давайте откроем конверты и узнаем, что же в них спрятано.

На доске выкладывается слово МО-ЛОД-ЦЫ.

Мы сегодня хорошо поиграли и вот вам за это похвала! Наше путешествие закончилось.

БИЛЕТ

№1

*****

БИЛЕТ

№2

*****

БИЛЕТ №3

*****

БИЛЕТ №4

*****

БИЛЕТ №5

*****

БИЛЕТ №6

*****

БИЛЕТ №7

*****

БИЛЕТ №8

*****

БИЛЕТ №9

*****

БИЛЕТ №10

*****

БИЛЕТ №11

*****

БИЛЕТ №12

*****

БИЛЕТ №13

*****

БИЛЕТ №14

*****

БИЛЕТ №15

*****

БИЛЕТ №16

*****

БИЛЕТ №17

*****

БИЛЕТ №18

*****

БИЛЕТ №19

*****

БИЛЕТ №20

*****

  

1 2 3 4 5
6 7 8 9 10
11 12 13 14 15
16 17 18 19 20