Форма проведения: викторина, построенная по сюжету телевизионной передачи “Своя игра”.
Цели внеклассного мероприятия:
- Привитие интереса к математике.
- Развитие познавательных и творческих способностей.
- Развитие логического мышления, интуиции и внимания.
- Расширение кругозора учащихся, математической речи и грамотности.
- Формирование навыков общения, умения работать в коллективе.
Участники: в игре участвуют три команды 6 – х классов по 5 человек в каждой.
План проведения внеклассного мероприятия
I. Организационный момент (5 минут)
- Знакомство с правилами игры.
- Представление каждой команды.
II. Основной этап проведения внеклассного мероприятия (37 минут)
- I раунд (15 минут)
- Перерыв (1 минута)
- II раунд (15 минут)
- Перерыв (1 минута)
- Финальный раунд (5 минут)
III. Подведение итогов (3 минуты)
- Заключительное слово.
- Объявление и награждение победителей.
ХОД ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
I. Организационный момент (знакомство с правилами игры)
Игра состоит из трех раундов: два раунда по 25 вопросов, которые объединены в пять категорий и третий раунд – финальный. Вопросы располагаются слева направо, по возрастанию степени сложности:
I раунд – стоимость вопросов (от 10 до 50),
II раунд – стоимость вопросов (от 20 до 100).
Начинает игру команда, первой ответившая на вопрос ведущего. Капитан с экрана выбирает тему вопроса и его стоимость. Ведущий зачитывает вопрос. Отвечает на вопрос тот, кто первым поднимет руку. В случае верного ответа на счет команды поступает количество баллов, соответствующее стоимости вопроса, и команда получает право выбора следующего вопроса. Если команда дала неправильный ответ, то с ее счета снимается количество баллов, соответствующее стоимости вопроса, а право ответить на этот вопрос переходит к другой команде.
Если команда попадает в выборе вопроса на “Кота в мешке”, то она автоматически передает его другой команде. Правильный ответ на вопрос “Кота в мешке” увеличивает общее количество очков команды на стоимость данного вопроса, неправильный – уменьшает. Каждый следующий раунд начинает команда, набравшая меньшее количество очков.
Финальный раунд представляет пять возможных тем раунда. Команды одна за другой убирают темы, которые им не нравятся (начинает убирать команда, набравшая меньшее количество очков), до тех пор, пока не останется одна тема. Далее команды делают ставку в пределах своей накопленной суммы (записывают на бумаге и сдают жюри). Задается вопрос. Команды думают над ним в течение 60 секунд, записывают ответ на бумаге и зачитывают его. Правильный ответ в финальном раунде увеличивает общую сумму команды на сделанную ставку, а неправильный – уменьшает. Подсчет очков производится автоматически в программе MS Excel независимым экспертом (учителем). Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков.
II. Представление каждой команды (название команды, эмблема)
Своя игра (сопровождается показом слайдов презентации)
ВОПРОСЫ ДЛЯ КАЖДОГО РАУНДА
I раунд
РЕБУСЫ
10 Сумма 20 Кот в мешке: Информатика 30 Дробь 40 Минус 50 Отрезок
МАТЕМАТИКА И ...
10 МАТЕМАТИКА И МУЗЫКА Какой музыкальный инструмент носит название геометрической фигуры?
Треугольник 20 МАТЕМАТИКА И ЛИТЕРАТУРА Какой прозаический жанр является средним арифметическим между рассказом и романом?
Повесть 30 МАТЕМАТИКА И РУССКИЙ ЯЗЫК Какая цифра в русском языке является глаголом повелительного наклонения единственного числа?
Три! 40 МАТЕМАТИКА И ИСТОРИЯ Что на Руси раньше называли
“ломаными числами”?
Дроби 50 Кот в мешке: Этот знак произошёл, как предполагают, благодаря опечатке. В рукописях слово “cento” (сто) писали сокращенно – cto. В 1685 году в Париже была напечатана книга, где по ошибке наборщик вместо cto набрал этот знак. Знак %
ЗАГАДКИ
10 С буквой “У” иль с буквой “О” –
Он не значит ничего.Ноль, нуль 20 Эта цифра – акробатка,
Если на голову встанет,
То другой она уж станет.6 или 9 30 Мне служит головой вершина.
А то, что вы считаете ногами,
Все называют сторонами.Угол 40 Немало свойств имеет он,
Он ими знаменит.
Имеет он со всех сторон
Один и тот же вид.
Но если буква уберется,
Он мерой площади зовется.Шар – ар 50 Быть простым и в то же время четным –
Вот характеристика моя.
Этим удивительным, почетным свойством
обладаю только я.Число 2
ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ
10 Как ещё называют кубический дециметр? литр 20 В этих единицах измеряют массу алмазов. в каратах 30 Кот в мешке: В Древнем Египте и в Древней Греции задолго до нашей эры использовали это устройство, предназначенное для вычислений. Это была доска с полосками, по которым передвигались камешки. Что это?
Абак 40 Если человек умный, то у него достигает 28 вершков в высоту. Что это? Семь пядей во лбу.1 пядь = 4 вершкам
50 Английский король Генрих I однажды много-много лет назад вытянул вперед правую руку и заявил: “Расстояние от кончика моего носа до конца пальцев вытянутой руки будет служить для всего моего народа мерой длины и называться ...” Ярд
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ОРЕШКИ
10 Пользуясь четырьмя двойками и знаками действия, запишите число 111. 222 : 2 20 Кот в мешке: В древности такого термина не было. Его ввел в XVII в. французский математик Франсуа Виет, в переводе с латинского он означает “спица колеса”. Что это за термин? Радиус 30 С помощью четырех четверок запишите 7. 40 В записи: 8 8 8 8 8 8 8 8 поставьте между некоторыми числами знаки сложения так, чтобы в сумме получилось 1000. 8 8 + 8 + 8 + 8+ + 8 8 8
50 Как нужно расставить знаки сложения в записи: 9 8 7 6 5 4 3 2 1, чтобы в сумме получилось 99.
9+8+7+65+4+3+2+1
II раунд
УСТНЫЙ СЧЕТ
Количество баллов Вопрос Ответ 20 Какие два натуральных числа, если их сложить, дают больше, чем если их перемножить? Если одно из них единица
40 Можно ли между цифрами 5 и 6 поставить какой-либо знак, чтобы получилось число, большее 5, но меньшее 6? 60 Сколько треугольников на рисунке? 8 80 Экипаж, запряженный тройкой лошадей, проехал за 1 ч 15 км. С какой скоростью ехала каждая лошадь? 100 Алиса попросила ответить на мучивший ее вопрос: лежа на берегу, за 1-й день она прочитала книги, за 2-й день – остатка, а за третий день – половину того, что она прочитала за первые два дня. Не подскажите ли вы ей, прочитала ли она книгу до конца?
ВЕСЕЛЫЕ ВОПРОСЫ
Количество баллов Вопрос Ответ 20 Летела стая гусей. Один гусь впереди и два позади. Один гусь позади и два впереди, один между двумя и три в ряду. Сколько их было? 3 40 Зайцы пилят бревно. Они сделали 10 распилов. Сколько получилось чурбачков? 11 60 Два велосипедиста выехали одновременно навстречу друг другу. Первый из пункта А со скоростью 20 км/ч, второй из пункта В со скоростью 15 км/ч. Какой из велосипедистов будет ближе к А в момент встречи? Одинаково 80 Кот в мешке: Тетрадь с обложкой стоят 11 рублей, а сама тетрадь на 10 рублей дороже обложки. Сколько стоит тетрадь? 10 руб. 50 коп. 100 Три курицы за три дня снесут три яйца. Сколько яиц снесут 4 курицы за 9 дней? 12 яиц
В МИРЕ ЧИСЕЛ
Количество баллов Вопрос Ответ 20 Сколько будет трижды сорок и пять? 125 40 Какое целое число делится без остатка на любое натуральное число? 0 60 В каком числе столько же цифр, сколько и букв в написании? 100 – сто 80 Разделите число 50 на половину. Сколько получится? 100 100 Найдите пропущенное число 5; 9; 17; 33; ...; 129.
65
ЛОГИКА
Количество баллов Вопрос Ответ 20 Три сотни умножили на две сотни. Сколько будет сотен? 600 сотен 40 Мотоциклист ехал в поселок. По дороге он встретил три легковые машины и грузовик. Сколько всего машин шло в этот поселок? Ни одной 60 60 листов книги имеют толщину1 см. Какова толщина книги, если в ней 240 страниц? 2 см 80 Кот в мешке: Служащая банка объяснила клиенту, что вложенная им сумма увеличится на 200%, т.е. в 2 раза. В чем ошиблась служащая, если проценты указаны верно? Увеличится в 3 раза 100 Два мальчика играли на гитарах, а один на балалайке. На чем играл Юра, если Миша с Петей и Петя с Юрой играли на разных инструментах. Юра играл на гитаре
ВЕЛИКИЕ МАТЕМАТИКИ
Количество баллов Вопрос Ответ 20 Кто ввел в математику современную форму записи десятичных дробей? Франсуа Виет 40 Её знакомство с математикой произошло в 8 лет, так как стены её комнаты были оклеены листами с записями лекций по математике профессора М. В. Остроградского.
С.В. Ковалевская 60 Персидский математик, астроном, философ и поэт, заложил основы важных математических теорий. Омар Хайям 80 Кот в мешке: Именно этот учебник был первой в России энциклопедией математических знаний. В нем впервые на русском языке введены понятия “частное”, “произведение”, “делитель”.
Назовите учебник и его автора?
“Арифметика” Леонтия Магницкого 100 Ученый, который нашел отношение длины окружности к диаметру. Архимед
ФИНАЛ
1. Древняя Греция
В древности учение об этом математическом понятии было в большом почете у пифагорейцев. С ним они связывали мысли о порядке и красоте в природе, о созвучных аккордах в музыке и гармонии во Вселенной. Оно применялось и применяется не только в математике, но и в архитектуре, искусстве, и является условием правильного, наглядного и красивого построения или изображения. О каком понятии идет речь?
Ответ: Пропорция.
2. В мире животных
Лев может съесть овцу за 2 часа, волк - за 3 часа, а собака - за 6 часов.
За какое время они вместе съели бы овцу.
Ответ: За 1 час (лев: за 2 часа может съесть 1 овцу, за 6 ч – 3 овцы; волк: за 3 ч – 1 овцу, за 6 ч – 2 овцы;собака: за 6 ч-1 овцу.Значит, вместе за 6 ч они могут съесть 3+2+1=6 овец, за 1 ч – 1 овцу).
3. А кушать-то как хочется...
Для покупки пиццы Марине не хватало 2 рублей,Ване – 34 рублей, а Сергею – 35 рублей. Тогда они сложили свои деньги, но их всё равно нехватило даже на одну пиццу. Сколько стоит одна пицца?
Ответ: 35 рублей.
4. Посчитай-ка
Как быстро вычислить
Ответ: 2500.
5. В гостях у сказки
Баба-Яга варит волшебное зелье: к 1,5 кг мёда она добавила 100 г волчьих когтей,
100 г дегтя и 300 г слёз кикиморы. Сколько процентов варева составляют слёзы кикиморы?
Ответ: 30%.