Тип урока: урок отработки умений и рефлексии
Цель урока: сформировать устойчивый навык правописания чередующихся гласных в корнях слов, закрепить умение безошибочно писать слова с изученными орфограммами
Задачи:
- вспомнить и обобщить правила правописания гласных в корнях с чередованием;
- отработать навыки “опознавания” корней с чередованием и безударной поверяемой гласной в корне
Планируемые результаты:
1. Предметные:
- овладение знанием условия выбора букв е-и в корнях с чередованием гласных в корнях -бер-/-бир- и др.;
- овладение умением объяснять написание букв е-и в корнях с чередованием;
- овладение умением группировать изученные орфограммы – гласные с чередованием в корне по видам; применять в разных условиях; выделять корень в слове, видеть опознавательные признаки орфограммы, отличать чередующуюся гласную от проверяемой
2. Метапредметные:
- регулятивные - обучение умению выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,овладение приемами отбора и систематизации материала;
- познавательные - совершенствовать умение строить логические цепи рассуждения, умение моделировать, структурировать найденную информацию в нужной форме, выбрать подходящий способ решения проблемы, исходя из ситуации; использовать общие приёмы решения лингвистических задач, анализировать информацию, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;
- коммуникативные - развитие коммуникативных навыков через оценку и самооценку деятельности, формировать умение быть внимательным, выслушивать мнение одноклассников, предлагать и доказывать свою точку зрения,совершенствовать и развивать речь учащихся, обогащать словарный запас учащихся;
3. Личностные:
- умение оценивать собственную речь с точки зрения норм общения;
- овладение умением работать в парах
Деятельность учащихся: орфографический тренинг.
Основные понятия: изменение звука/буквы в пределах одной морфемы, правописание букв Е//И в корнях с чередованием.
Основы смыслового чтения и работа с текстом: совершенствовать умения выразительного чтения.
Оборудование:
- учебник русского языка 5-й класс под редакцией Рыбченковой Л.М.,
- листы учета знаний, презентация, технологическая карта урока, раздаточный печатный материал, таблица “Буквы Е//И в корнях с чередующимися гласными”.
Слайд 2
1.Этам мотивации(самоопределения) к коррекционной деятельности.
ЗДРАВСТВУЙТЕ, ребята!
Прозвенел звонок и смолк.
Начинается урок.
На меня все посмотрели,
Улыбнулись и присели.
Положите перед собой рабочие листы
Рисунок 1. Обратите внимание, что оценивать себя вы будете сами в листах учета знаний. Обратите внимание, что все задания вы сами будете оценивать в баллах. Посмотрите, что должно получиться в итоге. Вам интересно, сколько баллов вы наберете и какую оценку получите?
Слайд 3 Прочитайте текст
Из множества легенд о незабудке можно выбрать ту, что связана с волшебным свойством возвращать память.
По легенде, один путешественник попал в страну, где народ питался плодами лотоса. Плоды отнимали память у каждого, кто попробует их. Отведал кушанье путешественник и забыл о матери, о Родине.
Долго ждала его мать и, отчаявшись, попросила бродячего музыканта отнести сыну букет незабудок. Музыкант в чужой стране увидел путешественника, утопающего в роскоши и богатстве. Он не собирался возвращаться домой. Тогда музыкант исполнил колыбельную песню. Услышав её, путешественник сразу же вспомнил свою родную землю, свою старенькую мать. Попросил он музыканта указать дорогу на Родину, а тот протянул ему букетик полевых незабудок и сказал: “Бери!” Цветы были голубыми, как глаза матери, и пахли лугами и лесами родного края. По незабудкам и песням нашел юноша дорогу к родной матери.
- Как можно озаглавить текст?(Незабудки)
- Запишите название легенды.
- Какова его основная мысль? (Незабудки помогли вспомнить юноше дорогу к родной матери)
- А можно ли забывать о маме?
- И мы с вами весь урок будем помнить, что дома нас ждет любимая мама. Мы будем стараться выполнять все задания, будем внимательно слушать меня, себя и одноклассников.
- Какие слова выделены в тексте?
- Почему именно эти слова выделены и как они связаны с предыдущей темой урока?
Слайд 4
- Как может звучать тема нашего урока?
- Какие цели для себя каждый может поставить? Запишите вашу цель урока и посмотрите, соответствует ли она нашей общей цели.
Урок закрепления
Даст нам понять,
Что мы умеем
И что должны знать.
Слайд 5-6 2. Этап актуализации и пробного учебного действия.
- Начнём работу с задания “Буквенный диктант” Что вы будете делать, выполняя это задание?
Время выполнения 1-2 минуты
1 в. Соб...раешь, отд...раешь, зам...р, зап...рает, прот...реть, бл...стеть, выж...гал, расст...лить
2 в. Прот...рал, зам...рает, прод...решь, бл...стать, соб...решь, зап...р, расст...лать, выж...г
Самопроверка и, и, е, и, е, е, и, е 8б
- Результат занесите в листы учета.
- Поднимите руки те, кто не сделал ни одной ошибки. Тот, кто сделал ошибки, не переживайте, ошибки — это не "криминал", а повод задуматься.
3. Этап локализации индивидуальных затруднений.
- Почему возникло затруднение? Чего хватает для правильного решения? (Повторить правило правописания чередующихся гласных в корнях слов)
Слайд 7
Рисунок 2. Повторить правило правописания чередующихся гласных в корнях слов - эталон
-Возьмите в руки сигнальные карточки, я вам буду предлагать слова, а вы поднимите нужную сигнальную карточку, если гласные в корне чередующиеся.
Набирать, замерли, протереть, протирать, расстилать, постелить, запереть, запирать, , затерялся, помирились
Слайд 8 - Посмотрим, кто был самым внимательным. Услышав какие слова, мы не должны были вообще поднимать карточки?
- В чём проблема? (гласные в корнях безударные, а не чередующиеся)
- Какие правило еще надо вспомнить сегодня на уроке?( правописание безударной гласной в корне слова)
Слайд 9 4.Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений.
- Для грамотного письма нам нужен чёткий алгоритм действий. Составьте план, по которому было бы удобно работать над чередующимися гласными в корне.
(Формулируем цель (научиться различать чередующимися гласными в корне и безударные гласные в корне)
Что нужно определить в первую очередь? (чередующимися гласными в корне или безударные гласные в корне)
Для чего? (чтобы не ошибиться в написании буквы е или и)
Как? Запишем это схематично:
- Итак, что нужно знать и уметь, чтобы не делать ошибок? (нужно знать лексическое значение слова и уметь узнавать корни с чередованием, то есть отличать их от других слов с похожим корнем или похожей частью корня)
- Повторим по схеме порядок работы.
5. Этап реализации построенного проекта. Применение знаний.
- В рабочих листах и на доске объясним орфограмму в словах затерялся, помирились
- Давайте пофилософствуем...А как вы считаете, наш путешественник затерялся в этом мире, забыв о родине, о матери? А как вы считаете, помирились они?
Слайд 10, 11,12,13
I. Задание: “3-е лишнее” Внимание на экран
Запирать, пировать, отпереть.
Замирать, умереть, помирить.
Приберечь, собирать, набирать
Слайд 14, 15
2. Задание Работа с учебником. Читаем правило на стр.96, выполняем упр.219, 2 ученика спрятались у доски (1 – выписывает слова с чередующейся гласной, 2 - выписывает слова с безударной гласной
Распределительный диктант
-Поменялись тетрадями с соседом по парте. Внимание на экран. Проверяем работу друга и оцениваем её. Вернули тетради. Не забудьте занести результат в лист контроля.
- Поднимите руку, кто выполнил задание правильно? Молодцы!
(этим детям можно дать творческое задание либо использовать в качестве консультантов при последующей работе по коррекции знаний)
Слайд 16 ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Слайд 17, 18 6. Этап обобщения затруднений во внешней речи. (4-5 мин.)
- А можно ли пользоваться проверочным словом при объяснении слов с чередованием (нужно знать правило).
- Какую работу можно выполнить с данным текстом решите сами?
Девочка очень аккуратная:
Хорошо все уб...рает,
Всю грязь отд...рает,
Пыль везде ст...рает,
Шкафы зап...рает,
Так устает, что ум...рает от усталости.
Но когда сердится, то говорит:
"Когда все уб...ру,
Грязь отд...ру,
Надо пыль ст...реть,
Шкафы зап...реть,
Не хочу! Я так устала, что могу ум...реть!"
- Какую работу вы выполняли с данным текстом?
- Безударные гласные вам попадались ?
- Как зовут девочку? (Ира) ДЕВОЧКА ИРА- МОЛОДЕЦ, помогает маме, и мы должны с вами всегда помогать маме во всем. А своими знаниями мы можем маму только радовать.
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. (4-5 мин.) Слайд 19,20
Проверь себя ТЕСТ 4б
1. На месте пропуска пишется буква и .
- соб..ру
- зам..реть
- нат..рать
- пост..лить
2. На месте пропуска пишется буква е .
- расст..лать
- уб..рать
- зам..реть
- ст..рать,
3. Укажите номер правильного написания слов.
- замереть от счастья
- блестать красотой
- померить друзей
- блистеть на солнце
4. Найдите слово с чередующейся гласной в корне.
- помирить
- пиршество
- затирать
- отмерять
Выбери себе уровень сложности
Слайд 21 Уровень 1 Я умею находить в предложениях слова, в которых есть корни с чередованием гласных е//и.
Подчеркните в данных предложениях слова с чередованием е//и в корне. Обозначьте орфограмму.
1. Галя вытирала посуду.
2. Кирилл застелил постель и стал собираться в школу.
3. Когда мама ушла на работу, Ира заперла дверь.
4. Мама замерла от удивления, когда увидела, как я убрал в комнате.
5. Скоро гости к нам соберутся.
Слайд 22 Уровень 2 Я умею правильно писать слова с чередованием гласных е//и.
Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте орфограмму.
Соб...рать вещи, зам...рать от восторга, глаза бл...стят, заж...гать свечку, отд...рет наклейку, выт...рает пыль, отп...реть замок.
Слайд 23 Уровень 3 Я умею образовывать и правильно писать новые слова с чередованием гласных е//и в корне.
От данных глаголов образуйте с помощью приставок, указанных в скобках, по два однокоренных глагола.
О б р а з е ц: утирать – стереть, растирать.
Нат...рать (вы-, об-), отп...реть (за-, под-) наст...лать (рас-, под-), ум...рать (за-, вы-).
Сравнивают и оценивают свои ответы. ( Для проверки первого уровня
- Прочитайте, что дети могут делать для любимой мамы? Для проверки второго и третьего уровня - Прочитайте, что вы можете сделать для любимой мамы?
Слайд 24 8.Этап включения в систему знаний и повторений.
Творческое задание Ваша мама самая красивая, самая добрая. Она много работает, чтобы вы ни в чем не нуждались. Вы тоже ее любите. Напишите небольшое сочинение “Я жду маму”, используя глаголы с чередованием в корне: собирать, убирать, вытирать, расстилать, замирать, блистать.
Слайд 25 Подведем итоги урока, обратимся к оценочным листам.
Вам интересно, какой результат получился? Вы добились той цели, которую поставили в начале урока? ВОТ как мамы ваши обрадуются! А когда День матери?
Слайд 26
Рисунок 3. И вы для своих любимых мамочек можете написать сочинение “Я жду маму”, подарить открытку, сделанную своими руками.
Прочитать наизусть стихотворение.
Рисунок 4. Вырезать и подарить ангелочка, ведь мама, как ангел, всегда оберегает своего ребенка, да и вы , наши милые дети, ангелы для своих мам.
- Обратите внимание на открытку, какой цветок держит мишка в руке? (Незабудка- эмблема Дня Матери)
Слайд 28 9.Этап рефлексии учебной деятельности.
- Сегодня на уроке я повторил........
- Сегодня на уроке я научился.......
- Мне было трудно...........
- Надо поработать....................
- Желаю ребятам и учителю.............
Слайд 29 ДЗ стр.98 правило, упр.220 (выполнить все задания, подготовить поздравление для мамы, бабушки)
Благодарю вас всех за урок. Мне с вами было очень приятно и интересно работать: вы сам и сформулировали тему урока и справились с трудными заданиями. Я ухожу с урока с хорошим настроением и надеюсь, что вы тоже.