Интегрированный урок "Вторая мировая война глазами военного плаката". 11-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 11


Плакат - это тоже живопись, но живопись, имеющая свои особенности: рисунок должен бросаться в глаза,
приковывать к себе внимание. Если позволительно такое сравнение, то я бы сказал, что картина – это пропаганда.
М.И.Калинин

Цели урока:

  • Определить основные идеи плакатной агитации периода Второй мировой войны
  • Рассмотреть роль личности, роль руководителя и государства в войне
  • Выделить главный лозунг стран участниц Второй мировой войны
  • Определить основной плакат, характеризующий роль военной пропаганды
  • Сделать общий вывод: “За что призывала воевать официальная пропаганда?”

Учитель: обратите внимание

Война никогда не идет только на полях сражений.

Война обязательно затрагивает ум и сердце воюющих.

Средства массовой информации всегда пытаются воздействовать именно на ум и сердце каждого участника событий.

Сообщение учащихся: “Плакатная живопись” (3 минуты)

Учитель

За что же призывала воевать официальная пропаганда стран-участниц Второй мировой войны? По данной теме проводилась предварительная работа на уроках английского и немецкого языков. Учащимися (группам) было предложено по 10 плакатов, которые необходимо было перевести и проанализировать. Группа ребят сделала обобщение по работе с немецкими плакатами и в течение 3-х минут представит итоги: 5 важнейших, по мнению учащихся, плакатов, которые отражают суть фашистской пропаганды в Германии (слово учащимся).

Далее мы продолжим работу в 5 группах. Обобщать ваши работы мне будет помогать Пресс-центр (несколько ребят из другого класса или педагоги).

Задание 1

Выделите и запишите в таблицу главный лозунг и главный плакат Германии времен Второй мировой войны.

На данную работу отводится 3 минуты, после чего представители от групп на подготовленных карточках указывают название плаката и передают в Пресс-центр.

Страна Главный лозунг Главный плакат
Германия    

Пример выбранных учащимися плакатов

Страна Лозунги Плакаты
Германия Победа любой ценой!
Дети, что вы знаете о своем фюрере?
Инвазия уничтожает все!
А в конце, победа!
Все помогают мне!

Пресс-центр обрабатывает итоги первого задания, оформляет все в таблицу.

Учитель

За что же призывала воевать официальная пропаганда США в период Второй мировой войны? По данной теме проводилась предварительная работа на уроках английского языка. Группа ребят сделала обобщение по данной работе и в течение 3-х минут представит итоги: 5 важнейших, по мнению учащихся, плакатов, которые отражают суть пропаганды в США (слово учащимся).

Задание 2

Продолжаем работу в группах. Выделяем главное в американских плакатах.

На данную работу отводится 3 минуты, после чего представители от групп на подготовленных карточках указывают название плаката и передают в Пресс-центр.

Страна Главный лозунг Главный плакат
США    

Пример выбранных учащимися плакатов

Страна Лозунги Плакаты
США Консервируйте все, что можете. Это работа как на войне!
  Будь с ним в каждом письме.
  Не болтай! Тихо!
  Вместе мы победим!
  Одевайтесь дома тепло, чтобы экономить топливо.

Пресс-центр обрабатывает итоги второго задания, оформляет все в таблицу.

Учитель.

Пока Пресс-центр обрабатывает полученные от групп данные, мы переходим к основному этапу урока. Выполните задание (у компьютеров).

Задание 3

По группам посмотреть предлагаемые русские плакаты (5 разных по тематике плакатов каждой из групп).

  • Определить военный эпизод и год, отраженный на плакатах.
  • Определить главный лозунг.
  • Определить главный плакат.
  • Заполнить таблицу

Задание выполняется в течение 5 минут

 

Страна Главный лозунг Главный плакат
СССР    

Пример выбранных учащимися плакатов

 

Страна Лозунги Плакаты
СССР Все для победы!
Родина-мать зовет!
Все силы тыла на помощь фронту!
За Родину! За Сталина!
Наши силы неисчислимы

Пресс-центр обрабатывает итоги третьего задания, оформляет все в таблицу.

Учитель

Пресс-центр оформляет ваши ответы, а мы преступим к отчету по еще одному домашнему заданию. Каждая группа представляет свой вариант плаката против войны и насилия (1-2 минуты).

Предоставляю слово Пресс-центру по итогам выполненных заданий

Страна Главный лозунг Главный плакат
Германия Победа любой ценой!
США Консервируйте все, что можете. Это работа как на войне!
СССР Родина-мать зовет!

Задание 4

Мы познакомились с плакатами военного времени стран - главных участников Второй мировой войны. Попытаемся сформулировать основные выводы по теме нашего урока (работа в группах: заполняют таблицу). Главные плакаты выведены на экран (5 минут).

Страна Цель войны Роль личности в войне Задача момента
Германия      
США      
СССР      

Учитель.

Какие же выводы дает возможность сделать данный источник (плакат)?

Отчет групп (1-2 минуты)

Страна Цель войны Роль личности в войне Задача момента
Германия Установить мировое господство Инструмент решения идеологической задачи (фюрер) Отдай всё ради идеи, в том числе жизнь (агрессивность, беспощадность ко всем, стоящим на пути)
США Помочь союзнику Соучастник-доброволец Помоги, если можешь (война далеко, но можно в ней поучаствовать в основном материально)
СССР Защитить страну Защитник Родины (Сталин) Отдай все ради Родины, в том числе жизнь (Родина, мать, будущее)

Учитель

Сделайте вывод из полученных результатов: роль политического лидера государства? (ответы учащихся)

Используя плакатную живопись в своих захватнических целях, Гитлер не сумел добиться поставленной цели в войне. Патриотизм советского плаката и добровольные пожертвования американцев позволили завершить эту войну совсем иначе, чем планировали те, кто её развязал.

Таким образом, плакаты помогают более образно представить историю Второй мировой войны, детализируют её, переносят в атмосферу тех дней. Плакаты привлекают внимание, сохраняют в памяти и дополняют теоретические знания яркими наглядными образами. По моему мнению, они помогут сделать уроки истории более интересными.