Плакат - это тоже живопись, но живопись, имеющая свои особенности: рисунок должен бросаться в глаза,
приковывать к себе внимание. Если позволительно такое сравнение, то я бы сказал, что картина – это пропаганда.
М.И.Калинин
Цели урока:
- Определить основные идеи плакатной агитации периода Второй мировой войны
- Рассмотреть роль личности, роль руководителя и государства в войне
- Выделить главный лозунг стран участниц Второй мировой войны
- Определить основной плакат, характеризующий роль военной пропаганды
- Сделать общий вывод: “За что призывала воевать официальная пропаганда?”
Учитель: обратите внимание
Война никогда не идет только на полях сражений.
Война обязательно затрагивает ум и сердце воюющих.
Средства массовой информации всегда пытаются воздействовать именно на ум и сердце каждого участника событий.
Сообщение учащихся: “Плакатная живопись” (3 минуты)
Учитель
За что же призывала воевать официальная пропаганда стран-участниц Второй мировой войны? По данной теме проводилась предварительная работа на уроках английского и немецкого языков. Учащимися (группам) было предложено по 10 плакатов, которые необходимо было перевести и проанализировать. Группа ребят сделала обобщение по работе с немецкими плакатами и в течение 3-х минут представит итоги: 5 важнейших, по мнению учащихся, плакатов, которые отражают суть фашистской пропаганды в Германии (слово учащимся).
Далее мы продолжим работу в 5 группах. Обобщать ваши работы мне будет помогать Пресс-центр (несколько ребят из другого класса или педагоги).
Задание 1
Выделите и запишите в таблицу главный лозунг и главный плакат Германии времен Второй мировой войны.
На данную работу отводится 3 минуты, после чего представители от групп на подготовленных карточках указывают название плаката и передают в Пресс-центр.
Страна | Главный лозунг | Главный плакат |
Германия |
Пример выбранных учащимися плакатов
Страна | Лозунги | Плакаты |
Германия | Победа любой ценой! | |
Дети, что вы знаете о своем фюрере? | ||
Инвазия уничтожает все! | ||
А в конце, победа! | ||
Все помогают мне! |
Пресс-центр обрабатывает итоги первого задания, оформляет все в таблицу.
Учитель
За что же призывала воевать официальная пропаганда США в период Второй мировой войны? По данной теме проводилась предварительная работа на уроках английского языка. Группа ребят сделала обобщение по данной работе и в течение 3-х минут представит итоги: 5 важнейших, по мнению учащихся, плакатов, которые отражают суть пропаганды в США (слово учащимся).
Задание 2
Продолжаем работу в группах. Выделяем главное в американских плакатах.
На данную работу отводится 3 минуты, после чего представители от групп на подготовленных карточках указывают название плаката и передают в Пресс-центр.
Страна | Главный лозунг | Главный плакат |
США |
Пример выбранных учащимися плакатов
Страна | Лозунги | Плакаты |
США | Консервируйте все, что можете. Это работа как на войне! | |
Будь с ним в каждом письме. | ||
Не болтай! Тихо! | ||
Вместе мы победим! | ||
Одевайтесь дома тепло, чтобы экономить топливо. |
Пресс-центр обрабатывает итоги второго задания, оформляет все в таблицу.
Учитель.
Пока Пресс-центр обрабатывает полученные от групп данные, мы переходим к основному этапу урока. Выполните задание (у компьютеров).
Задание 3
По группам посмотреть предлагаемые русские плакаты (5 разных по тематике плакатов каждой из групп).
- Определить военный эпизод и год, отраженный на плакатах.
- Определить главный лозунг.
- Определить главный плакат.
- Заполнить таблицу
Задание выполняется в течение 5 минут
Страна | Главный лозунг | Главный плакат |
СССР |
Пример выбранных учащимися плакатов
Страна | Лозунги | Плакаты |
СССР | Все для победы! | |
Родина-мать зовет! | ||
Все силы тыла на помощь фронту! | ||
За Родину! За Сталина! | ||
Наши силы неисчислимы |
Пресс-центр обрабатывает итоги третьего задания, оформляет все в таблицу.
Учитель
Пресс-центр оформляет ваши ответы, а мы преступим к отчету по еще одному домашнему заданию. Каждая группа представляет свой вариант плаката против войны и насилия (1-2 минуты).
Предоставляю слово Пресс-центру по итогам выполненных заданий
Страна | Главный лозунг | Главный плакат |
Германия | Победа любой ценой! | |
США | Консервируйте все, что можете. Это работа как на войне! | |
СССР | Родина-мать зовет! |
Задание 4
Мы познакомились с плакатами военного времени стран - главных участников Второй мировой войны. Попытаемся сформулировать основные выводы по теме нашего урока (работа в группах: заполняют таблицу). Главные плакаты выведены на экран (5 минут).
Страна | Цель войны | Роль личности в войне | Задача момента |
Германия | |||
США | |||
СССР |
Учитель.
Какие же выводы дает возможность сделать данный источник (плакат)?
Отчет групп (1-2 минуты)
Страна | Цель войны | Роль личности в войне | Задача момента |
Германия | Установить мировое господство | Инструмент решения идеологической задачи (фюрер) | Отдай всё ради идеи, в том числе жизнь (агрессивность, беспощадность ко всем, стоящим на пути) |
США | Помочь союзнику | Соучастник-доброволец | Помоги, если можешь (война далеко, но можно в ней поучаствовать в основном материально) |
СССР | Защитить страну | Защитник Родины (Сталин) | Отдай все ради Родины, в том числе жизнь (Родина, мать, будущее) |
Учитель
Сделайте вывод из полученных результатов: роль политического лидера государства? (ответы учащихся)
Используя плакатную живопись в своих захватнических целях, Гитлер не сумел добиться поставленной цели в войне. Патриотизм советского плаката и добровольные пожертвования американцев позволили завершить эту войну совсем иначе, чем планировали те, кто её развязал.
Таким образом, плакаты помогают более образно представить историю Второй мировой войны, детализируют её, переносят в атмосферу тех дней. Плакаты привлекают внимание, сохраняют в памяти и дополняют теоретические знания яркими наглядными образами. По моему мнению, они помогут сделать уроки истории более интересными.