“Образование для XXI века призвано быть образованием для всех, оно призвано носить творческий и новаторский характер. В мире, где изменчивость стала чертой не только научного и технологического прогресса, но и образа жизни масс, школы и университеты обязаны как передавать новым поколениям ранее накопленные знания, так и готовить их к решению проблем, с которыми личность и общество еще никогда ранее не встречались” [1]
Изменения, происходящие в последнее время в российском обществе, повысили требования, предъявляемые к качеству образования. В сфере образования в качестве приоритетного направления поставлена цель подготовить молодое поколение, способное адаптироваться в быстро меняющемся социуме, жить и действовать в информационном обществе, стремясь к преобразующей профессиональной деятельности с выходом за пределы стандартного опыта.
Существующая на сегодняшний день система образования в России в основном не готовит ученика к жизни в инновационном обществе, что объясняется массовым профессиональным консерватизмом педагогов. Основная причина возможно состоит в таком феномене, как консерватизм педагога, в сложившемся образе мышления в процессе их педагогической практики и приверженность стереотипам и алгоритмам в профессиональной деятельности.
Вместе с тем, в профессиональном консерватизме педагога есть свои плюсы (стабильность, устойчивость образовательной системы), что объясняет необходимость не его преодоления, а коррекции, то есть специальной деятельности, направленной на исправление не соответствующих оптимальной модели и формирование нужных характеристик для повышения результативности профессионально-педагогической деятельности [2].
В России развивается практика инновационных подходов в обучении в школах, существует положительный опыт инновационной педагогической практики, например, Лицей №15 (г. Вышний Волочек, Тверская область). Деятельность педагога в этом лицеи предполагает внедрение педагогических инноваций в обучение и воспитание, создание в лицеи определенной инновационной среды, что, в свою очередь, требует формирования готовности педагога к инновационной деятельности в новых условиях. В лицей используют современные тенденции в массовой образовательной практике и инновационные поиски отдельных педагогических коллективов, разрабатывают и реализуют разного уровня программы развития и др. В лицеи создана возможность использования педагогом технологического ресурса образовательной среды школы для построения профессиональной деятельности на инновационных принципах.
Главная задача Лицея №15 сегодня - это формирование личности обучающегося в соответствии с его способностями, интересами и возможностями. Решение данной задачи требует от педагогов полного переосмысления содержания, методов, форм, предметов индивидуальной работы, ориентируемой на потребности конкретного ученика, применения нетрадиционных, оригинальных подходов к организации своей профессиональной деятельности с использованием ресурса образовательной среды школы
В связи с выше сказанным, хотелось бы привести пример презентации для урока математики в 9 классе Лицея №15 с использованием мультимедийного оборудования.
В программе 9 класса особое внимание уделяется решению уравнений и систем неравенств со второй и более степенями. На помощь ученикам лицея и для лучшего понимания материала, создан цикл презентаций, дающие четкие определения и примеры, с помощью которых можно понять принципы и методы решения неравенств.
Презентация посвящена теме: “Решение неравенств второй степени с одной переменной”. Слайд 1.
На слайде 2, вынесена общая форма неравенств второй степени. Следует обратить внимание на то, что неравенство обладает лишь одной неизвестной.
Слайд 2. Общая форма неравенств.
Слайде 3 дает возможность учителю объяснить, каким образом можно записать в общем виде неравенства второй степени с одной переменной.
Слайд 3. Способ записи в общем виде неравенства второй степени с одной переменной.
На слайдах 4 и 5 помогают педагогу объяснить следующий этап, данной темы (дается в текстовом виде), в котором рассматривается каким образом ученики должны решать данные неравенства - методом с помощью построения графика функции, представляющей собой левую сторону неравенства, и анализа полученных результатов
Слайд 4. Алгоритм
Слайд 5. Пример
Далее в презентации рассматриваются различные примеры решения, что бы ученики могли увидеть разные варианты ответов и графиков.
Так же на уроках, в дополнение к презентации можно использовать метод группового решения задач, так, например, “Метод 6–6”. Суть метода: не мене шести членов группы в течение шести минут формулируют решения задач. Каждый участник записывает свои соображения на определенном листе. После этого проводится обсуждение всех подготовленных решений, отсеиваются явно ошибочные решения, остальные группируются по определенным признакам. Задача – отобрать несколько наиболее важных вариантов.
Список литературы.
1. Бестужев-Лада И.В. К школе XXI века. Размышления социолога. М.: Педагогика, 1988.
2. Ибатуллина Е.Ю. Готовность педагога к инновационной деятельности как фактор коррекции профессионального консерватизма // автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Волгоградский государственный социально-педагогический университет. Волгоград, 2013.