Тип урока: урок изучения нового и первичного закрепления новых знаний
Цели урока:
1-я линия развития – знакомство с целостной картиной мира.
- Объяснить ребятам связь смены дня и ночи с вращением Земли вокруг своей оси, а также помочь им разобраться с последовательностью событий в течение суток.
2-я линия развития – формирование оценочного отношения к миру.
- Научить оценивать свое время (умение составлять режим и следовать ему).
Задачи урока:
Образовательные:
- Познакомить с вращением Земли вокруг своей оси, как причиной смены дня и ночи.Актуализировать знания о явлениях природы.
Развивающие:
- Способствовать развитию основных операций мышления (сравнение, обобщение, умение делать выводы на основе полученной информации).
- Развивать умения анализировать и находить пути решения поднимаемой проблемы.
- Формировать основные компоненты УУД (умение ставить учебную задачу, обобщать, делать выводы)
Воспитательные:
- Содействовать познанию мира.
- Формировать навыки самоанализа.
Минимум: к концу второго класса учащиеся должны знать, что смена дня и ночи связана с вращением Земли вокруг своей оси, различать утро, день, вечер и ночь.
Минимакс: к концу урока школьнику могут узнать об изменениях в природе в разное время суток, научиться демонстрировать вращение Земли вокруг своей оси.
Максимум: ученики могут получить представление о том, что произойдет на Земле, если она не будет вращаться вокруг совей оси, представление о часовых поясах и о продолжительности дня в разных широтах.
Технологии: информационная, развивающая, проблемная (выбор оптимальной модели обучения для данных конкретных условий).
Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические (выполнение учащимися практических действий)
Оборудование:
- учебник 2 класс /А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутин/+ тетрадь
- глобус,
- 4 флажка на двустороннем скотче.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||||
Орг. момент Начать наш урок я хочу словами французского философа Жан-Жака Руссо: “Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению”. Я желаю вам сегодня на нашем уроке убедиться в правильности этого высказывания. |
|||||||||||
Актуализация знаний и постановка
проблемы (работа в группах) - Ребята, вспомните, о чем мы говорили на прошлых уроках. - Хорошо. Сейчас поработаем в группах. Напомните правила работы в группе (работать дружно, выслушивать мнение всех ребят. - Соедините стрелкой наблюдения жителей Земли и объяснения этих наблюдений с помощью правил и законов природы. - А теперь 1 представитель каждой группы озвучит результаты работы (каждой группе озвучить один из законов природы). Результаты высвечиваются на слайде (рядом с последним явлением дети у доски ставят вопрос и на слайде также появляется вопрос). |
Луна вращается вокруг Земли, Земля
вращается вокруг Солнца, Земля вращается вокруг
собственной оси.
|
||||||||||
- Подумайте, почему последний вопрос
вызвал у вас затруднения. Каких знаний нам не
хватает? (оформить на доске). (Если соединят – Объясните, докажите) |
- Мы не знаем, почему происходит смена дня и ночи. | ||||||||||
- Чем мы будем заниматься на уроке? | - Постараемся узнать какое движение Земли вызывает возникновение дня и ночи на Земле. | ||||||||||
- Какова тема нашего урока? | - Смена дня и ночи на Земле. | ||||||||||
Совместное “открытие”знаний - А что же нам может помочь в открытии новых знаний? - Сегодня на уроке вы будете выступать в роли исследователей. Мы проведем опыты, понаблюдаем, проанализируем и сделаем выводы по теме урока. |
- Учебник, учитель и т.д. | ||||||||||
- Обратите внимание на слайд. Какое
движение совершает Земля? - Понаблюдаем за нашей планетой, используя модели. (На демонстрационном столе располагаются лампа и глобус) |
- Земля вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца. | ||||||||||
- Посмотрите внимательно, вся ли
поверхность Земли освещена одинаково? - Какое время суток в той части Земли, где стоит человечек? Что нужно сделать, чтобы на этой же территории наступила ночь? - К какому выводу можно прийти? Почему происходит смена дня и ночи? |
Нет. Такие явления как день и ночь возникают в результате движения Земли вокруг своей оси. |
||||||||||
Физминутка. Барбарики “Шарик”. |
|||||||||||
5. Практическая работа (в группах). - Еще раз напомните, благодаря чему происходит смена дня и ночи? - Вращение Земли происходит против часовой стрелки. Покажите сначала как двигаются стрелки часов на модели. А теперь покажите движение против часовой стрелки. Сейчас эти знания нам потребуются для выполнения практической работы. |
- Благодаря вращению Земли вокруг своей оси.
- Нет. |
||||||||||
На ваших глобусах отмечены 4 точки с
помощью цветных человечков. - Поверните глобус против часовой стрелки так, чтобы в том месте, где находится красный человечек наступил день. Тогда какое время суток будет в том месте, где стоит синий человечек? (ночь) А какое же время суток будет в тех точках, где находятся зелёный и жёлтый человечки? Поскольку мы с вами исследователи, проверим наши предположения опытным путем. |
|||||||||||
- А что было бы, если бы Земля не вращалась? | Если бы Земля не вращалась, то одна сторона была бы всегда обращена к Солнцу. А другая постоянно находилась в тени. | ||||||||||
- Что в этот момент происходило бы на стороне, обращенной к Солнцу? | Она бы получала много света и тепла. На ней был бы долгий день. | ||||||||||
- Что происходило бы на другой стороне? | Здесь все находилось бы в тени, значит, продолжалась бы долгая ночь. | ||||||||||
- Какой вывод подтвердила наша практическая работа? Сравним его с информацией в учебнике на стр.52. Прочитайте текст внимательно, и скажите, о чем мы с вами еще не говорили | - Смена дня и ночи связана с вращением
Земли вокруг своей оси. - Полный оборот Земля совершает за 24 часа. |
||||||||||
6. Самостоятельное применение знаний. - А теперь откройте рабочие тетради на стр.16 и выполните задание № 1 каждый самостоятельно (1 ученик называет явления, которые происходят днем, другой ученик называет явления, которые происходят ночью) Проверка результатов работы на слайде. - Вернемся к нашим заданиям, которые вызвали у нас затруднения в начале урока. - Еще раз сделайте вывод, от чего происходит смена дня и ночи. |
|||||||||||
7. Домашнее задание. Откройте дневники, запишем домашнее задание. Р.Т. задание № 5 – для всех. Для тех, кто чувствует в себе силы и имеет желание задание № 4 повышенного уровня. |
|||||||||||
8. Рефлексия. - Кому было интересно на уроке? - Какие знаний были новыми? - Кто помог нам открыть новые знания? - Кому хочется сказать “спасибо”? - Как оцените свою работу? Почему? Поработайте в дневниках. - Урок окончен. Всем спасибо. |