Я хочу начать мудрой мыслью великого философа:
“Воспитание - дело трудное, и улучшение его условий - одна из священных обязанностей, ибо нет ничего более важного, как образование самого себя и своих ближних”. (Сократ)
ИКТ в детском саду – актуальная проблема ( во всяком случае у нас в глубинке) современного дошкольного воспитания. Бурное развитие информационно компьютерных технологий привело к тому, что компьютер в детском саду стал необходим. Президент РФ поставил задачу и Правительством РФ был принят ряд документов по развитию информационного общества страны до 2020 года. На основании правительственных документов была разработана и утверждена Концепция развития системы дошкольного образования. Одним из её основных направлений является решение задачи повышения качества дошкольного образования на основе внедрения в образовательный процесс эффективных технологий развития воображения, грамотности и других базовых способностей детей дошкольного возраста; а также внедрения программ, обеспечивающих преемственность дошкольного и начального общего образования. Стремительный рост информационного потока, развитие новых информационных технологий, их возможности – все это предъявляет свои требования к молодому поколению.
Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти "себя" и своё место в жизни, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию. Становится очевидным, что насколько качественным будет образование наших детей, настолько зависит жизнь самого ребенка, его семьи, города и страны в целом. В дошкольном образовании, так как оно является сейчас начальной ступенью образования, ИКТ являются инструментом повышения качества образовательных услуг, адаптации личности к жизни в обществе. Сразу хочу отметить, что конечно же, информационно-коммуникационные технологии не заменяют привычных форм обучения и общения, но в современных условиях являются прекрасным дополнением к традиционным методам и технологиям.
ИКТ - это совокупность средств и методов преобразования информационных данных для получения информации нового качества (информационного продукта) Научная работа по внедрению ИКТ в дошкольное образование ведется в нашей стране, начиная с 1987 года.
Перед нами поставлена задача - воспитать физически развитого, любознательного, активного, эмоционально отзывчивого, овладевшего средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками ребенка. Я считаю, чтобы этого добиться необходимо сочетать традиционные методы обучения и современные информационные технологии.
В настоящее время использование ИКТ в практике ДОУ, в основном, заключается в следующем:
- подбор иллюстративного и дополнительного материала для образовательной деятельности, оформления стендов, группы, буклетов;
- знакомство со сценариями праздников и других мероприятий;
- обмен опытом;
- знакомство с периодикой,
- использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий;
- использование компьютера в создании различных баз данных;
- создание электронной почты, ведение сайта;
- создание презентаций в программе PowerPoint.
Использование ИКТ, как я убедилась на собственном опыте, значительно помогает мне достичь успехов в
- социально- коммуникативном развитии
- познавательном развитии
- речевом развитии
- художественно – эстетическом развитии
- физическом развитии воспитанников
- повышает, активизирует процесс овладения знаниями и формирования навыков и умений, помогает обеспечить индивидуализацию обучения, организовать самостоятельную работу ребенка.
В своей воспитательно-образовательной работе я применяю формы образовательной деятельности и методы с использованием ИКТ: (индивидуальные, подгрупповые, групповые)
В непосредственно образовательной деятельности использую традиционные наглядные методы, но используя информационный продукт нового качества- демонстрация наглядного материала, показ фотографий, рисунков, репродукций картин, слайд–презентации, видеофильмы; в практических методах – интерактивные игры и игровые упражнения (упражнения способствуют развитию речи, внимания, памяти, познавательных способностей, личностных качеств и выработке навыков), игры на электронных носителях.
В совместной деятельности с семьей осуществляю организацию обратной связи (электронная почта);
- использование ИКТ технологий на совместных мероприятиях для демонстрации опыта работы, фото, видео материалов, информации ( мастер-классы, родительские собрания)
- В работе с детьми я использую развивающие игры, соответствующие программным требованиям. Эти игры предназначены для использования на занятиях с детьми.
- игры на развитие математических представлений: “Баба Яга учится считать”, “Остров Арифметики”, “Математика для малышей”;
- игры на развитие фонематического слуха и обучения чтению: “Баба Яга учится читать”, “Букварь”
- игры для музыкального развития
- художественно-эстетическое развитие детей: “Учимся рисовать”, “Волшебные превращения”, “ Секреты живописи для маленьких художников”
Использование мультимедийного проектора и компьютера позволяет расширить возможности демонстрировать красочные изображения , использовать звук и анимацию. Это облегчает процесс запоминания, делает образовательный процесс более ярким, эмоциональным, интересным и динамичным, “погружает” ребенка в определенную обстановку,( например проект “ Что такое Новый год?” где дети побывали в гостях у Деда Мороза в Великом Устюге) создает иллюзию соприсутствия, сопереживания, содействует становлению объемных и ярких представлений. Занятия по художественному - эстетическому развитию, где важны и музыка, и живопись обеспечивает компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями позволяет увидеть детям мир глазами живописцев, прослушать классическую музыку. В речевом развитии - услышать актерское прочтение стихов, прозы и классическую музыку. При помощи проектора на широкий экран я вывожу цветные портреты писателей, иллюстрации к произведениям, фотографии и многие другие изображения, которые оживляют ход занятия, пробуждают интерес, позволяют образно представить содержание. А еще мы с детьми совершаем трехмерные путешествия по различным городам России. Можем побывать внутри множества музеев, в галереях искусств, в том числе, посмотреть экспонаты, познакомиться с картинами знаменитых художников.
Для того, чтобы сделать занятие интересным,
насыщенным и занимательным, материал должен
содержать в себе элементы необычайного,
удивительного, неожиданного, вызывающие интерес
у детей к учебному процессу и созданию
положительной эмоциональной обстановки. Ведь
именно приём удивления ведет за собой процесс
понимания.
Применение компьютерной техники как раз
позволяет сделать каждое занятие
нетрадиционным, ярким, насыщенным, приводит к
необходимости использовать различные способы
подачи учебного материала, цикл презентаций
охватывает большой объем программного материала
по изучению:
В моей мультимедийной копилке собраны презентации по темам:
- Уроки вежливости
- Морские жители
- Путешествие по сказкам
- Учусь считать
- Игровая математика
- Игры фантазии
- Развивающие игры и упражнения для детей
- Веселая зарядка
- И много других занимательных и развивающих игр для дошкольников.
Например: в непосредственно образовательной деятельности: “Витамины из корзины” “О вкусной и здоровой пище” дети не только приобщались к здоровому образу жизни, но и определяли полезные и не полезные продукты, и при помощи звукового сигнала получали одобрение героя мультфильма. С помощью мультимедийных презентаций разучиваем с детьми комплексы зрительных гимнастик, упражнений для снятия зрительного утомления. На экране монитора появляются картинки – символы различных упражнений. Дети любят и упражнения, и мультимедиа. "Звездочки", "Рыбка", "Зимний лес" и др. Упражнения они выполняют, глядя на экран. Движения глаз детей соответствуют движениям предметов на экране. Однако, напомню еще раз, что использование компьютерных заданий не заменяет привычных коррекционных методов и технологий работы, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации, наглядности, создаёт положительный эмоциональный настрой, мотивирует и ребёнка, и его наставника; тем самым ускоряет процесс достижения положительных результатов в работе.
Презентации об окружающем мире, которые я использую:
- Сентябрь: “Лето красное прошло”, “Насекомые”, “От шалости до беды один шаг”, “Что нам осень подарила”.
- Октябрь: “Город, в котором мы живём”, “Осень золотая”, “Профессии”, “Домашние животные”.
- Ноябрь: “Мы живём в России”, “Животный мир осенью”, “Транспорт”, “Одежда”.
- Декабрь: “Здоровье”, “Как жили люди на Руси”, “Забота о птицах зимой”, “Новый год”.
- Январь: “Праздники на Руси”, “Труд взрослых”, “Безопасность”.
- Февраль: “Животный мир зимой”, “Зима”, “Защита Отечества”, “Животные Севера”.
- Март: “Семья”, “Весна”, “Масленица”, “Животные жарких стран”, “Комнатные растения”.
- Апрель: “Мой край”, “День космонавтики”, “Животный мир весной”, “Растительный мир весной”.
- Май: “Мы такие разные”, “День Победы”, “Осторожно - улица”, “Здравствуй, лето! ”.
Ведь презентация – это обучающий мини – мультик, это электронная звуковая книжка с красивыми картинками, это отличная возможность рассказать детям об окружающем мире так как мы сами его видим, не выходя из дома и не летая в дальние страны, это восприятие и запоминание информации с помощью ярких образов.
Неотъемлемой частью моей работы является работа с родителями. Родителям предоставляется возможность воочию наблюдать развитие детей. Использование икт стало достойной альтернативой устным докладам на собраниях Презентация – удобная форма для взаимодействия с родителями. Можно в краткой доступной и наглядной форме донести содержание своей работы с детьми. Родители с удовольствием познакомились с презентациями на темы: “ Вот как в садике живем, так проводим день за днем”, “ Какие игрушки нужны детям”
Использование Интернет-ресурсов позволяет сделать образовательный процесс информационно емким, зрелищным, комфортным, а педагогу помогает повышать мотивацию обучения детей и приводит к целому ряду позитивных результатов:
- обогащает дошкольников знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности;
- психологически облегчает процесс усвоения материала воспитанниками;
- возбуждает живой интерес к предмету познания;
- расширяет общий кругозор детей;
- возрастает уровень использования наглядности в воспитательно-образовательном процессе.
Условия для сбережения здоровья ребенка
- работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 мин.) и не более двух раз в неделю (индивидуально и фронтально, в зависимости от возраста детей, особенностей их нервной системы)
- для проведения фронтальных занятий я использую мультимедийный проектор, расстояние от экрана до стульев на которых сидят дети 2 - 2,5 метра
- проведение гимнастики для глаз, во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1,5-2 мин. на несколько секунд и смена деятельности во время занятия
Результативность использования икт в образовательной среде
для педагога:
- обеспечивает поддержку всех этапов образовательного процесса - получение информации, практические занятия, мониторинг достижений( для отслеживания результатов в развитии ребенка, какой прогресс, что эффективнее оказывает влияние)
- дает возможность реализовать принципиально новые формы и методы обучения, в том числе самостоятельного индивидуализированного обучения;
- расширяет возможности повышения квалификации педагогов и диссеминации педагогического опыта, используя возможности образовательных порталов, дистанционной формы обучения;
- дает возможность участия в профессиональных конкурсах различного уровня (всероссийских, региональных, муниципальных);
для детей:
- создает обучение на более высоком уровне;
- позволяет принимать участие в творческих конкурсах для детей дошкольного возраста различного уровня (всероссийских, региональных, муниципальных);
- вызывает повышенный интерес и положительный эмоциональный настрой у детей;
- активизирует познавательную и мыслительную деятельность дошкольников;
- способствует тренировке психических процессов дошкольника;
для родителей:
- позволяет участвовать в процессе образовательной деятельности ;
- позволяет принимать участие в творческих конкурсах для детей дошкольного возраста различного уровня (всероссийских, региональных, муниципальных).
Я рекомендую к использованию некоторые образовательные порталы, которые могут использоваться в работе с детьми:
- http://www.teremoc.ru/
- http://www.igrovaia.ru/obuch_gramote_onlayn.htm
- https://nsc.1sept.ru/
- http://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/
- http://345-games.ru/