Цель урока:
- расширить и углубить знания по теме “Обобщающие слова при однородных членах предложения”;
- закрепить полученные знания;
- продолжить формировать умение находить обобщающие слова при однородных членах, отработать навыки постановки знаков препинания при обобщающих словах;
- развивать регулятивные универсальные учебные действия – целеполагание, планирование и организация деятельности;
- развивать культуроведческую компетенцию (на материале по искусству эпохи Возрождения).
Знать: что такое обобщающие слова, знаки препинания при них.
Уметь:
- находить обобщающие слова;
- расставлять знаки препинания в соответствии с правилом;
- конструировать предложения с обобщающими словами при однородных членах;
- составлять текст, используя искусствоведческий материал.
Тип урока: урок закрепления, второй по данной теме.
Оборудование:
- мультимедийный проектор, ноутбук
- презентация PowerPoint “Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них”
- приложения
- репродукции: Рафаэль “Сикстинская мадонна”, Леонардо да Винчи “Джоконда”, С.Боттичелли “Весна”, “Рождение Венеры”, Микеланджело “Давид”, “Моисей”, “Пьета”
- музыка Вивальди “Весна” 1 часть
- Учебник: Русский язык. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В. Львов; под ред. М.М. Разумовской, П.А.Леканта. – М.: Дрофа, 2010.
- В скобках даны ответы учащихся.
Ход урока
I. Оргмомент
- Приветствие, проверка подготовки к уроку.
II. Целеполагание
Слайд 1
Тема для нас не новая, сегодня второй урок; исходя из темы, изученного материала сформулируйте цель нашего урока.
- Что знаем по этой теме? (Правило постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами и обобщающим словом.)
- Что умеем? (Находить обобщающее слово, однородные члены предложения, расставлять знаки препинания в соответствии с правилом.) С чем связана трудность в изучении этой темы? (расстановка знаков препинания) Над чем будем работать?
- закрепить навыки постановки знаков препинания при однородных членах с обобщающим словом;
- конструировать предложения с обобщающим словом и однородными членами
- урок построен на материале по искусству эпохи Возрождения, с которой мы знакомились и на уроках литературы, и на уроках искусства.
Слайд 2
III. Закрепление
В начале урока два ученика (творческая группа) получают индивидуальное задание (приложение 1).
1 ученик делает полный синтаксический разбор предложения на доске (по карточке)
Предложение для разбора.
Везде Боттичелли стремит...ся использовать мастерство (о,а)рнамента доставш..ся художникам Возр..ждения в наследие от средневековья и в нарядных одеждах Венеры и в узоре листвы и в платье Весны затка...ом цветами.
Третий ученик готовится у доски отвечать теорию, чертит схемы.
Расскажите о знаках препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах, постройте схемы, приведите пример из стихотворения.
Весь класс
- Начнем с орфографической разминки, прокомментируем слова с орфограммой н-нн в отглагольных и отыменных прилагательных и полных страдательных причастиях (эти словосочетания понадобятся для творческой работы в конце урока).
Писанный масляными красками, задрапированная шелком, брошенный цветок, созданный живописцем, плетеный узор, обращена к нам, превращенная в богиню весны.
Рассказать правило “Н-НН в отглагольных и отыменных прилагательных и полных страдательных причастиях”.
2. Прежде, чем закреплять приобретенные знания и навыки, обратимся к теории и послушаем правило постановки знаков препинания при однородных членах с обобщающим словом.
Ученик, который готовился, отвечает у доски, чертит схемы, рассказывает правило.
- Оцените ответ, прокомментируйте отметку. К каждому правилу вы подбираете примеры из стихотворений. Приведите примеры, назовите обобщающее слово.
Слайд 3
3. Записываем предложение для синтаксического разбора. Строчки взяты из сонета Петрарки, посвятившего его своей возлюбленной Лауре. С творчеством этого поэта мы знакомились на уроке литературы.
Ни всадники в доспехах средь поляны,
Ни гости с вестью про чужие страны,
Ни рифм любовных сладкая краса,
Ни милых жен поющих голоса –
Ничто с красой Лауры не сравнится.
- Объяснить орфограммы, дать синтаксическую характеристику предложения, объяснить знаки препинания, построить схему. Объяснить, чем является “ни”, каким синонимичным союзом можно заменить (“и”). Что дает такая конструкция с повторяющимся союзом, какую окраску придает предложению? (Придает экспрессивную окраску, усиливается роль каждого из однородного члена, обобщающее слово усиливает перечисление).
4. Проверка предложения на доске, чтение со знаками, схема.
Переконструируйте и запишите предложение так, чтобы обобщающее слово было перед однородными членами, но они не заканчивали бы предложение.
Везде: и в нарядных одеждах Венеры, и в узоре листвы, и в платье Весны, затканном цветами, - Боттичелли стремится использовать мастерство орнамента, доставшееся художникам Возрождения в наследие от средневековья.
Чтение со знаками, обращение внимания на постановку запятой перед тире, объяснение правила.
Слайд 4
5. Слушаем творческую группу. Оцениваем рассказ. Составьте схему предложения с обобщающим словом при однородных членах (предложение из рассказа учеников).
Слайд 5
К какому стилю относится текст? Какую роль в художественных и публицистических стилях играют предложения с обобщающими словами при однородных членах?
(Выполняют экспрессивно-эмоциональную и художественно-изобразительную функцию, а в научном – указывают на родовое понятие, виды которого называют однородные члены.)
5. Сегодня мы с вами совершим экскурсию по залам, где выставлены шедевры эпохи Возрождения, но не в роли экскурсантов, а в роли экскурсоводов. Для того чтобы мы могли интересно рассказать, составим текст. Вспомните художников, поэтов, скульпторов, архитекторов, творивших в то время. Каким обобщающим словом всех их можно назвать? (творцы, гении, мастера, титаны). Составьте предложение с этим обобщающим словом по схеме:
Например,
Эпоха Возрождения, воспевавшая духовную и физическую красоту человека, дала миру прославленных творцов: Данте и Петрарку, Леонардо да Винчи и Рафаэля, Боттичелли и Микеланджело.
Слайд 6
- Каким членом предложения является обобщающее слово? (дополнением) Однородные члены предложения? (тоже дополнением)
Объясните ошибку и исправьте ее:
*Микеланджело преуспел в разных видах искусства: скульптура, поэзия, живопись, архитектура.
Слайд 7
Микеланджело преуспел в разных видах искусства: скульптуре, поэзии, живописи, архитектуре.
Слайд 8
Какое правило здесь применили? (Все однородные члены должны стоять в том же падеже, что и обобщающее слово).
6. Составьте предложения (по рядам) по предложенным схемам. Охарактеризуйте черты, особенности творчества мастера, т. е. все то, что присуще его манере (для Рафаэля – глубина, гуманизм, чистота, нежность, одухотворенность; Леонардо да Винчи – светотень, загадочность, необычность, что-то ускользающее; Микеланджело – сила, мощь, энергия)
Слайд 9
Чтение и анализ предложений.
7. Запишите два предложения.
“Давид”, “Моисей”, “Пьета” - известные скульптуры Микеланджело.
Энергией, мощью, движением, страстью – всем потрясает “Моисей”.
- Чтение со знаками. В обоих предложениях ставится тире, но в чем разница? Какие синтаксические конструкции здесь есть? (Подлежащее и сказуемое выражены существительными(составное именное сказуемое), обобщающее слово после однородных членов.)
В каких синтаксических конструкциях может ставиться тире и двоеточие? (Двоеточие – после обобщающего слова, при прямой речи, в бессоюзном сложном предложении. Тире – перед обобщающим словом, при прямой речи, в бессоюзном сложном предложении.)
Эти теоретические сведения понадобятся вам для решения теста.
8. Тест. Приложение 2
9. Самопроверка.
I. 4
II. 2, 3
III. 3
Слайд 10
Анализ ошибок.
10. Записать предложения, графически объяснить знаки препинания, составить схемы.
(1)“Весна” Боттичелли - прекрасное фантастическое зрелище. (2)На картине изображены различные персонажи античной мифологии: Амур и Флора, Венера и Меркурий, Зефир и Грации. (3)Волосы Весны и Граций то распускаются свободными прядями, то увиваются жемчугом, то скрываются золотой диадемой. (4)И в нарядной одежде Венеры, и в платье Весны, затканном цветами, и в причудливом узоре листвы, обрамляющем картину, - везде художник стремится использовать мастерство орнамента, доставшееся художникам Возрождения от средневековья.
(5)Трепетное движение, и мягкость линий, и тихая задумчивость характерны для кисти Боттичелли. (6)Всё: выразительность жеста, красота и ритм линий человеческого тела, найденные художником в этой картине, - предвещает одухотворенный рисунок Леонардо и Рафаэля.
11. Самопроверка, схемы высвечены на слайде 11.
12. Творческая работа под музыку Вивальди “Весна” 1 часть.
- Начало экскурсии у вас есть, продолжите ее, расскажите о каком-либо произведении понравившегося мастера. Включите в свой текст предложения с однородными членами и одно предложение с обобщающим словом.
Прослушивание нескольких работ.
IV. Итог урока. Рефлексия.
- Над какой пунктограммой мы сегодня работали? Как расставляются знаки препинания при обобщающем слове?
- Что показалось трудным? Что удалось? Над чем надо еще поработать?
- Думаю, что благодаря урокам искусства, литературы, истории и, конечно, русского языка вы сможете провести интересную экскурсию в Эрмитаже, где есть шедевры эпохи Возрождения, в частности Рафаэля “Мадонна Конестабиле”, Леонардо да Винчи “Мадонна Бенуа”, “Мадонна Литта”; в Дрезденской галерее, где находится “Сикстинская мадонна” Рафаэля, в Лувре – “Джоконда” Леонардо да Винчи; во Флоренции в галерее Уффици, где размещаются знаменитые картины Боттичелли “Весна” и “Рождение Венеры”, во Флоренции – скульптура Микеланджело “Давид”, а “Пьета” и “Моисей” - в Риме. Рассказать не только интересно, но и грамотно, используя предложения с однородными членами как одно из средств выразительности.
Слайды 12, 13, 14, 15
V. Домашнее задание
Написать эссе (размышление) “Что есть красота”, используя предложения с однородными членами и обобщающим словом (хотя бы одно).
Слайд 16