Урок русского языка на тему "Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них". 8-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 8


Цель урока:

  • расширить и углубить знания по теме “Обобщающие слова при однородных членах предложения”;
  • закрепить полученные знания;
  • продолжить формировать умение находить обобщающие слова при однородных членах, отработать навыки постановки знаков препинания при обобщающих словах;
  • развивать регулятивные универсальные учебные действия – целеполагание, планирование и организация деятельности;
  • развивать культуроведческую компетенцию (на материале по искусству эпохи Возрождения).

Знать: что такое обобщающие слова, знаки препинания при них.

Уметь:

  1. находить обобщающие слова;
  2. расставлять знаки препинания в соответствии с правилом;
  3. конструировать предложения с обобщающими словами при однородных членах;
  4. составлять текст, используя искусствоведческий материал.

Тип урока: урок закрепления, второй по данной теме.

Оборудование:

Ход урока

I. Оргмомент

- Приветствие, проверка подготовки к уроку.

II. Целеполагание

Слайд 1

Тема для нас не новая, сегодня второй урок; исходя из темы, изученного материала сформулируйте цель нашего урока.

- Что знаем по этой теме? (Правило постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами и обобщающим словом.)

- Что умеем? (Находить обобщающее слово, однородные члены предложения, расставлять знаки препинания в соответствии с правилом.) С чем связана трудность в изучении этой темы? (расстановка знаков препинания) Над чем будем работать?

- закрепить навыки постановки знаков препинания при однородных членах с обобщающим словом;

- конструировать предложения с обобщающим словом и однородными членами

- урок построен на материале по искусству эпохи Возрождения, с которой мы знакомились и на уроках литературы, и на уроках искусства.

Слайд 2

III. Закрепление

В начале урока два ученика (творческая группа) получают индивидуальное задание (приложение 1).

1 ученик делает полный синтаксический разбор предложения на доске (по карточке)

Предложение для разбора.

Везде Боттичелли стремит...ся использовать мастерство (о,а)рнамента доставш..ся художникам Возр..ждения в наследие от средневековья и в нарядных одеждах Венеры и в узоре листвы и в платье Весны затка...ом цветами.

Третий ученик готовится у доски отвечать теорию, чертит схемы.

Расскажите о знаках препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах, постройте схемы, приведите пример из стихотворения.

Весь класс

- Начнем с орфографической разминки, прокомментируем слова с орфограммой н-нн в отглагольных и отыменных прилагательных и полных страдательных причастиях (эти словосочетания понадобятся для творческой работы в конце урока).

Писанный масляными красками, задрапированная шелком, брошенный цветок, созданный живописцем, плетеный узор, обращена к нам, превращенная в богиню весны.

Рассказать правило “Н-НН в отглагольных и отыменных прилагательных и полных страдательных причастиях”.

2. Прежде, чем закреплять приобретенные знания и навыки, обратимся к теории и послушаем правило постановки знаков препинания при однородных членах с обобщающим словом.

Ученик, который готовился, отвечает у доски, чертит схемы, рассказывает правило.

- Оцените ответ, прокомментируйте отметку. К каждому правилу вы подбираете примеры из стихотворений. Приведите примеры, назовите обобщающее слово.

Слайд 3

3. Записываем предложение для синтаксического разбора. Строчки взяты из сонета Петрарки, посвятившего его своей возлюбленной Лауре. С творчеством этого поэта мы знакомились на уроке литературы.

Ни всадники в доспехах средь поляны,
Ни гости с вестью про чужие страны,
Ни рифм любовных сладкая краса,
Ни милых жен поющих голоса –
Ничто с красой Лауры не сравнится.

- Объяснить орфограммы, дать синтаксическую характеристику предложения, объяснить знаки препинания, построить схему. Объяснить, чем является “ни”, каким синонимичным союзом можно заменить (“и”). Что дает такая конструкция с повторяющимся союзом, какую окраску придает предложению? (Придает экспрессивную окраску, усиливается роль каждого из однородного члена, обобщающее слово усиливает перечисление).

4. Проверка предложения на доске, чтение со знаками, схема.

Переконструируйте и запишите предложение так, чтобы обобщающее слово было перед однородными членами, но они не заканчивали бы предложение.

Везде: и в нарядных одеждах Венеры, и в узоре листвы, и в платье Весны, затканном цветами, - Боттичелли стремится использовать мастерство орнамента, доставшееся художникам Возрождения в наследие от средневековья.

Чтение со знаками, обращение внимания на постановку запятой перед тире, объяснение правила.

Слайд 4

5. Слушаем творческую группу. Оцениваем рассказ. Составьте схему предложения с обобщающим словом при однородных членах (предложение из рассказа учеников).

Слайд 5

К какому стилю относится текст? Какую роль в художественных и публицистических стилях играют предложения с обобщающими словами при однородных членах?

(Выполняют экспрессивно-эмоциональную и художественно-изобразительную функцию, а в научном – указывают на родовое понятие, виды которого называют однородные члены.)

5. Сегодня мы с вами совершим экскурсию по залам, где выставлены шедевры эпохи Возрождения, но не в роли экскурсантов, а в роли экскурсоводов. Для того чтобы мы могли интересно рассказать, составим текст. Вспомните художников, поэтов, скульпторов, архитекторов, творивших в то время. Каким обобщающим словом всех их можно назвать? (творцы, гении, мастера, титаны). Составьте предложение с этим обобщающим словом по схеме:

Например,

Эпоха Возрождения, воспевавшая духовную и физическую красоту человека, дала миру прославленных творцов: Данте и Петрарку, Леонардо да Винчи и Рафаэля, Боттичелли и Микеланджело.

Слайд 6

- Каким членом предложения является обобщающее слово? (дополнением) Однородные члены предложения? (тоже дополнением)

Объясните ошибку и исправьте ее:

*Микеланджело преуспел в разных видах искусства: скульптура, поэзия, живопись, архитектура.

Слайд 7

Микеланджело преуспел в разных видах искусства: скульптуре, поэзии, живописи, архитектуре.

Слайд 8

Какое правило здесь применили? (Все однородные члены должны стоять в том же падеже, что и обобщающее слово).

6. Составьте предложения (по рядам) по предложенным схемам. Охарактеризуйте черты, особенности творчества мастера, т. е. все то, что присуще его манере (для Рафаэля – глубина, гуманизм, чистота, нежность, одухотворенность; Леонардо да Винчи – светотень, загадочность, необычность, что-то ускользающее; Микеланджело – сила, мощь, энергия)

Слайд 9

Чтение и анализ предложений.

7. Запишите два предложения.

“Давид”, “Моисей”, “Пьета” - известные скульптуры Микеланджело.

Энергией, мощью, движением, страстью – всем потрясает “Моисей”.

- Чтение со знаками. В обоих предложениях ставится тире, но в чем разница? Какие синтаксические конструкции здесь есть? (Подлежащее и сказуемое выражены существительными(составное именное сказуемое), обобщающее слово после однородных членов.)

В каких синтаксических конструкциях может ставиться тире и двоеточие? (Двоеточие – после обобщающего слова, при прямой речи, в бессоюзном сложном предложении. Тире – перед обобщающим словом, при прямой речи, в бессоюзном сложном предложении.)

Эти теоретические сведения понадобятся вам для решения теста.

8. Тест. Приложение 2

9. Самопроверка.

I. 4

II. 2, 3

III. 3

Слайд 10

Анализ ошибок.

10. Записать предложения, графически объяснить знаки препинания, составить схемы.

(1)“Весна” Боттичелли - прекрасное фантастическое зрелище. (2)На картине изображены различные персонажи античной мифологии: Амур и Флора, Венера и Меркурий, Зефир и Грации. (3)Волосы Весны и Граций то распускаются свободными прядями, то увиваются жемчугом, то скрываются золотой диадемой. (4)И в нарядной одежде Венеры, и в платье Весны, затканном цветами, и в причудливом узоре листвы, обрамляющем картину, - везде художник стремится использовать мастерство орнамента, доставшееся художникам Возрождения от средневековья.

(5)Трепетное движение, и мягкость линий, и тихая задумчивость характерны для кисти Боттичелли. (6)Всё: выразительность жеста, красота и ритм линий человеческого тела, найденные художником в этой картине, - предвещает одухотворенный рисунок Леонардо и Рафаэля.

11. Самопроверка, схемы высвечены на слайде 11.

12. Творческая работа под музыку Вивальди “Весна” 1 часть.

- Начало экскурсии у вас есть, продолжите ее, расскажите о каком-либо произведении понравившегося мастера. Включите в свой текст предложения с однородными членами и одно предложение с обобщающим словом.

Прослушивание нескольких работ.

IV. Итог урока. Рефлексия.

- Над какой пунктограммой мы сегодня работали? Как расставляются знаки препинания при обобщающем слове?

- Что показалось трудным? Что удалось? Над чем надо еще поработать?

- Думаю, что благодаря урокам искусства, литературы, истории и, конечно, русского языка вы сможете провести интересную экскурсию в Эрмитаже, где есть шедевры эпохи Возрождения, в частности Рафаэля “Мадонна Конестабиле”, Леонардо да Винчи “Мадонна Бенуа”, “Мадонна Литта”; в Дрезденской галерее, где находится “Сикстинская мадонна” Рафаэля, в Лувре – “Джоконда” Леонардо да Винчи; во Флоренции в галерее Уффици, где размещаются знаменитые картины Боттичелли “Весна” и “Рождение Венеры”, во Флоренции – скульптура Микеланджело “Давид”, а “Пьета” и “Моисей” - в Риме. Рассказать не только интересно, но и грамотно, используя предложения с однородными членами как одно из средств выразительности.

Слайды 12, 13, 14, 15

V. Домашнее задание

Написать эссе (размышление) “Что есть красота”, используя предложения с однородными членами и обобщающим словом (хотя бы одно).

Слайд 16