Программное содержание:
- Используя в воспитательной работе художественную литературу, обогатить мир представлений и переживаний детей.
- Осуществить желание детей самим действовать и передавать характерные черты различных героев.
- Развивать умение в соответствии с возрастом высказывать своё отношение к героям сказки.
Необходимое оборудование:
- костюмы героев сказки
- игрушечная касса
- билеты
- ширмы (желательно)
Связь с другими сторонами воспитательной работы:
- Ознакомление с художественной литературой.
- Использование дидактических игр с картинками на занятиях по развитию речи.
Ход и подготовка к театральному досугу
Театральный досуг требует тщательной предварительной подготовки. Так, на занятиях по развитию речи можно провести следующую дидактическую игру с картинками.
Правила игры:
Воспитатель на каждый стол раздаёт по две картинки (из расчёта одна на двух детей). Дети внимательно рассматривают их, а потом рассказывают, что нарисовано. На картинках изображены персонажи сказки в соответствии с текстом, в позах характерных для каждого их них. Во время рассказов детей воспитатель задаёт наводящие вопросы, которыми дополняется характеристика образа.
Так дети уяснили, что МУХА – кружит, МЫШКА – быстрая, добрая и говорит тоненьким голоском, ЛИСА – хитрая, МЕДВЕДЬ – неуклюжий, неповоротливый и т.д.
Когда картинки были хорошо рассмотрены, детям предлагается убрать их и поиграть в зверей, которые на них изображены. Воспитатель вызывает отдельных детей и предлагает только что рассмотренное на картинке животное и изобразить в движении. Если ребёнок не может правильно передать движение, воспитатель показывает характерные движения сам или приводит как пример удачные движения других детей.
На занятиях и в процессе повседневного общения с детьми воспитатель повторяет текст сказки и учит ясно, чисто и отчётливо произносить слова, а так же разыгрывают сказку по ролям. Так заранее можно негласно выбрать актёров для театрального досуга. В день проведения театрального досуга утром детям объявляется, что сегодня им будет показан “театр”. Воспитатель замечает: “А как же мы пойдём в театр? Ведь у нас нет билетов!”
И вся группа готовится к походу в “театр”. Одни делают билеты, другие вырезают “деньги”, третьи готовят кассу. Из своей среды дети выбирают кассира и контролёра. Когда всё готово (сцена с декорациями, посадочные места, установлена касса) лети “идут” в театр. Актёры, отобранные во время предварительной работы, одевают костюмы, зрители, приобретя билеты, занимают места. Начинается спектакль.
Так как была предварительно проведена большая подготовительная работа, дети отлично знают текст и прекрасно передают характерные черты и повадки того или другого героя.
Действие и красочные костюмы возбуждают большой интерес как у играющих, так и у зрителей. Под бурные аплодисменты “актеры” заканчивают спектакль.
Таким способом можно поставить любое художественные произведения-стихи, рассказы, а так же классические произведения и народное творчество - сказки, потешки, байки и пр.
Воспитательная работа, проведённая в такой форме, убеждает в том, что театральный досуг является доступным, интересным для детей и педагогической полезной формой воспитательной работы.
Используя такую форму театрального досуга в детском саду, воспитатели должны понимать, что средство художественного воспитания, и в этой форме недопустимо прибегать к “репетициям”, выражающимся в форме дрессировок и муштры. Дети дошкольного возраста способны правдиво изображать образ в действии только в том случае, если для них интересен, близок и доступен, если дети в него вжились. Поэтому прежде чем провести театральный досуг, воспитатель должен провести серьёзную и иногда длительную работу, разъясняющую содержание произведения, способстующую выразительному изображению образа, используя для этого различные занятия, игры.
Работа над театральным досугом должна планироваться на определённый отрезок времени и разрешать на каждом занятии конкретные задачи. Начинать работу надо или с художественного произведения воспитателем, или просмотра детьми пьесы кукольном театре. В последующей работе надо широко использовать всевозможные дидактические игры, картинки, упражняется в правильном произношении текста, в имитации движений. Таким образом, текст постепенно запоминается на всех этих занятиях.
Театральный досуг, связанный с драматизацией, даёт возможность постепенно с пользой для детей, подготовить постановку сказки или небольшой пьесы и показать её зрителям – детям другой группы или родителям.