Деление на круглые числа (с остатком на 10, 100, 1000). 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель: открытие новых знаний как средство развития познавательного интереса к данному предмету.

Задачи:

  • Научить приемам письменного деления на числа, оканчивающиеся нулями (с остатком).
  • Развивать речь учащихся, внимание, наблюдательность, познавательный интерес.
  • Воспитывать аккуратность, умение работать в группах (сотрудничество).

Оборудование: учебник “Математика”, 4 кл., часть 2 (авторы М.И. Моро и др.), презентация, карточки с заданиями в конвертах для работы в группах.

Ход урока

Зарядка

1. Организационный момент. 5 мин

- Сядьте те ребята, у кого имя начинается с гласной, с твердого согласного звука, с мягкого согласного звука.

А кто еще не проснулся – включаем в работу энергетические точки (биологически-активные). Для чего мы это (массаж лица) делаем каждое утро? (чтобы проснуться, не болеть, включиться в работу)

Презентация.

Девизом нашего урока являются слова “Добрая улыбка стоит 1000 слов” СЛАЙД 1

2. Математическая разминка (уст. счет): 5 мин

  1. Найти сумму чисел 87 и 13 (100) СЛАЙД 2
  2. А сумму 870 и 130 (1000)
  3. Частное 18 и 2 умножить на 0 (0)
  4. Частное 18 и 2 разделить на 0 (делить на 0 нельзя)
  5. Назовите число, в котором 6с. 6д., а ед. отсутствуют (660)
  6. Назовите самое маленькое двузначное число (10); что получится, если переставить цифры местами? (01 – номер пожарной службы)

В каких случаях необходимо пользоваться этим номером? Если у вас под рукой сотовый телефон, то в случае чрезвычайной ситуации можно набрать 112 (служба спасения). И вам на помощь приедут (пожарные или спасатели). СЛАЙД 3

- Оказывается, пожарных учат надевать штаны за 3сек. Посчитайте, сколько штанов успеет надеть хорошо натренированный пожарный за 9 сек? (3)

За 1 мин? (20)

3. Работа в тетрадях.

4. Развитие зрительной памяти: 5 мин

300 5 444 81 15000 СЛАЙД 4

- запишите число, в котором одна цифра повторяется 3 раза 444

- если это число уменьшить в 100 раз, то получится однозначное 300

(в Древней Греции оно считалось счастливым и даже магическим)

- запишите число, которое делится только на себя и единицу 5

- если сложить цифры этого числа, то оно станет кратным 9 81

- если к этому числу справа приписать четыре нуля, то получится расстояние от Земли до Солнца в км 15.000

Оцените себя (без единой ошибки – погладьте себя по голове; 1-2 ош. – у вас все еще впереди) СЛАЙД 6

Давайте вернемся к последнему числу. Кто запомнил расстояние от Земли до Солнца? 150.000.000 км СЛАЙД 7

Если бы мы решили поехать на Солнце на карете, то нам понадобилось бы 500лет. Сколько это веков? (5 в.)

Потом люди придумали автомобиль. Теперь на эту дорогу понадобилось бы времени в 5 раз меньше. Сколько это? (100 лет)

А на самолете пришлось бы лететь 10 лет. Сколько это месяцев? (120)

Современная ракета преодолеет это расстояние за один год. Сколько это дней, если учесть, что год високосный? (366 дн.)

А солнечный луч пробегает это расстояние всего за 8 минут.

5. Вот также быстро мы должны определить тему и цель урока. А для этого нужно распределить эти примеры в 2 столбика: 15 мин

280 : 70 637 : 100
800 : 40 517 : 10
450 : 50 9308 : 10
1800 : 200 24.032 : 1000

Почему? (в 1-м столбике мы можем устно легко и быстро решить эти примеры, а во 2-м столбике – не умеем)

Значит, главная цель на уроке – научиться решать примеры с делением на круглые числа

А тема? Деление на круглые числа СЛАЙД 8

Вспомним: “при делении на 10 – отбрасываем один нуль, и т.д.”

На доске:

5.170 : 10 =517

517 : 10 = (510 + 7) :10 = 51 (ост.7) – самое большое число до 517, кот. делится.....

329 : 10 = (320 + 9) : 10 = 32 (ост.9)

Сверяем свои выводы с учебником с. 27, №88 (верх. строчка)

6. Физкультминутка (зрит. гимнастика) 2 мин

7. Работа в группах (начинаем и заканчиваем по звону колокольчика)

Найти ошибки (Приложение №1 - задачи на движение в конвертах) 8мин

СЛАЙД  9 “Правила работы в группах”

8. Сам. работа по вариантам с. 27 №92 (1, 2) + взаимопроверка 5 мин

- Сейчас вы будете работать самостоятельно по вариантам, но вначале послушайте историю, которая произошла в Америке в 1962 году. Ученые создали ракету, которая должна была лететь к планете Венера, но им пришлось подорвать ее, т.к. с некоторым опозданием обнаружили в программе действий ракеты ошибку: была пропущена одна цифра в многозначном числе. Казалась бы, одна цифра – мелочь, но она могла обернутся катастрофой. Как вы думаете, почему я рассказала вам об этом? (чтобы мы были внимательными и не делали ошибок)

9. - Оцените свою работу на уроке.

10. Итог урока 2 мин

- Поделитесь своими впечатлениями, закончив следующие предложения: СЛАЙД 10

11. Дом. задание с.27 № 89, 93

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Работа в группах (задания в конвертах)

1. Найти ошибки в таблице

Скорость Время Расстояние
100 м/мин 19 мин 900 м
600 м/мин 5 ч 120 км
76 ч 4 ч 300 км

2. Работа в группах

Найти ошибки в решении задачи:

Из двух городов одновременно вылетели навстречу друг другу два голубя. Они встретились через 5 часов. Скорость одного голубя 62км/ч, а второго 68 км/ч. Найти расстояние между городами.

(68 - 62) 5 = 30 (км)

Ответ: расстояние между городами равно 30 км.

Работа в группах (при резерве времени)

3*. Перед входной дверью Тани и Вити есть большая грязная лужа, в которую Таня влезла левой ногой, а Витя правой. Сколько отпечатков грязных сапог получилось в квартире, если Таня сделала 8 шагов, а Витя – 14?

Работа в группах (задания в конвертах)

Найти ошибки в таблице

Скорость Время Расстояние
43 м/мин 7 мин 300 м
90 км 90 ч 810 км
76 ч 4 ч 400 км

Работа в группах

Найти ошибки в решении задачи:

От пристаней, расстояние между которыми 195км, одновременно навстречу друг другу отплыли два катера. Скорость одного 30 км/ч, а второго 35 км/ч. Через сколько часов они встретятся?

195 - (30 + 35) = 30 (ч)

Ответ: через 30 часов встретятся два катера.

Работа в группах (при резерве времени)

3*. Перед входной дверью Тани и Вити есть большая грязная лужа, в которую Таня влезла левой ногой, а Витя правой. Сколько отпечатков грязных сапог получилось в квартире, если Таня сделала 8 шагов, а Витя – 14?

Работа в группах (задания в конвертах)

Найти ошибки в таблице

Скорость Время Расстояние
430 м/мин 10 мин 430 м
120 км/ч 9 ч 10.800 км
36мин 4 мин 140 м

Работа в группах

Найти ошибки в решении задачи:

Из двух посёлков одновременно выехали навстречу друг другу велосипедист и мотоциклист. Они встретились через 4 часа. Скорость велосипедиста 15 км/ч, а мотоциклиста 57 км/ч. Найти расстояние между посёлками.

(57 - 15) 4 = 168 (км)

Ответ: расстояние между посёлками равно 168 км.

Работа в группах (при резерве времени)

3*. Перед входной дверью Тани и Вити есть большая грязная лужа, в которую Таня влезла левой ногой, а Витя правой. Сколько отпечатков грязных сапог получилось в квартире, если Таня сделала 8 шагов, а Витя – 14?