Цель: открытие новых знаний как средство развития познавательного интереса к данному предмету.
Задачи:
- Научить приемам письменного деления на числа, оканчивающиеся нулями (с остатком).
- Развивать речь учащихся, внимание, наблюдательность, познавательный интерес.
- Воспитывать аккуратность, умение работать в группах (сотрудничество).
Оборудование: учебник “Математика”, 4 кл., часть 2 (авторы М.И. Моро и др.), презентация, карточки с заданиями в конвертах для работы в группах.
Ход урока
Зарядка
1. Организационный момент. 5 мин
- Сядьте те ребята, у кого имя начинается с гласной, с твердого согласного звука, с мягкого согласного звука.
А кто еще не проснулся – включаем в работу энергетические точки (биологически-активные). Для чего мы это (массаж лица) делаем каждое утро? (чтобы проснуться, не болеть, включиться в работу)
Девизом нашего урока являются слова “Добрая улыбка стоит 1000 слов” СЛАЙД 1
2. Математическая разминка (уст. счет): 5 мин
- Найти сумму чисел 87 и 13 (100) СЛАЙД 2
- А сумму 870 и 130 (1000)
- Частное 18 и 2 умножить на 0 (0)
- Частное 18 и 2 разделить на 0 (делить на 0 нельзя)
- Назовите число, в котором 6с. 6д., а ед. отсутствуют (660)
- Назовите самое маленькое двузначное число (10); что получится, если переставить цифры местами? (01 – номер пожарной службы)
В каких случаях необходимо пользоваться этим номером? Если у вас под рукой сотовый телефон, то в случае чрезвычайной ситуации можно набрать 112 (служба спасения). И вам на помощь приедут (пожарные или спасатели). СЛАЙД 3
- Оказывается, пожарных учат надевать штаны за 3сек. Посчитайте, сколько штанов успеет надеть хорошо натренированный пожарный за 9 сек? (3)
За 1 мин? (20)
3. Работа в тетрадях.
4. Развитие зрительной памяти: 5 мин
300 5 444 81 15000 СЛАЙД 4
- запишите число, в котором одна цифра повторяется 3 раза 444
- если это число уменьшить в 100 раз, то получится однозначное 300
(в Древней Греции оно считалось счастливым и даже магическим)
- запишите число, которое делится только на себя и единицу 5
- если сложить цифры этого числа, то оно станет кратным 9 81
- если к этому числу справа приписать четыре нуля, то получится расстояние от Земли до Солнца в км 15.000
Оцените себя (без единой ошибки – погладьте себя по голове; 1-2 ош. – у вас все еще впереди) СЛАЙД 6
Давайте вернемся к последнему числу. Кто запомнил расстояние от Земли до Солнца? 150.000.000 км СЛАЙД 7
Если бы мы решили поехать на Солнце на карете, то нам понадобилось бы 500лет. Сколько это веков? (5 в.)
Потом люди придумали автомобиль. Теперь на эту дорогу понадобилось бы времени в 5 раз меньше. Сколько это? (100 лет)
А на самолете пришлось бы лететь 10 лет. Сколько это месяцев? (120)
Современная ракета преодолеет это расстояние за один год. Сколько это дней, если учесть, что год високосный? (366 дн.)
А солнечный луч пробегает это расстояние всего за 8 минут.
5. Вот также быстро мы должны определить тему и цель урока. А для этого нужно распределить эти примеры в 2 столбика: 15 мин
280 : 70 637 : 100 800 : 40 517 : 10 450 : 50 9308 : 10 1800 : 200 24.032 : 1000
Почему? (в 1-м столбике мы можем устно легко и быстро решить эти примеры, а во 2-м столбике – не умеем)
Значит, главная цель на уроке – научиться решать примеры с делением на круглые числа
А тема? Деление на круглые числа СЛАЙД 8
Вспомним: “при делении на 10 – отбрасываем один нуль, и т.д.”
На доске:
5.170 : 10 =517
517 : 10 = (510 + 7) :10 = 51 (ост.7) – самое большое число до 517, кот. делится.....
329 : 10 = (320 + 9) : 10 = 32 (ост.9)
Сверяем свои выводы с учебником с. 27, №88 (верх. строчка)
6. Физкультминутка (зрит. гимнастика) 2 мин
7. Работа в группах (начинаем и заканчиваем по звону колокольчика)
Найти ошибки (Приложение №1 - задачи на движение в конвертах) 8мин
СЛАЙД 9 “Правила работы в группах”
8. Сам. работа по вариантам с. 27 №92 (1, 2) + взаимопроверка 5 мин
- Сейчас вы будете работать самостоятельно по вариантам, но вначале послушайте историю, которая произошла в Америке в 1962 году. Ученые создали ракету, которая должна была лететь к планете Венера, но им пришлось подорвать ее, т.к. с некоторым опозданием обнаружили в программе действий ракеты ошибку: была пропущена одна цифра в многозначном числе. Казалась бы, одна цифра – мелочь, но она могла обернутся катастрофой. Как вы думаете, почему я рассказала вам об этом? (чтобы мы были внимательными и не делали ошибок)
9. - Оцените свою работу на уроке.
10. Итог урока 2 мин
- Поделитесь своими впечатлениями, закончив следующие предложения: СЛАЙД 10
11. Дом. задание с.27 № 89, 93
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Работа в группах (задания в конвертах)
1. Найти ошибки в таблице
Скорость Время Расстояние 100 м/мин 19 мин 900 м 600 м/мин 5 ч 120 км 76 ч 4 ч 300 км
2. Работа в группах
Найти ошибки в решении задачи:
Из двух городов одновременно вылетели навстречу друг другу два голубя. Они встретились через 5 часов. Скорость одного голубя 62км/ч, а второго 68 км/ч. Найти расстояние между городами.
(68 - 62) 5 = 30 (км)
Ответ: расстояние между городами равно 30 км.
Работа в группах (при резерве времени)
3*. Перед входной дверью Тани и Вити есть большая грязная лужа, в которую Таня влезла левой ногой, а Витя правой. Сколько отпечатков грязных сапог получилось в квартире, если Таня сделала 8 шагов, а Витя – 14?
Работа в группах (задания в конвертах)
Найти ошибки в таблице
Скорость Время Расстояние 43 м/мин 7 мин 300 м 90 км 90 ч 810 км 76 ч 4 ч 400 км
Работа в группах
Найти ошибки в решении задачи:
От пристаней, расстояние между которыми 195км, одновременно навстречу друг другу отплыли два катера. Скорость одного 30 км/ч, а второго 35 км/ч. Через сколько часов они встретятся?
195 - (30 + 35) = 30 (ч)
Ответ: через 30 часов встретятся два катера.
Работа в группах (при резерве времени)
3*. Перед входной дверью Тани и Вити есть большая грязная лужа, в которую Таня влезла левой ногой, а Витя правой. Сколько отпечатков грязных сапог получилось в квартире, если Таня сделала 8 шагов, а Витя – 14?
Работа в группах (задания в конвертах)
Найти ошибки в таблице
Скорость Время Расстояние 430 м/мин 10 мин 430 м 120 км/ч 9 ч 10.800 км 36мин 4 мин 140 м
Работа в группах
Найти ошибки в решении задачи:
Из двух посёлков одновременно выехали навстречу друг другу велосипедист и мотоциклист. Они встретились через 4 часа. Скорость велосипедиста 15 км/ч, а мотоциклиста 57 км/ч. Найти расстояние между посёлками.
(57 - 15) 4 = 168 (км)
Ответ: расстояние между посёлками равно 168 км.
Работа в группах (при резерве времени)
3*. Перед входной дверью Тани и Вити есть большая грязная лужа, в которую Таня влезла левой ногой, а Витя правой. Сколько отпечатков грязных сапог получилось в квартире, если Таня сделала 8 шагов, а Витя – 14?