Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся об имени прилагательном, о правописании безударных падежных окончаний мужского, среднего и женского рода в единственном числе.
Предметные результаты: закрепление знаний о правилах написания падежных окончаний имён прилагательных; закрепление навыка применения алгоритма выбора гласной в окончаниях прилагательных; расширение словарного запаса обучающихся за счет употребления в речи прилагательных; воспитание интереса к изучению предмета;
Личностные УУД: понимание значения русского языка в процессе получения образования, стремление к речевому самосовершенствованию;
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, рефлексия, саморегуляция;
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста; анализ, умение доказывать;
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, коллективная, фронтальная
Ход урока
1. Организационный этап
Прозвенел звонок и смолк,
Начинается урок.
Садитесь и друг другу улыбнитесь. (Слайд 1)
Отгадайте загадку. (Слайд 2)
Кто поляны белит белым
И на стенах пишет мелом,
Шьет пуховые перины,
Разукрасил все витрины? (зима)
Нашей спутницей сегодня будет ЗИМА.
А путеводителем – наш кубик. (Слайд 3)
(кубик со словами – найдите, восстановите, подумайте, сравните, предложите, докажите)
2. Актуализация знаний. Постановка цели урока
Кубик Найдите (Слайд 4)
Найдите среди этих слов то, которое отличается от других. (вставьте пропущенные буквы, запишите в тетрадь, лишнее слово подчеркните)
Декабрь, иней, северный, погода, ветер, январь, февраль.
Проверим.
Какое слово вы подчеркнули? Почему? (Это прилагательное)
Ребята, о чем мы будем говорить на уроке?
Нам необходимо...
3. Обобщение и систематизация знаний
Кубик Предложите (Слайд 5)
Предложите задание
Работа по карточке.
А
Пришла ______ зима. Стоят ____ морозы. Земля покрылась ___ снегом. Стоит ___ лес. Деревья украшены ___ узорами инея. В ___ снег спрятались ____ ёлочки. _____ мороз сковал воду на реке. _____ жители давно приготовились к зиме.
Б
______________снежинка
_______________пушинка
_______________летала
_______________упала
Выберите одно задание. Выполните.
(проверка)
Какой вывод можете сделать, выполнив задание.
(вывод)
Кубик Вспомните (Слайд 6)
- Что еще мы знаем об имени прилагательном? (Слайд 7)
- Как определить падеж, род, число?
- Зачем определять род и падеж?
Давайте вспомним алгоритм “Написание безударных окончаний имен прилагательных”. (Слайд 8)
- Найти существительное, с которым связано прилагательное.
- Определить падеж и род у имени существительного.
- По падежу и роду существительного определить падеж и род прилагательного.
- Вспомнить окончание прилагательного в этом падеже
Вспомните, какие падежные вопросы и окончания в единственном числе.
Работа по группам
- 1 ряд – мужской род
- 2 ряд – средний род
- 3 ряд – женский род
Проверка по эталону, оценивание работы группы. (Слайд 9)
Кубик Сравните
Сравните окончания и вопросы. Сделайте вывод. (Слайд 10)
Как быстро определить и написать окончание прилагательных?
А сейчас проверим, как вы умеете пользоваться знаниями.
Кубик Вставьте (Слайд 11)
Работа на карточке
Вставьте пропущенные окончания.
Зимн... лес, пушист... снегом, о трескуч... морозе, перед зимн... ночью, по лёгк... облаку, на зимн... ковре, морозн... утро, из пушист... облака, в холодн... воздухе, дивн... снежинка, по син... небу, по узкой тропинке, по жестк... снегу, под снеж... покрывалом.
(Самопроверка по эталону)
Кубик Докажите (Слайд 12)
Докажите, что вы правы.
Молодцы! Вы хорошо поработали, пришло время отдохнуть.
4. Физминутка
Кубик “Отдохните” (Слайд 13)
Игра “Таинственная коробка”.
Перед вами “таинственная” коробка, в которой спрятан некий предмет. Предлагаю желающему заглянуть в коробку и рассказать о лежащем там предмете. Условие: использовать только имена прилагательные. А все остальные должны догадаться, о чем идет речь.
(ель, горка, снежинка, снегирь)
5. Обобщение и систематизация знаний
Кубик “Восстановите” (Слайд 14)
Восстановите деформированный текст.
(работа на планшетах “Обучающий калейдоскоп”.
Взаимопроверка, оценивание работы.
Ранним утром я и мой товарищ Андрей отправились в зимний лес. Мы скользили на лыжах по лесным полянам. Вокруг стояли красивые деревья в зимнем убранстве. На стволе ветвистой сосны мы заметили пёстрого дятла. Он ловко долбил шишку. А яркие синички и шустрые воробьи подбирали семена. Трудно птицам зимой!
(Слайд 15)
- О чем этот текст?
- Почему трудно птицам зимой?
- Найдите предложение в тексте, в котором прилагательные стоят в дательном падеже.
- Сделайте синтаксический разбор.
Вывод.
(Синтаксическая роль прилагательного - определение, сказуемое)
6. Контроль усвоения
Обобщим то, о чем мы говорили сегодня и сделаем вывод, как нами усвоена тема.
Стр. 32 № 341 (обсуждение в парах)
Ответы на вопросы.
7. Рефлексия.
Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке.
Кубик “Оцените” (Слайд 16)
Вернемся к цели, которую мы ставили в начале урока.
- Как вы считаете, смогли мы ее достичь?
- Что нам помогло в этом?
- Как вы оцениваете свою работу на уроке?
- Какое у вас настроение? (сигнальные карточки)
8. Домашнее задание
На выбор. (Слайд 17)
1. Напишите мини-сочинение “Покормите птиц зимой”
2. Напишите обращение к жителям района.
(определите род и падеж у прилагательных)
Работы прикрепите на форум “Покормите птиц зимой”.
Спасибо за урок! (Слайд 18)