Тип урока: урок формирования новых знаний.
Цели урока:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
- Подвести учащихся к пониманию причин возникновения в СССР тоталитарного режима;
- Обеспечить усвоение учащимися понятия “тоталитарный режим”.
- Продолжить формирование умений анализировать, обобщать, оценивать исторические факты, устанавливать причинно-следственные связи, аргументированно высказывать свое мнение.
РАЗВИВАЮЩИЕ
- Развивать у учащихся навыки решения практических задач по работе с текстом учебника.
- Развитие устной и письменной речи.
- Развивать мотивацию к анализу чужих поступков и самоанализу
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ
- Воспитывать активную жизненную позицию и гуманизм;
- Учить принимать на себя ответственность за совершаемые действия.
Оборудование: презентация “Политическая система СССР в 1930-е гг.”,
Литература:
- Арасланова О.В., Поздеев А.В. Поурочные разработки по истории России (XX - начало XXI века): 9 класс. / О.В. Арасланова, А.В. Поздеев. – М.: ВАКО, 2010. – 320 с.;
- Волкова, К.В. Тесты и задания по истории России XX— начала XXI века для подготовки к ГИА: к учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной “История России. XX – начало XXI века. 9 класс”: 9-й кл. / К.В. Волкова. – М.: ACT: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011. – 191, [1] с.;
- Данилов, А.А. История России, XX – начало XXI века. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 400 с.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний по теме “Экономическая политика СССР в 1920-е – 1930-е гг.: индустриализация и коллективизация”.
Проведение фронтального опроса по вопросам:
а) Каковы причины и цель проведения индустриализации?
б) Каковы были итоги форсированной индустриализации? В чем вы видите ее издержки?
в) Найдите на карте и кратко охарактеризуйте основные промышленные предприятия, вошедшие в строй в годы первой пятилетки (Рисунок 1).
г) Почему коллективизацию начали проводить в нашей стране параллельно с индустриализацией?
д) Каковы были итоги политики сплошной коллективизации? Можно ли было другим способом преодолеть кризисные явления в сельском хозяйстве в 1930-е гг.?
е) Дайте оценку экономической политике, проводимой И.В. Сталиным в 1930-е гг.
Выполнение тестовых заданий (Приложение 1).
III. Изучение новой темы.
План:
- Партия – стержень советского государства.
- Массовые общественные организации.
- Формирование культа личности Сталина.
- Репрессии и политические процессы.
- Конституция 1936 года.
Вступительное слово. Учитель объявляет тему урока, план урока (слайды 1, 2), проблемный вопрос, на который необходимо ответить в конце урока.
Проблемные вопросы на урок: Какие отличительные черты имела политическая система СССР в 1930-е гг.? Можно ли сказать, что в СССР сложилось тоталитарное государство? Почему в СССР стало возможным становление тоталитарного режима?(слайд 3).
Учитель: Вспомните уроки обществознания и назовите основные признаки тоталитарной системы.
Полученные от учащихся ответы учитель корректирует с помощью слайда 4.
Учитель: Процесс формирования тоталитарного политического режима в СССР был длительным. Факты свидетельствуют, что с момента прихода к власти большевиков начинают проявляться черты единовластия. Вопрос к классу: вспомните эти факты.
Учащиеся называют следующие факты: запрет партии кадетов, разгон Учредительного собрания, “Красный террор”, показательные судебные процессы над эсерами и меньшевиками, принятие резолюции X-го съезда РКП(б) “О единстве в партии”.
Учитель: напомню, что в ходе внутрипартийной борьбы 1920-х гг. Сталину удалось отстранить от руководства в партии и государстве Троцкого, Каменева, Зиновьева, Рыкова, Бухарина и др., и к концу 1920- х гг. он оказался на вершине власти (слайд 5).
Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника. Учебник параграф 25, стр. 179-180.
Задание для учащихся: Выяснить роль партии в советской политической системе.
Беседа по прочитанному материалу.
- В чьих руках сосредоточилась вся власть в СССР к 1930-м гг.?
- Какими методами коммунистическая партия добилась полного подчинения граждан СССР своей воле, решениям?
- Как назывался партийный орган, без одобрения которого не принимался ни один закон, ни одно решение государственных вопросов?
Рассказ учителя о массовых общественных организациях в СССР (в объеме учебника).
Учащиеся делают краткий конспект в тетради: записывают название организаций и цели создания.
Учитель: Одним из элементов политического режима СССР в 1930-е гг. стало формирование культа личности Сталина (слайды 6, 7). 21 декабря 1929 г. Сталину исполнилось 50 лет. До этого все члены Политбюро назывались “вождями партии” и перечислялись в алфавитном порядке. С этого дня “институт вождей” был ликвидирован, а Сталин был публично объявлен “первым учеником Ленина” и единственным “вождем партии”. Сталина начали называть организатором Октября, создателем Красной армии и выдающимся полководцем, хранителем ленинской “генеральной линии”, вождем мирового пролетариата и великим стратегом пятилетки. Его стали именовать “мудрым”, “великим”, “гениальным”. В стране появился “отец народов” и “лучший друг советских детей”. Академики, артисты, рабочие и партийные работники оспаривали друг у друга пальму первенства по восхвалению Сталина. Но всех превзошел народный казахский поэт Джамбул, который в “Правде” писал, что “Сталин – глубже океана, выше Гималаев, ярче солнца. Он – учитель Вселенной”.
Обратимся к книге немецкого писателя Лиона Фейхтвангера, который по приглашению советского правительства в 1937 году два месяца провёл в СССР, был принят Сталиным (слайды 8, 9, 10).
Учитель: Ряд историков называет И.В. Сталина политиком нового типа”. Опираясь на его высказывания, подтвердите или опровергните это мнение (слайд 11).
Вопрос: как вы думаете, какие обстоятельства способствовали формированию культа личности Сталина?
Рассказ учителя о репрессиях и политических процессах в 1930-е гг. (в объеме учебника) (слайды 12, 13).
Своего апогея репрессии достигают в 1935-1938 гг. Огромную роль сыграли два события, которые произошли в 1934г.: XVII съезд ВКП(б) (“съезд победителей) и убийство С.М.Кирова. Сталин использует смерть Кирова: убирает фактического конкурента и использует это событие для новых репрессий.
Почему большинство подследственных признавали себя виновными? Чтобы ответить на этот вопрос обратимся к фрагменту книги А. Солженицына “Архипелаг ГУЛАГ” (Приложение 2).
Работа со схемой “Причины формирования культа личности И.В. Сталина и массовых репрессий” (слайд 14). Учащиеся делают запись в тетради.
Работа учащихся с историческим документом (слайд 15). Политические и личные права советских граждан по Конституции СССР 1936 г.
(Извлечение)
Статья 125. В соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистического строя гражданам СССР гарантируется законом:
а) свобода слова;
б) свобода печати;
в) свобода собраний и митингов;
г) свобода уличных шествий и демонстраций.
Эти права граждан обеспечиваются предоставлением трудящимся и их организациям типографий, запасов бумаги, общественных зданий, улиц, средств связи и других материальных условий, необходимых для их осуществления.
Статья 126. В соответствии с интересами трудящихся и в целях развития организационной самодеятельности и политической активности народных масс гражданам СССР обеспечивается право объединения в общественные организации: профессиональные союзы, кооперативные объединения, организации молодежи, спортивные и оборонные организации, культурные, технические и научные общества, а наиболее активные и сознательные граждане из рядов рабочего класса, трудящихся крестьян и трудовой интеллигенции добровольно объединяются в Коммунистическую партию Советского Союза, являющуюся передовым отрядом трудящихся в их борьбе за построение коммунистического общества, представляющую руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных.
Статья 127. Гражданам СССР обеспечивается неприкосновенность личности. Никто не может быть подвергнут аресту иначе как по постановлению суда или с санкции прокурора.
Статья 128. Неприкосновенность жилища граждан и тайна переписки охраняются законом.
Беседа с учащимися по вопросам к документу.
- Какие права по Конституции 1936 г. имели граждане СССР?
- Что можно сказать о правах, данных Конституцией и реальной обстановкой, сложившейся в СССР в 1930-е гг.?
Учитель: итак, вернемся к главным вопросам
урока:
Какие отличительные черты имела политическая
система СССР в 1930-е гг.?
Примерные ответы учащихся:
- Господствовала однопартийная система. Коммунистическая партия была стержнем политической системы.
- Существовало физическое уничтожение политических оппонентов.
- Партийный аппарат выполнял функции государственного аппарата.
- Был создан культ харизматического вождя.
- Оформился сильный репрессивный аппарат.
- Сформировалась сверхцентрализованная командная экономика.
Таким образом, в 1930-е гг. государственная власть оказалась в руках узкого круга партийной элиты во главе со Сталиным. В стране утвердился тоталитарный политический режим, характеризовавшийся полным свертыванием демократии, утверждением единомыслия, массовыми репрессиями.
Учитель: опираясь на ранее изученный материал, попробуйте сформулировать причины установления в СССР тоталитарного режима.
Примерные ответы учащихся:
- Исторически сложилось так, что значительная часть экономики принадлежит государству. Из этого вытекает широкое вмешательство государства в экономику и жесткий контроль сверху.
- Форсированное экономическое развитие вело к ужесточению политического режима в стране.
- Отсутствие демократических традиций. Становлению тоталитарного режима благоприятствовал особый тип политической культуры: пренебрежительное отношение к закону сочетается с покорностью населения власти, насильственным характером власти, отсутствием легальной оппозиции, идеализацией власти.
- Низкий уровень общеобразовательной и политической культуры населения, а также материального благосостояния общества.
- СССР долгое время развивался в экстремальных условиях капиталистического окружения. В общественном сознании стал утверждаться “образ врага”.
IV. Подведение итогов урока.
Домашнее задание:
- параграф 25 прочитать, вопросы и задания к параграфу устно;
- опережающее задание: подготовить сообщения о деятелях культуры 1930-х гг.