Тема урока на доске не записана
Цель урока – уметь узнавать несклоняемые имена существительные и использовать их в речи, соблюдая морфологические нормы.
Опережающее домашнее задание:
- Повторите определение склонения.
- Повторите вопросы падежей.
- Составьте диктант из 10-15 существительных 1, 2, 3 склонения и разносклоняемых существительных.
Этап мотивации
Вспомним то, что знаем:
- Что такое склонение?
- Сколько падежей в русском языке?
- Назовите падежи и вопросы к ним.
Материал для наблюдения:
Бахрома, корреспондент, орнамент, деталь, время, природа, пичужка, препятствие, пламя, сирень, искусство, кенгуру, шимпанзе.
- Какой языковой материал перед вами? (Слова.)
- Что мы можем сделать с этими словами? (Прочитать, определить часть речи, определить склонение.)
- Прочитайте слова. Что у них общего? (Перед нами существительные.)
- Определите склонение существительных. (1, 2, 3 скл., разносклоняемые.)
- Докажите, что это существительные 1, 2, 3 склонения и разносклоняемые существительные.
Этап целеполагания
- С какими трудностями вы столкнулись при выполнении задания? (Не смогли изменить по падежам существительные кенгуру и шимпанзе, не смогли определить склонение.)
- Определите цель сегодняшнего урока. (Ответить на вопрос: какие существительные не изменяются по падежам, т.е. называются несклоняемыми, в чём их особенность?) Запишите цель урока на доске.
- Назовите тему урока. (Несклоняемые имена существительные.) Запишите тему урока в тетрадях и на доске.
Этап осмысления новых сведений и способов деятельности
- Определите значение несклоняемых существительных кенгуру и шимпанзе. (Обозначают животных.)
- Как вы думаете, несклоняемые имена существительные в русском языке обозначают только животных? (Нет.)
- Приведите примеры и определите значение несклоняемых имён существительных. (Дети подбирают свои примеры.)
- Что обозначают слова? (Напитки, музыкальные инструменты и т. д.)
Далее предлагается список слов и задание к нему:
МГУ, какао, Астрид Линдгрен, пюре, Короленко, СМИ, Сельма Лагерлёф, Шевченко.
- Прочитайте слова. Что их объединяет? На какие группы вы бы разделили эти слова? Запишите слова группами, продолжите ряд слов в каждой группе. (Работа в парах).
на -о, - е, |
сложносокращённые |
фамилии, обозначающие лиц женского пола |
фамилии на -о |
какао |
МГУ |
Астрид Линдгрен |
Короленко |
пюре |
СМИ |
Сельма Лагерлёф |
Шевченко |
- Какой вывод вы можете сделать?
- Сравните свой вывод с текстом § 47.
- Что нового вы узнали?
Этап отработки способов деятельности с новыми теоретическими сведениями на практике
Первоначальное закрепление.
- Мы с вами теперь многое знаем о несклоняемых именах существительных. Давайте попробуем это друг другу рассказать, опираясь на таблицу в тетради и текст параграфа в учебнике. (Работа в парах).
- Упражнение 266. (Выполняется коллективно устно).
- Упражнение 269. (Запись в тетрадях по образцу, можно предложить ученикам для подтверждения ответа зачитывать тот или иной пункт § 47).
Отработка действий в преобразованной ситуации с изменёнными условиями.
- Упражнение 267 (1, 2 предложения выполняют в тетрадях).
- Найдите ошибки в записи ученика. (Работа в парах).
Я люблю читать книги Марка Твена, Стефан Цвейга, Джека Лондона, Майн Рида, Жюль Верна, Этель Лилиан Войнич, а особенно рассказы Конана Дойля о Шерлок Холмсе.
- Ученики редактируют текст, делают выводы, указывают на ошибки.
(Следует писать: Стефана Цвейга, Жюля Верна, о Шерлоке Холмсе – первое слово – имя; но Конан Дойля – это двойная фамилия.) [Богданова 2000:71]
Творческое задание
Заканчивая знакомство с несклоняемыми именами существительными, я хотела бы вместе с вами послушать, что бывает, когда не соблюдают правила их употребления.
Далее предлагается прослушать «Весёлый урок. Неизменяемые слова» [Радионяня] и ответить на вопрос:
Как не надо говорить и почему?
Подведение итогов урока. Рефлексия
Что мы сегодня открыли? (Мы открыли новое знание: среди имён существительных есть группа несклоняемых существительных.)
В чём особенность несклоняемых имён существительных? (Имеют для всех падежей одну и ту же форму слова.)
На каком языковом уровне мы это открыли? (На морфологическом.)
Где можно применить эти знания в жизни? (Эти знания можно применить в устной и письменной речи. Правильное использование в речи несклоняемых имён существительных – признак речевой культуры человека.)
Домашнее задание
§ 47, упр. 268.
Литература
Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6 классе: Кн. для учителя. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2000.
Карпова Т.Б., Баженова Е.А., Дускаева Л. Р. Нормы русского языка в таблицах и тестах: Учебное пособие. – Перм. ун-т. – Пермь. ООО «Издательский дом «Типография купца Тарасова», 2001.
Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразоват. организаций: В 2 ч. – Ч. 1 / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; научный редактор – Н.М. Шанский. – 2-е изд. – М., 2013.
Источники
Радионяня «Занимательная грамматика 2». http://ololo.fm/search/06:21.