Скорость химических реакций. 11-й класс

Разделы: Химия

Класс: 11


Цель: Сформировать и расширить знания о скорости химических реакций.

Задачи:

  • Образовательная:актуализировать понятие о скорости химических реакций и единицах её измерения, рассмотреть влияние на скорость реакции следующих факторов: природа реагирующих веществ, их концентрация, площадь соприкосновения, температура, катализатор.
  • Развивающая:развитие умений и навыков работы в группе; взаимоконтроля, умений анализировать, сравнивать, делать выводы.
  • Воспитательная:воспитывать культуру химического эксперимента, устной и письменной речи; продолжить формирование общекультурных навыков.

Оборудование: ПК, проектор, интерактивная доска, химическая посуда и оборудование для постановки эксперимента, компьютерная презентация (приложение 1) по теме урока.

Ход урока

I. Орг.момент. Актуализация знаний. Проблемная беседа.

  1. Вспомните, пожалуйста, определение скорости из курса физики и математики.
  2. Скажите, пожалуйста, каким символом обозначается «скорость» в физике и математике?
  3. Вспомните, пожалуйста, какую единицу измерения имеет «скорость» в физике и математике?

II. Изучение нового материала.

1. Введение понятия скорость химической реакции, единица измерения скорости, молярная концентрация.

Учитель актуализирует субъективный опыт учащихся о понятии «скорости» из курса физики и математики. Во время актуализации учитель вводит понятие «скорости химической реакции» и сравнивает с известным учащимся содержанием понятия «скорости», а результаты сравнения фиксируются учителем на доске и учениками в рабочих тетрадях:

  Физика и математика Химия (скорость химических реакций)
Определение скорости    
Обозначение скорости    
Единица измерения скорости    

 В ходе беседы отмечается практическая значимость изучаемого материала. Для того, чтобы из исходных веществ образовались продукты реакции, требуется время. Одни вещества реагируют быстро, другие – медленно. Скорость химической реакции может изменяться в очень широких пределах.

Учитель предлагает учащимся привести примеры быстрых и медленных реакций. Так, например, очень быстро проходят реакции в водных растворах, практически мгновенно; для образования угля и нефти в земной коре потребовались миллионы лет; ржавление железа протекает медленно; магниевая стружка сгорает очень быстро.

Итог: Таким образом, различают быстрые и медленные реакции, а также реакции, которые протекают с заметной скоростью. Чтобы определить, с какой скоростью протекает химическая реакция, необходимо знать:
а) какое кол-во вещества образуется или расходуется;
б) за какое время происходит этот процесс;

в) в каком объёме протекает реакция. 

2. Практическое и научное значение знаний о скоростях химических реакций (сообщение уч-ся 2-3 мин.)

3. Химическая кинетика

Химическая кинетиканаука о закономерностях протекания химических реакций во времени.

Задача химической кинетики – предсказание скорости химической реакции, а также выяснение ее зависимости от условий проведения процесса.

Выводы химической кинетики помогают создать условия, способствующие ускорению или замедлению тех или иных химических процессов.

Если химические реакции происходят в однородной среде, то взаимодействие реагирующих веществ происходит во всем объеме. Такие реакции называют гомогенными.

Если реакция идет между веществами, находящимися в разных агрегатных состояниях, то она проходит только на поверхности соприкосновения веществ. Такие реакции называют гетерогенными. Учащиеся приводят примеры гомогенных и гетерогенныхреакций.

4. Проблема: От чего зависит скорость химической реакции?

Учитель объясняет, обучающиеся выполняя лабораторную работу, выяснят опытным путем факторы, влияющие на скорость химических реакций. После коллективного обсуждения лабораторных опытов, будут сделаны выводы о зависимости скорости реакции.

Лабораторная работа школьников по предложенным заданиям (инструктивная карта) (Приложение 2)

Коллективное обсуждение результатов лабораторной работы

Запись в тетради вывода:

Факторы, влияющие на скорость химической реакции:

  • Природа реагирующих веществ;
  • Температура (познакомить с правилом Вант-Гоффа);
  • Концентрация реагирующих веществ;
  • Площадь поверхности соприкосновения реагирующих веществ;
  • Участие катализатора (повторить понятие катализатора и ввести понятие катализа)

Активация мыслительной деятельности. Прослушивание арабской притчи «Восемнадцать верблюдов»:

Жил когда-то на Востоке человек, который разводил верблюдов. Всю жизнь он работал, а когда состарился, то позвал к себе сыновей и сказал:
«Дети мои! Я стал стар и немощен и скоро умру. После моей смерти разделите оставшихся верблюдов так, как я вам скажу. Ты, старший сын, работал больше всех — возьми себе половину верблюдов. Ты, средний сын, только начал мне помогать — возьми себе третью часть. А ты, младший, возьми девятую часть».
Прошло время, и старик умер. Тогда сыновья решили разделить наследство так, как завещал им отец. Они выгнали стадо на большое поле, пересчитали, и оказалось, что в стаде всего семнадцать верблюдов. И нельзя было разделить их ни на 2, ни на 3, ни на 9! Что было делать — никто не знал. Стали сыновья спорить, и каждый предлагал своё решение. И они уже устали спорить, но так и не пришли к общему решению.
В это время ехал мимо путник на своём верблюде. Услышав крик и спор, он спросил: «Что случилось?»
И сыновья рассказали о своей беде. Путник слез с верблюда, пустил его в стадо и сказал: «А теперь разделите верблюдов, как велел отец».
И так как верблюдов стало 18, то старший сын взял себе половину, то есть 9, средний — треть, то есть 6 верблюдов, а младший девятую часть, то есть двух верблюдов. И когда они разделили, таким образом, стадо, в поле остался ещё один верблюд, потому что 9+6+2 равно 17.
А путник сел на своего верблюда и поехал дальше.

Какова роль восемнадцатого верблюда? И какая связь этой притчи с темой нашего урока?

5. Обсуждение катализа и механизма действия катализаторов идет по ходу демонстрации видеоурока «Катализаторы» (Приложение 3)

Закрепление: работа со схемой КАТАЛИЗАТОРЫ И ИНГИБИТОРЫ (Приложение 4)

6. Действие биологических катализаторов

Для объяснения действия биологических катализаторов проводятся следующие лабораторные опыты:

  1. В две пробирки помещаем перекись водорода, в первую помещаем кусочек вареного картофеля, в другую – картофельный сок.
  2. В две пробирки помещаем перекись водорода, в первую помещаем кусочек вареной моркови, в другую – морковный сок.

Вывод: Бурное выделение кислорода во вторых пробирках показывает действие фермента каталазы, содержащегося в растительных и животных клетках. При варке каталаза разрушается, поэтому в первых пробирках выделения кислорода не происходит.

III. Закрепление нового материала.

С целью закрепления нового материала и подведения итогов урока учитель раздает учащимся карточки с разноуровневыми задачами.

  1. Задача. Вычислите среднюю скорость реакции, схема которой А+B>C, если начальная концентрация вещества А равна 0,220 моль/л, а через 10 сек0,215 моль/л.
  2. Задача. Как изменится скорость химической реакции при охлаждении системы от 100° С до 50° С, если температурный коэффициент скорости химической реакции равен 2?

IV. Подведение итогов урока.

Учитель подводит итог урока и благодарит учащихся за активное участие.

5. Домашнее задание: п. 15, Упр. 4, 7, 11 стр. 136.

Используемая литература.

  1. Габриелян О.С. Химия 11 класс. Базовый уровень. – М.: Дрофа, 2012.
  2. Габриелян О.С., Лысова Г.Г., Введенская А.Г. Настольная книга учителя. Химия 11 класс часть 1. Москва: – Дрофа, 2006.

Интернет-ресурсы:

  • urok.1sept.ru/articles/635252/
  • school-collection.edu.ru;
  • infourok.ru