Интеллектуально-познавательная игра "Деньги. История и современность"

Разделы: Технология, Внеклассная работа, Экономика


Эпиграф: «Они – великий созидатель. Там, куда они текут, вырастают улицы, заводы, пустыни превращаются в оазисы, болота – в плодородные нивы…
Они – жесточайший тиран. Чем больше человек хочет иметь свободы, тем усерднее вынужден служить им…»

Цель:

  • выявить финансовую грамотность учащихся;
  • повысить интерес к экономике.

Участники: 2–е команды по 8 человек (в т. ч. капитан)

Цель каждой команды: заработать как можно больше денег

ХОД ИГРЫ

1. Вступительное слово  ведущих

I ведущий: Прежде, чем начать нашу игру, обратите внимание на эпиграф, написанный на доске: «Они – великий созидатель. Там, куда они текут, вырастают улицы, заводы, пустыни превращаются в оазисы, болота – в плодородные нивы…

II ведущий: Они – жесточайший тиран. Чем больше человек хочет иметь свободы, тем усерднее вынужден служить им…»

I ведущий: Кто они? (Действительно, это деньги).

II ведущий: И наша сегодняшняя задача – расширить и обобщить ваши знания о деньгах.

I ведущий: Мы предлагаем вам сыграть в игру «Деньги: история и современность»

Звучит песня Лайзы Минелли «Money» из мюзикла «Кабаре»

Представляю Вам, друзья, основных участников этой игры: 2-е команды обучающихся 8-х классов.  Поприветствуем их!

Звучит песня Лайзы Минелли «Money» из мюзикла «Кабаре»

II ведущий: Безусловно очень приятно деньги тратить. Но для того, чтобы  потратить, их нужно заработать.

I ведущий: В нашей сегодняшней игре можно заработать столько денег, насколько у вас достанет креативности, интеллекта и командной сплоченности.

II ведущий: А сохранить ваши деньги и приумножить их вам поможет «Лицейбанк» и наши многоуважаемые банкиры (представление жюри)

I ведущий: «Лицейбанк» выступит спонсором игры и зачислит на счет каждой команды такое количество денежных единиц, которое она заработает в течение всего мероприятия.
Игра состоит из 5-ти конкурсов. 

II ведущий: Какие денежные единицы будут в ходу сегодня на нашей игре и  какие вообще бывают денежные единицы? 
Предлагаю послушать сообщение «Из истории денег».

1.1. Выступление участников команд

Презентация.

Сообщение «Из истории денег»

Участник 1: Деньги существовали не всегда. Первоначально роль денег в человеческом обществе выполняли разные товары, которые в данной местности ценились. У некоторых племен деньгами был скот: коровы, лошади, овцы. Впоследствии названия некоторых денег произошли от слова “скот”. В Индии денежной единицей является рупия, а это слово ранее обозначало скот.
В Древнем Риме с наемными воинами расплачивались мешочками соли, поэтому появившиеся позже монеты называли «солинусы» (от этого слова произошло «солдат»).
У разных народов деньгами служили топоры, рыболовные крючки, необычные раковины, мечи, наконечники стрел, порох, зерно, рыба, пули, рисовые зерна и др.
На небольшом тихоокеанском острове Яп в качестве денег выступали огромные каменные колеса в диаметре до 12 футов (фут = 304,8 мм).Эти колеса посередине имели отверстия и их можно было переносить на шестах. Такие деньги складывали возле дома владельца, и их количество свидетельствовало о богатстве владельца.

Участник 2: Все эти деньги были очень неудобны. Ведь их невозможно разделить, чтобы приобрести более мелкие дешевые предметы, они занимают много места, да и в карман такие деньги не положишь.
И вот все с большей охотой начинают принимать в обмен металлы, которые к этому времени люди научились добывать. Самыми распространенными сначала были медь и железо. Они всегда требовались в хозяйстве, из них выходили хорошие украшения – кольца, бляхи, и, поэтому, металлы выменивали с удовольствием. Кроме того, их можно было делить на части, они удобны для переноски и, наконец, металлы лучше сохраняются, чем шкуры или зерно, и не нуждаются в пище и уходе, как скот. Вот поэтому металлы и становятся деньгами. Впоследствии железо и медь заменяются золотом и серебром.

Участник 3: Поначалу люди расплачивались золотыми и серебряными слитками, затем стали чеканить из них монеты. Свое название они получили из Древнего Рима. В Древнем Риме при храме богини Юноны ( одно из ее имен – Монета) было создано производство металлических денег. С тех пор их стали называть монетами. Монеты представляли собой золотой или серебряный слиток с клеймом, указывающим его вес. Постепенно слиток уменьшился до размеров клейма и рисунок стали выбивать с двух сторон.

Участник 4: В России чеканить деньги начали при великом князе Владимире Святом в конце X века. В течение нескольких веков единственными деньгами были серебряные рубли и гривны (мелкая монета).
Медные деньги стали чеканить во второй половине XV века, при царе Иване III, когда была открыта в России медная руда. До появления бумажных денег использование монет приводило к большим неудобствам и это с каждым годом ощущалось все сильнее. Так, например, в 1748 году М. В. Ломоносова удостоили за его труды премией 2000 рублей и выдали награду медными монетами, которые в то время составляли основную массу платежных средств в России. Вес пятака в те годы равнялся 20, 48 г. Вся премия академика весила около одной тонны. Чтобы доставить премию домой, Ломоносову потребовалось нанять несколько телег.Поэтому возникла необходимость в появлении бумажных денег. Впервые они появились в Китае в VIII веке. В Америке и Западной Европе они стали распространяться в XVII-XIII веках. В России первые бумажные деньги были выпущены в 1769 году. Постепенно они вытеснили из обращения все остальные.

I ведущий: Мы же будем использовать в обращении сегодня денежную единицу под названием «экон».

II ведущий: Итак. Начинаем состязание с представления команд.

Звучит песня Лайзы Минелли «Money» из мюзикла «Кабаре»

1.2. Представление команд (визитка: эмблема (символ команды), название команды, творческое кредо).
Каждая команда может заработать до  5-ти  «экон»

2. Основная часть

2.1. «Турнир  знатоков»

Участникам команд необходимо выполнить три конкурсных  задания.

Первый конкурс “Разминка”

Всем командам предлагается устно ответить на ряд вопросов, за каждый правильный ответ начисляется по 1 «экон»

Вопросы для разминки:

1. На раскопках в Херсонесе, где до нашей эры находилось большое греческое поселение, археологи нашли клад с монетами. На одной из них был отчеканен профиль царя Креза и написано: “X век до нашей эры”. Могло ли быть такое?

Ответ: Нет, монеты царя Креза относятся к VI веку до нашей эры. К тому же, тогдашние жители не знали, когда закончится их эра и начнется наша.

2. Зачем на русских монетах, имеющих номинал 3, 5 копеек, выдавливались три, пять точек?

Ответ: Население Российской империи было неграмотным и не могло прочитать, каков номинал монеты, для них и выдавливалось нужное количество точек. К тому же, это могло пригодиться для слепых.

3. Объясните выражение «Зарыть свой талант в землю»

Талантом (от греческого «talanton» — вес) называлась самая крупная весовая и денежно-счётная единица в Древней Греции, Вавилоне, Персии и других областях Малой Азии.
Богатый господин, уезжая в чужую страну, поручил рабам свое имение, при этом дав первому рабу 5 талантов, второму — 2, а третьему — 1. Те из них, кому были вручены 2 и 5 талантов, пустили их в дело, а «получивший же один талант, пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего».
По возвращении хозяин потребовал отчета и получил от первых двух рабов денег вдвое больше, чем давал им. Он похвалил их и сказал каждому: «Добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многими тебя поставлю». А третий отдал ему только один талант, сказав, что, убоявшись, зарыл его в землю. И господин сказал ему: «Лукавый раб и ленивый! Надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я получил бы его с прибылью. Так из евангельской притчи о человеке, который получил деньги и закопал их, побоявшись вложить в дело, произошло выражение «зарыть талант в землю».

4. Как появилось  в Древней Руси название денежной единицы “куна”

Ответ: Эта денежная единица соответствовала по стоимости шкурке куницы – одной из самых распространенных товарных денежных единиц того времени

5. Как появилось выражение «Деньги не пахнут»?

Ответ:  Появление фразы “ Деньги не пахнут” связано с правлением в 70-е годы н.э. римского императора Веспасиана. Это был видный государственный деятель, бережливый и изобретательный. Он был находчив при введении налогов. Однажды император придумал ввести налог на римские общественные туалеты. Его сын и наследник Тит стал упрекать отца в том, что он уже и до уборных добрался.
Однако в скором времени налог стал приносить серьезную прибыль, так как римляне не смогли отказать себе в удовольствии пользоваться шикарными мраморными туалетами, поскольку ходили туда не только по прямой надобности, но и ради встреч и бесед.
Император поднес к носу сына монету и спросил, не ощущает ли тот неприятный запах, и когда Тит сказал, что нет, Веспасиан произнес: “ Деньги не пахнут”.

6. Откуда пошло название «рубль»?

Ответ: Долгое время считалось, что слово "рубль" происходит от глагола рубить, мол, гривны серебра разрубались нашими предками на две части – рубли, а те в свою очередь рубились еще на две части – полтины. Однако в настоящее время доказано, что гривны серебра и рубли имели одинаковый вес. Скорее всего, рубль обязан своим названием древней технологии, по которой серебро заливалось в форму в два приема – на платежных новгородских слитках хорошо заметен шов на ребре. Корень "руб", по мнению специалистов, означает край, кайма. Кстати, руб на украинском, белорусском и польском – рубец, а на сербскохорватском – шов, кайма. Таким образом, термин рубль, скорее всего, следует понимать как "слиток со швом".

Второй конкурс «Денежная валюта стран мира» 

За каждый правильный ответ команде начисляется  по  3 «экона».

По названию валюты определить страну, к которой она относится и наоборот.

Название денег:

1) рупия, лира, марка.   

Ответы:  Индия, Италия, Германия.

2) бальбоа, донг, быр, гуарани, кетсаль.

Ответы: Панама, Вьетнам, Эфиопия,  Парагвай, Гватемала.

Страны:

1) Дания, Япония, Англия.

Ответы: крона, иена, фунты.

2)  Сальвадор, Албания, Малайзия, Израиль, Китай        

Ответы:  колон, лек, рингтит, шекель, юань.

Конкурс капитанов:  «Брокер»

Для общения иногда используют язык жестов. Чаще всего этим пользуются брокеры на биржах. Жестами они показывают, какие акции, в каком количестве, за какую цену они покупают и продают.
Задача  капитанов – брокеров: передать информацию друг другу.
За правильно принятую информацию команде начисляется  по  5 «экон»

(Капитан  передает своей команде информацию, которую на листе показывает только ему ведущий).

Информация для передачи:

1. Время – деньги. (Чем богаты, тем и рады).
2. Без труда не выловить рыбку из пруда. (Долг платежом красен).

2.2. Конкурс болельщиков «Мудрость народная о деньгах».

Составить три  пословицы (поговорки или  крылатых выражения) из отдельных слов.
За каждый  правильный  ответ  команде начисляется  4 «экона»

Слова для составления пословиц:

  • рубля, копеечка, дороже, ближняя, дальнего
  • не, а, жить, людьми, деньгами, добрыми, с
  • щербата, не, моя, и, денежка

2.3. Музыкальная пауза

Песня «Гимн экономике»

3. Заключительная часть.

3.1.  Подведение итогов

3.2. Награждение

3.3 Рефлексия

Приложения

1 конкурс “Защита творческих проектов” (домашнее задание?)

Каждая команда выступает с представлением разработанных ею проектов денежных единиц. Представители команд объясняют, почему они выбрали ту или иную форму денежной единицы, каков ее номинал и т.д. Здесь оцениваются оригинальность идеи, ее реальное воплощение.
Лучшее выступление оценивается в 2 “экона”. Второе место – 1 “экон.

3 конкурс:  на скорость подсчета денег.

Каждая команда получает деньги (бумажные и металлические), участникам предлагается пересчитать данную сумму денег на время.

При правильном подсчете денег за 1 минуту участники получают 5 эконов.

5 конкурс – Банковская задача

6 конкурс – составление пословиц, поговорок или крылатых выражений из отдельных слов
             
Название денег:

1) рупия, бальбоа, донг.
2) быр, гуарани, кетсаль.

Страны:

1) Дания, Япония, Англия
2) Сальвадор, Израиль, Китай

Капитанам

Информация для передачи:

1.     Время – деньги. (Чем богаты тем и рады).
2.    Без труда не выловить рыбку из пруда. (Долг платежом красен).