Эпиграф: «Они – великий созидатель. Там, куда они текут, вырастают улицы, заводы, пустыни превращаются в оазисы, болота – в плодородные нивы…
Они – жесточайший тиран. Чем больше человек хочет иметь свободы, тем усерднее вынужден служить им…»
Цель:
- выявить финансовую грамотность учащихся;
- повысить интерес к экономике.
Участники: 2–е команды по 8 человек (в т. ч. капитан)
Цель каждой команды: заработать как можно больше денег
ХОД ИГРЫ
1. Вступительное слово ведущих
I ведущий: Прежде, чем начать нашу игру, обратите внимание на эпиграф, написанный на доске: «Они – великий созидатель. Там, куда они текут, вырастают улицы, заводы, пустыни превращаются в оазисы, болота – в плодородные нивы…
II ведущий: Они – жесточайший тиран. Чем больше человек хочет иметь свободы, тем усерднее вынужден служить им…»
I ведущий: Кто они? (Действительно, это деньги).
II ведущий: И наша сегодняшняя задача – расширить и обобщить ваши знания о деньгах.
I ведущий: Мы предлагаем вам сыграть в игру «Деньги: история и современность»
Звучит песня Лайзы Минелли «Money» из мюзикла «Кабаре»
Представляю Вам, друзья, основных участников этой игры: 2-е команды обучающихся 8-х классов. Поприветствуем их!
Звучит песня Лайзы Минелли «Money» из мюзикла «Кабаре»
II ведущий: Безусловно очень приятно деньги тратить. Но для того, чтобы потратить, их нужно заработать.
I ведущий: В нашей сегодняшней игре можно заработать столько денег, насколько у вас достанет креативности, интеллекта и командной сплоченности.
II ведущий: А сохранить ваши деньги и приумножить их вам поможет «Лицейбанк» и наши многоуважаемые банкиры (представление жюри)
I ведущий: «Лицейбанк» выступит спонсором игры и зачислит на счет каждой команды такое количество денежных единиц, которое она заработает в течение всего мероприятия.
Игра состоит из 5-ти конкурсов.
II ведущий: Какие денежные единицы будут в ходу сегодня на нашей игре и какие вообще бывают денежные единицы?
Предлагаю послушать сообщение «Из истории денег».
1.1. Выступление участников команд
Презентация.
Сообщение «Из истории денег»
Участник 1: Деньги существовали не всегда. Первоначально роль денег в человеческом обществе выполняли разные товары, которые в данной местности ценились. У некоторых племен деньгами был скот: коровы, лошади, овцы. Впоследствии названия некоторых денег произошли от слова “скот”. В Индии денежной единицей является рупия, а это слово ранее обозначало скот.
В Древнем Риме с наемными воинами расплачивались мешочками соли, поэтому появившиеся позже монеты называли «солинусы» (от этого слова произошло «солдат»).
У разных народов деньгами служили топоры, рыболовные крючки, необычные раковины, мечи, наконечники стрел, порох, зерно, рыба, пули, рисовые зерна и др.
На небольшом тихоокеанском острове Яп в качестве денег выступали огромные каменные колеса в диаметре до 12 футов (фут = 304,8 мм).Эти колеса посередине имели отверстия и их можно было переносить на шестах. Такие деньги складывали возле дома владельца, и их количество свидетельствовало о богатстве владельца.
Участник 2: Все эти деньги были очень неудобны. Ведь их невозможно разделить, чтобы приобрести более мелкие дешевые предметы, они занимают много места, да и в карман такие деньги не положишь.
И вот все с большей охотой начинают принимать в обмен металлы, которые к этому времени люди научились добывать. Самыми распространенными сначала были медь и железо. Они всегда требовались в хозяйстве, из них выходили хорошие украшения – кольца, бляхи, и, поэтому, металлы выменивали с удовольствием. Кроме того, их можно было делить на части, они удобны для переноски и, наконец, металлы лучше сохраняются, чем шкуры или зерно, и не нуждаются в пище и уходе, как скот. Вот поэтому металлы и становятся деньгами. Впоследствии железо и медь заменяются золотом и серебром.
Участник 3: Поначалу люди расплачивались золотыми и серебряными слитками, затем стали чеканить из них монеты. Свое название они получили из Древнего Рима. В Древнем Риме при храме богини Юноны ( одно из ее имен – Монета) было создано производство металлических денег. С тех пор их стали называть монетами. Монеты представляли собой золотой или серебряный слиток с клеймом, указывающим его вес. Постепенно слиток уменьшился до размеров клейма и рисунок стали выбивать с двух сторон.
Участник 4: В России чеканить деньги начали при великом князе Владимире Святом в конце X века. В течение нескольких веков единственными деньгами были серебряные рубли и гривны (мелкая монета).
Медные деньги стали чеканить во второй половине XV века, при царе Иване III, когда была открыта в России медная руда. До появления бумажных денег использование монет приводило к большим неудобствам и это с каждым годом ощущалось все сильнее. Так, например, в 1748 году М. В. Ломоносова удостоили за его труды премией 2000 рублей и выдали награду медными монетами, которые в то время составляли основную массу платежных средств в России. Вес пятака в те годы равнялся 20, 48 г. Вся премия академика весила около одной тонны. Чтобы доставить премию домой, Ломоносову потребовалось нанять несколько телег.Поэтому возникла необходимость в появлении бумажных денег. Впервые они появились в Китае в VIII веке. В Америке и Западной Европе они стали распространяться в XVII-XIII веках. В России первые бумажные деньги были выпущены в 1769 году. Постепенно они вытеснили из обращения все остальные.
I ведущий: Мы же будем использовать в обращении сегодня денежную единицу под названием «экон».
II ведущий: Итак. Начинаем состязание с представления команд.
Звучит песня Лайзы Минелли «Money» из мюзикла «Кабаре»
1.2. Представление команд (визитка: эмблема (символ команды), название команды, творческое кредо).
Каждая команда может заработать до 5-ти «экон»
2. Основная часть
2.1. «Турнир знатоков»
Участникам команд необходимо выполнить три конкурсных задания.
Первый конкурс “Разминка”
Всем командам предлагается устно ответить на ряд вопросов, за каждый правильный ответ начисляется по 1 «экон»
Вопросы для разминки:
1. На раскопках в Херсонесе, где до нашей эры находилось большое греческое поселение, археологи нашли клад с монетами. На одной из них был отчеканен профиль царя Креза и написано: “X век до нашей эры”. Могло ли быть такое?
Ответ: Нет, монеты царя Креза относятся к VI веку до нашей эры. К тому же, тогдашние жители не знали, когда закончится их эра и начнется наша.
2. Зачем на русских монетах, имеющих номинал 3, 5 копеек, выдавливались три, пять точек?
Ответ: Население Российской империи было неграмотным и не могло прочитать, каков номинал монеты, для них и выдавливалось нужное количество точек. К тому же, это могло пригодиться для слепых.
3. Объясните выражение «Зарыть свой талант в землю»
Талантом (от греческого «talanton» — вес) называлась самая крупная весовая и денежно-счётная единица в Древней Греции, Вавилоне, Персии и других областях Малой Азии.
Богатый господин, уезжая в чужую страну, поручил рабам свое имение, при этом дав первому рабу 5 талантов, второму — 2, а третьему — 1. Те из них, кому были вручены 2 и 5 талантов, пустили их в дело, а «получивший же один талант, пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего».
По возвращении хозяин потребовал отчета и получил от первых двух рабов денег вдвое больше, чем давал им. Он похвалил их и сказал каждому: «Добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многими тебя поставлю». А третий отдал ему только один талант, сказав, что, убоявшись, зарыл его в землю. И господин сказал ему: «Лукавый раб и ленивый! Надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я получил бы его с прибылью. Так из евангельской притчи о человеке, который получил деньги и закопал их, побоявшись вложить в дело, произошло выражение «зарыть талант в землю».
4. Как появилось в Древней Руси название денежной единицы “куна”
Ответ: Эта денежная единица соответствовала по стоимости шкурке куницы – одной из самых распространенных товарных денежных единиц того времени
5. Как появилось выражение «Деньги не пахнут»?
Ответ: Появление фразы “ Деньги не пахнут” связано с правлением в 70-е годы н.э. римского императора Веспасиана. Это был видный государственный деятель, бережливый и изобретательный. Он был находчив при введении налогов. Однажды император придумал ввести налог на римские общественные туалеты. Его сын и наследник Тит стал упрекать отца в том, что он уже и до уборных добрался.
Однако в скором времени налог стал приносить серьезную прибыль, так как римляне не смогли отказать себе в удовольствии пользоваться шикарными мраморными туалетами, поскольку ходили туда не только по прямой надобности, но и ради встреч и бесед.
Император поднес к носу сына монету и спросил, не ощущает ли тот неприятный запах, и когда Тит сказал, что нет, Веспасиан произнес: “ Деньги не пахнут”.
6. Откуда пошло название «рубль»?
Ответ: Долгое время считалось, что слово "рубль" происходит от глагола рубить, мол, гривны серебра разрубались нашими предками на две части – рубли, а те в свою очередь рубились еще на две части – полтины. Однако в настоящее время доказано, что гривны серебра и рубли имели одинаковый вес. Скорее всего, рубль обязан своим названием древней технологии, по которой серебро заливалось в форму в два приема – на платежных новгородских слитках хорошо заметен шов на ребре. Корень "руб", по мнению специалистов, означает край, кайма. Кстати, руб на украинском, белорусском и польском – рубец, а на сербскохорватском – шов, кайма. Таким образом, термин рубль, скорее всего, следует понимать как "слиток со швом".
Второй конкурс «Денежная валюта стран мира»
За каждый правильный ответ команде начисляется по 3 «экона».
По названию валюты определить страну, к которой она относится и наоборот.
Название денег:
1) рупия, лира, марка.
Ответы: Индия, Италия, Германия.
2) бальбоа, донг, быр, гуарани, кетсаль.
Ответы: Панама, Вьетнам, Эфиопия, Парагвай, Гватемала.
Страны:
1) Дания, Япония, Англия.
Ответы: крона, иена, фунты.
2) Сальвадор, Албания, Малайзия, Израиль, Китай
Ответы: колон, лек, рингтит, шекель, юань.
Конкурс капитанов: «Брокер»
Для общения иногда используют язык жестов. Чаще всего этим пользуются брокеры на биржах. Жестами они показывают, какие акции, в каком количестве, за какую цену они покупают и продают.
Задача капитанов – брокеров: передать информацию друг другу.
За правильно принятую информацию команде начисляется по 5 «экон»
(Капитан передает своей команде информацию, которую на листе показывает только ему ведущий).
Информация для передачи:
1. Время – деньги. (Чем богаты, тем и рады).
2. Без труда не выловить рыбку из пруда. (Долг платежом красен).
2.2. Конкурс болельщиков «Мудрость народная о деньгах».
Составить три пословицы (поговорки или крылатых выражения) из отдельных слов.
За каждый правильный ответ команде начисляется 4 «экона»
Слова для составления пословиц:
- рубля, копеечка, дороже, ближняя, дальнего
- не, а, жить, людьми, деньгами, добрыми, с
- щербата, не, моя, и, денежка
2.3. Музыкальная пауза
Песня «Гимн экономике»
3. Заключительная часть.
3.1. Подведение итогов
3.2. Награждение
3.3 Рефлексия
Приложения
1 конкурс “Защита творческих проектов” (домашнее задание?)
Каждая команда выступает с представлением разработанных ею проектов денежных единиц. Представители команд объясняют, почему они выбрали ту или иную форму денежной единицы, каков ее номинал и т.д. Здесь оцениваются оригинальность идеи, ее реальное воплощение.
Лучшее выступление оценивается в 2 “экона”. Второе место – 1 “экон.
3 конкурс: на скорость подсчета денег.
Каждая команда получает деньги (бумажные и металлические), участникам предлагается пересчитать данную сумму денег на время.
При правильном подсчете денег за 1 минуту участники получают 5 эконов.
5 конкурс – Банковская задача
6 конкурс – составление пословиц, поговорок или крылатых выражений из отдельных слов
Название денег:
1) рупия, бальбоа, донг.
2) быр, гуарани, кетсаль.
Страны:
1) Дания, Япония, Англия
2) Сальвадор, Израиль, Китай
Капитанам
Информация для передачи:
1. Время – деньги. (Чем богаты тем и рады).
2. Без труда не выловить рыбку из пруда. (Долг платежом красен).