Цели:
- создание условий для осознания учащимися правил работы на уроке;
- способствовать формированию учебных навыков;
- способствовать самораскрытию детей и развитию эмпатии.
Материалы:
- таблички с правилами (для упражнения «Правила поведения на уроке»)
- три таблички:
- «ДА» с веселой рожицей,
- «Нет» с грустной рожицей,
- «Иногда, не всегда» с недоумевающей рожицей.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Ритуал приветствия
Упражнение «Здравствуйте!»
Встав в круг, участники кладут руки друг другу на плечи, приветливо смотрят друг на друга и здороваются сначала с соседом справа, затем с соседом слева.
2. Вступительное слово – приветствие педагога-психолога и социального педагога
2.1. Разминка
Упражнение «Прошепчи имя»
– Все вы стали учениками средней школы. В классе появились новые ребята. Предлагаю вам познакомиться поближе, лучше узнать друг друга. Уберите в сторону стулья, чтобы в классе было достаточно свободного места. Начните бродить по классу... При этом подходите к разным детям и шепчите им на ушко сначала свое, а затем их имя... Теперь остановитесь, пожалуйста. Когда по моей команде вы снова начнете ходить по классу, прошепчите другому на ушко самое приятное, что случилось с вами вчера. Начали!
Упражнение заканчивается, после того как каждый ребенок пообщается со всеми участниками.
2.2. Обсуждение вопросов
Две четверти вы занимаетесь в новых для вас условиях, в пятом классе
– проанализируйте себя и окружающих;
– подумайте, существуют ли какие-либо различия в правилах начальной и средней школы?
2.2.1. Упражнение «Прощание с начальной школой»
В ходе выполнения этого упражнения дети вспоминают приятные моменты учебы в начальной школе, свои успехи и достижения.
– Сегодня я предлагаю вспомнить все то, что ярко запомнилось вам в начальной школе. Что из прошлого вы хотели бы "взять с собой", чтобы чувствовать себя уютно и комфортно? Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию.
Вспомни свой самый первый день в школе: ты нарядный и красивый, в руках у тебя цветы, на душе радостно и немного тревожно, но зато чувствуешь себя по-настоящему взрослым. Звенит первый звонок. Ты входишь в класс, в котором тебе предстоит учиться три года. Что это за кабинет? Вспомни его в мельчайших подробностях. Кругом новые ребята — среди них твои будущие друзья. Вспомни, как ты выбрал себе место за партой, где в классе находилась твоя парта? Вспомни свою первую тетрадь и "Букварь" и, конечно, первую похвалу, полученную от учителя. Кто был первым другом, кто так часто помогал тебе? Вспомни любую ситуацию успеха за три года учебы в начальной школе. Когда ты чувствовал себя уверенно, смело?.. Когда тебе было радостно, интересно? Может, это был какой-то праздник, утренник, или поход, или дело, которое тебе удалось выполнить очень хорошо? А может быть, мама после родительского собрания похвалила тебя за успехи, за отличные оценки. Что ты тогда чувствовал? Вспомнил? А теперь постепенно возвращайся обратно. Ты снова здесь, в нашем классе. Как только будешь готов, открой глаза...
– Кто хочет поделиться с нами своими впечатлениями, тем, что вспомнилось?
Необходимо дать возможность высказаться каждому ребенку.
– Запомните чувства успеха и уверенности, радости от учебы, все хорошее, что было в начальной школе, и пусть эти чувства помогают вам учиться в пятом классе.
2.2.2. Обсуждение вопросов:
– какие новые правила появились с вашей точки зрения, в пятом классе?
– какие правила помогли бы улучшить жизнь класса?
3. Работа по теме занятия
3.1.Упражнение «Игра с мячом»
Упражнение способствует прояснению личной мотивации обучения в средней школе, осознанию своих целей.
Предложите детям, передавая мяч друг другу в произвольном порядке, продолжить фразу: «Я хочу, чтобы в пятом классе я...». Ответы могут быть самыми разными.
3.2.Дискуссия на тему занятия
1. Как вы думаете, все ли люди испытывают одинаковые чувства по отношению к школе?
3.3.Упражнение «Пустой или полный»
Необходимо показать детям, что один и тот же факт, одно и тоже событие кто-то может посчитать хорошим, позитивным, а кто-то — негативным. Люди разные, поэтому они по-разному относятся к происходящему.
– Сейчас я покажу вам стакан, наполненный водой до середины. Одни люди скажут, что о наполовину пустой, а другие — что наполовину полный, то, и другое — правда, однако эти высказывания виража ют разное отношение к происходящему. Позитивное отношение к фактам и людям лучше, чем критическое. Каждому из нас приятнее, когда в конкретной ситуации (даже в наших ошибках) люди видят хоть что-то положительное. Пусть возникают сложности, но всегда можно найти что-то хорошее. Давайте попробуем увидеть положительные стороны в новой ситуации обучения.
В ходе упражнения дети стараются увидеть плюсы в негативных проявлениях школьной жизни.
Например:
• У нас появились новые учителя, у них новые требования, к ним трудно привыкать. — Зато интересно, узнаешь новых людей,
• Задают много домашних заданий. — Учишься быть более организованным.
3.4. Упражнение «Что поможет мне учиться»
– Сегодня мы все вместе попробуем ответить на вопрос «Что поможет мне учиться?»
Для голосования (большой палец, поднятый вверх – «согласен», опущенный вниз – «не согласен») предлагаются следующие утверждения:
– Я умею находить плюсы даже в трудной ситуации.
– Я точно знаю, что мне по силам.
– Я знаю, что я уже умею делать, а чему мне еще надо учиться.
– Я умею планировать свое время и быть организованным.
– Я знаю и стараюсь соблюдать школьные правила.
– Я представляю, где и у кого могу получить помощь.
– Я умею внимательно слушать в классе.
– Я знаю, что могу рассчитывать на помощь друга.
– Я умею заботиться о своем здоровье.
Обсуждение вопросов:
– Что из перечисленного вы считаете особенно важным.
– Расскажите о том, что еще помогает вам в учебе.
3.5. Упражнение «Правила поведения на уроке»
Развешиваются таблички с ответами «ДА» с веселой рожицей, «Нет» с грустной рожицей, «Иногда, не всегда» с недоумевающей рожицей на разные стены классной комнаты.
– Предлагаю вам ознакомиться с правилами, которые помогут эффективно усваивать школьные знания. Их всего три:
- «Будь подготовленным»,
- «Работай на уроке»,
- «Уважай окружающих».
– Что означают эти правила?
– Сейчас я буду зачитывать разные утверждения. Если вы согласитесь с услышанным утверждением, то должны будете подойти к табличке, на которой написан ответ "да" и нарисована веселая рожица, если не согласитесь, — подойдете к табличке с ответом "нет" (на ней изображена грустная рожица). Есть еще третий вариант ответа — "иногда, не всегда" (на табличке нарисована недоумевающая рожица), если он подходит вам больше всего, то встаньте около этой таблички.
После каждого утверждения необходимо оставить достаточно времени, чтобы ребята успели переместиться к нужной табличке, посмотреть, кто ответил на вопрос так же как они, а кто — по-другому.
Кроме того, необходимо спросить детей, почему они выбрали тот или иной ответ.
Зачитайте следующие утверждения:
1. Будь подготовленным:
– я сижу на своем месте, когда звенит звонок на урок;
– я приношу все необходимое к урока;
– я успеваю выполнить задание в классе;
– у меня нет проблем с выполнением домашней работы.
2. Работай на уроке:
– я внимательно слушаю учителя, отвечаю на вопросы на уроке;
– я работаю вместе с классом;
– я хорошо выполняю работу в классе.
3. Уважай окружающих:
– я не разговариваю на посторонние темы на уроке;
– я бережно обращаюсь со школьным имуществом: не рисую на парте, не качаюсь на стуле, обвернул учебники, не загибаю страницы учебника;
– я прислушиваюсь к мнению окружающих о себе;
– я не мешаю учиться другим: не дергаю соседку за косичку, не тычу карандашом в соседа, не перебиваю других, внимательно слушаю ответы одноклассников на уроке
4. Рефлексия
– Какие чувства вы испытывали на занятии?
– Что вам понравилось?
– Что удивило?
– Что обрадовало на занятии?
– Какие вопросы остались неразрешенными?
Ребята обмениваются своими впечатлениями.
5. Ритуал прощания
Все встают в круг, троекратно пожимают друг другу руки со словами: «Спасибо за приятное общение! До новых встреч!»
Литература
1. Е.Г. Коблик, Первый раз в пятый класс! М., Генезис, 2003
Приложение
Правила поведения на уроке
Будь подготовленным:
– я сижу на своем месте, когда звенит звонок на урок;
– я приношу все необходимое к уроку;
– я успеваю выполнить задание в классе;
– у меня нет проблем с выполнением домашней работы.
Работай на уроке:
– я внимательно слушаю учителя, отвечаю на вопросы на уроке;
– я работаю вместе с классом;
– я хорошо выполняю работу в классе.
Уважай окружающих:
– я не разговариваю на посторонние темы на уроке;
– я бережно обращаюсь со школьным имуществом: не рисую на парте, не качаюсь на стуле, обвернул учебники, не загибаю страницы учебника;
– я прислушиваюсь к мнению окружающих о себе;
– я не мешаю учиться другим: не дергаю соседку за косичку, не тычу карандашом в соседа, не перебиваю других, внимательно слушаю ответы одноклассников на уроке.