Цель: воспитание патриотических чувств детей через народные игры, историю и культуру народов Поволжья.
Задачи:
- расширять представления о культуре и традициях народов Поволжья;
- развивать связную речь детей, обогащать и активизировать словарный запас детей;
- формировать толерантность, чувство уважения к народам Поволжья и их традициям;
- воспитывать стремление к познанию культурных традиций через творческую, познавательно-исследовательскую деятельность;
- стимулировать детскую активность посредством национальных подвижных игр.
1 этап – предварительная работа:
Выбор темы, составление плана, схема проекта, выбор методической литературы.
2 этап – основная часть
3 этап – заключительная часть
Для осуществления проекта использовались следующие методические приемы:
– беседы;
– чтение художественной литературы;
– экскурсия; посещение краеведческого музея;
– самостоятельная творческая деятельность детей (лепка, рисование, аппликация);
– драматизация, танцы, песни;
– подвижные народные игры, игры-забавы.
Участники проекта: дети старших и подготовительных групп, родители, воспитатели, музыкальные руководители, психолог, воспитатели по обучению родному языку, воспитатель по изодеятельности, инструктор по физкультуре и спорту.
Оборудование: книги, проектор, магнитофон, методическая литература, национальные блюда народов Поволжья, куклы в национальных костюмах, выставка детских работ, иллюстрации по сказкам народов Поволжья.
№ | Содержание деятельности |
Совместная деятельность воспитателей и детей |
Индивидуальная деятельность детей |
Совместная деятельность родителей и детей |
1 этап – предварительная работа |
||||
1. |
Подбор методической литературы. |
Создание выставки методических пособий о культуре народов Поволжья |
Знакомство с культурой народов Поволжья. |
Формирование картотеки с материалами о народах Поволжья (книги, фото, музыка) |
2. |
Консультации для родителей. |
Знакомство детей с проектом «Мозаика Поволжья». |
Просмотр видеоматериалов о народах Поволжья, знакомство с играми. |
Проведение практического семинара «Мозаика Поволжья». |
3. |
Консультации для воспитателей. |
Сбор материала по выбранной республике. Чтение детям сказок и рассматривание иллюстраций. |
Рисование «Любимая сказка народов Поволжья» |
Проведение бесед, чтение сказок о традициях, обычаях и праздниках народов Поволжья. |
2 этап – основная часть |
||||
1. |
Выпуск газеты «Осеннее поздравление народов Поволжья» |
Разучивание стихов, песен, потешек об осени. |
Рисование и аппликация «Золотая осень в Поволжье». |
Обустройство национального уголка в группе. |
2 |
Путешествие по сказкам народов Поволжья. |
Разучивание загадок, постановка театрализованного спектакля. |
Пение песен, отгадывание загадок, проведение подвижных народных игр. |
Изготовление костюмов героям, разучивание текста спектакля. |
3. |
Музыкально-спортивное развлечение «Мозаика Поволжья» с участием детей и родителей. |
Подготовка музыкальных номеров для мам. |
Лепка «Подарок для мамочки» |
Презентация национальных блюд. |
4. |
Выпуск стенгазеты «Новогоднее поздравление Деда Мороза народов Поволжья». |
Развивающий диалог: «Празднование Нового года в культуре разных национальностей». |
Написание письма Деду Морозу. |
Составление загадок про Деда Мороза. |
5. |
Праздник «Мы живем одной семьей». |
Разучивание игр и песен разных народов. |
Аппликация «Укрась узором» |
Слайд-шоу «Национальные костюмы народов Поволжья». |
6. |
Творческие работы. |
Экскурсия в краеведческий музей города. |
Инсценировка сказок, организация выставки народного творчества, проведение развивающих игр, слушание музыки, отгадывание загадок. |
Подбор музыкальных композиций. Создание дидактической игры «Народы Поволжья» |
3этап – заключительная часть |
||||
1. |
Презентация проекта на педагогическом совете. |
Проведение праздника «Мозаика Поволжья». |
Вручение дипломов. |
Вручение благодарственных писем активным родителям. |
Ожидаемые результаты:
Этот проект дает возможность воспитывать, изучать и сохранять культуру народов Поволжья их традиции, обычаи. Проект «Мозаика Поволжья» помогает педагогу воспитывать в детях ценности национальной культуры и знакомить с культурой народов Поволжья. Воспитывать детей в традициях своего народа, знакомить с культурой соседних народов. Воспитывать толерантную личность.
Использованная литература:
- З.М. Зарипова. Национально-региональный компонент в учебно-воспитательном процессе.
- Р.К. Шаехова. Региональная программа дошкольного образования.
- К.В. Закирова. Хрестоматия для воспитателей и родителей «На поляне детства».
Мы живём одной семьёй
Цель: знакомить детей с культурой и бытом народов Поволжья, систематизировать знания об устном народном творчестве.
Задачи:
- вызвать интерес к национальным костюмам, к играм и танцам каждого народа, и разговорный речь народов Поволжья.
- расширять знания о соседних республиках, помочь детям осознать важность дружбы между народами;
- воспитывать в детях интернациональные чувства к народам живущих в нашем городе, республике Татарстан.
Оформление зала: на центральной стене плакат «Дружат дети всей земли»; куклы в национальных костюмах, выставка папок и альбомов каждой республики; предметы быта; национальные блюда.
Зал украшен шарами, дети в национальных костюмах.
Подготовка к развлечению: обсуждение предстоящего мероприятия на совещании при заведующей; распределение между группами; накопление материала по каждой республике отдельно по группам; иллюстративный материал, художественная литература; разучивание народных танцев и песен совместно с музыкальными руководителями; разучивание стихов и частушек на языке данного народа, разучивание подвижных игр, беседа с детьми, знакомство с бытом и культурой данного народа.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Звучит песня «Дружба». Дети друг за другом заходят в зал и встают на свои места.
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в занимательное путешествие по нашей Родине, а именно по Поволжью. Познакомимся с культурой разных национальностей, с их песнями, стихами, танцами, играми.
Одной крепкой семьей живут люди разных национальностей в нашей республике, а также в нашем городе Елабуге. Проживая долгие годы плечом к плечу, народы оказывают большое влияние на жизнь друг друга, обогащают свой язык и быт, культуру и обычаи.
1 ребенок:
Российский край, моя земля
Родимые просторы!
У нас и реки и моря,
Поля, леса и горы
И север есть у нас и юг
Сады цветут на юге.
На севере снега вокруг –
Там холода и вьюги.
2 ребенок:
Туган ягым Идел буе,
Анда яши төрле милләтләр
Татар, рус, чуваш, мари
Башкорт, мордва, удмурд кебекләр.
Һәр халыкның бар үз теле,
Әкиятләре, бәет, догалары.
Табышмаклар, мәкаль, әйтем
Үз җырлары һәм моңнары.
Татарский танец “Апипа”.
3 ребенок:
Родной язык – святой язык, отца и матери язык,
Как ты прекрасен! Целый мир в твоем богатстве я постиг!
Качая колыбель, тебя мне в песне открывала мать.
И сказки бабушки потом я научился понимать.
Родной язык, родной язык, с тобою смело шел я вдаль,
Ты радость возвышал мою, ты просветлял мою печаль.
Песня” Родной язык”
Под музыку курая заходят дети в башкирских национальных костюмах.
1 ребенок:
Спросите нас:
– Откуда вы?
– Мы с красивого города Уфы.
Мы хлеб растим, пасем стада,
Качаем нефть, грузим суда.
2 ребенок: Һаумыһыгыз, дустар!
3 ребенок: Мы приехали из Башкирии. Столица нашей республике – город Уфа. В нашей республике развито земледелье, животноводство, пчеловодство.
4 ребенок: Принесли мы на праздник башкирский мед, примите, пожалуйста!
1 ребенок:
Спросите нас:
– Откуда вы?
– Мы родом из Уфы.
Где пел Сайдаш, писал Такташ
О милом Башкортостане.
Башкирский танец «Охотник»
Ведущий: Наш праздник развивается. Гости прибывают и прибывают. (Под мордовскую музыку заходят дети в мордовском национальном костюме). Приветствуем гостей из Мордовии.
Дети: Здорожиямат! (на мордовском языке)
5 ребенок: Я приехала из далекой Мордовии, а столица нашей республики город Саранск. Наш народ очень любит играть в подвижные игры и в подарок я привезла вам игру!
Ай-да-да, ай-да-да!
Все, пожалуйста, сюда.
И Тишки, и Мишки
И Кольки и Гришки
Вся веселая детвора.
Игра «Коршун и Журавль».
(Дети выходят в круг, выбираются коршун и журавли,коршун ловит журавлят, они улетают, садятся на стулья).
Воспитатель: Спасибо за интересную игру. Мы не можем представить наш праздник без гостей из Чувашии. А вот и они! Добро пожаловать! (Под музыку заходят дети в чувашских костюмах).
Дети: Лайах! (на чувашском языке)
6 ребенок: Мы приехали к вам из Чувашии. Столица нашей республики город Чебоксары. Мы хотим подарить вам наш танец.
Национальный танец Чувашии «Расходитесь»
Ведущий: Спасибо за красивый подарок, займите, пожалуйста, свои места. А вот Удмуртия находится по северной стороне нашей республики, несмотря на суровую погоду – народ Удмуртии очень веселый. Мы приветствуем гостей из Удмуртии (заходят дети в удмуртских костюмах).
Дети: Чырткемесь! (на удмуртском языке)
7 ребенок: Мы приехали к вам из Удмуртии. Столица нашей республики город Ижевск. Наш народ очень любит веселье, праздники и песни. Мы принесли вам в подарок песню удмуртского композитора.
Песня «Эх, сезматуркызлар»
Ведущий: Спасибо, ребята, за музыкальный ваш подарок. Сегодня украсить наш праздник приехали гости из республики Мари Эл (заходят дети в национальных костюмах).
Дети: Пешсайюлташлак! (на марийском языке)
9 ребенок: Мы приехали к вам из красивой республики Мари Эл. Столица нашей республики – город Йошкар-Ола. От нашего народа мы подарим вам национальный танец.
Танец «Катание мяча»
Ведущий: Спасибо друзья, займите свои места. Приветствуем гостей русской национальности (заходят дети в русских национальных костюмах).
Дети: Здравствуйте!
10 ребенок: Столица России – город Москва. Мы привезли вам в подарок веселые русские частушки!
Песня «Русские частушки»
Ведущий: Спасибо! Займите свои почетные места.
Собрались мы вместе в этом зале
Как весело, как звонко стало вдруг
Мелодии разных напевов звучали
Соедини всех в единый круг.
Все гости в национальных костюмах выходят на середину зала.
Песня «Шире круг»
Ведущий: Ребята, сегодня мы увидели, как поют и танцуют дети разных национальностей. Как и мы, они любят играть, рисовать, танцевать, веселиться! Они говорят на разных языках, но все дети любят свой дом, свою семью, Родину, хотят жить весело, радостно и мирно.
1 ребенок:
Дети – особый народ на планете,
Он всех дружнее и веселей.
Как хорошо, что повсюду на свете
Есть у меня миллионы друзей!