Тема “Основы молекулярно-кинетической теории строения вещества” занимает в преподавании физики 10 класса особое место. С одной стороны, некоторые ее аспекты уже изучались в 7-8 классах. Но с другой стороны, как единая теория она предстает впервые. Изучение этой темы начинается в декабре после того, как 3,5 месяца школьники были погружены в механику на новом (отличном от 9 класса) уровне.
Поэтому первые уроки по теме “Основы МКТ” должны нацелить учащихся 10 класса на серьезную работу, а с другой стороны, в конце полугодия, перед выставлениями оценок не напрягать, чтобы школьники не перетрудились.
Поэтому мой урок и презентация к нему преследуют именно такую цель: дать возможность учащимся вспомнить факты, которые они уже знают, и добавить сведения, до сих пор неизвестные.
В этой теме нельзя обойтись без истории, так как возраст вопроса “Что из чего состоит?” исчисляется тысячелетиями. Каждый учитель вправе выбрать значимых для него ученых. На мой взгляд, нужно остановиться на Демокрите, Пьере Гассенди, Амедео Авогадро, М.В.Ломоносове и Людвиге Больцмане. Сначала я спрашиваю школьников, что они знают о вкладе этого ученого в науку. В случае их молчания рассказываю сама.
Далее формулируются основные положения МКТ, и учащиеся вспоминают опытное обоснование этих положений и сами объясняют то, что они видят на экране. Роль учителя в этом случае сводится к контролю ответов учащихся и коррекции ошибок, если они допускаются.
При рассказе о первом положении МКТ учитель должен ввести физические величины, без знания которых невозможно изучать молекулярную физику. Многие из них известны из курса химии. Некоторые требуют введения определения, например, понятие концентрации редко встречалось школьникам.
При объяснении второго положения необходимо обратить внимание учащихся, почему оба явления: и диффузия, и броуновское движение одинаково важны в качестве опытного доказательства. Диффузия происходит во всех трех агрегатных состояниях вещества, при наблюдении броуновского движения возможно провести измерения, позволяющие оценить скорость молекул.
Третье положение МКТ требует большего внимания учителя, т.к. причина возникновения молекулярных сил притяжения и отталкивания разъясняется впервые. Поэтому в данном вопросе учитель выходит на первый план и объясняет, что эти силы имеют электромагнитную природу, связанную с наличием заряженных частиц внутри каждого атома.
Таким образом, учащиеся становятся соавторами объяснения нового материала. Урок не перегружен новыми теориями. Учащиеся получают представление о том, что их ждет в ближайшее время на уроках физики.
Эта презентация универсальна. Ею можно пользоваться и в 10 классе, для кого она и была приготовлена, но отдельные слайды будут понятны и семиклассникам, и даже шестиклассникам при ведении пропедевтического курса естественных наук.