Внедрение в преподавание физики ФГОС подразумевает привлечение школьников к активной деятельности для получения знаний. Но физика – наука, соединяющая в себе знания об окружающем мире, доступные и понятные, с большим количеством искусственно введенных величин, придуманных человеком для более удобного описания природы. Самостоятельно разобраться в отведенных временных рамках, что такое удельная теплоемкость или магнитная индукция, школьник не может. Поэтому роль учителя в массовой школе, преподающего физику на базовом уровне для всех детей без отбора, остается указующей, а не только направляющей.
Внедрение системно-деятельностного подхода в преподавании физики должно сопровождаться более разнообразными заданиями для самостоятельной работы, но с обязательной оценкой знаний, а также с последующей коррекцией. Демократия в школьной практике нередко превращается в попустительство, поэтому не нужно ею увлекаться.
У каждого учителя есть любимые и нелюбимые разделы программы. Мне очень нравится тема «Тепловые явления» в курсе 8 класса. Поэтому изменения в системе самостоятельных и проверочных работ я начала именно с нее.
Под самостоятельной работой я подразумеваю работу над заданиями учителя с учебником и тетрадью по уже изученной теме. Объяснение должно пройти накануне большим блоком, если это необходимо, с примерами решения типовых задач. Количество детей в обычных классах превышает 25 человек, поэтому решать задачи с одним учеником у доски в то время, как остальные (не очень мотивированные дети) сидят слушателями, я считаю нецелесообразным. А когда школьник остается один на один с задачей или вопросом, он становится более внимательным, а обещанная оценка его работы повлияет на его мотивацию. Допущенные ошибки после проверки учитель обязательно скорректирует. Но это будет уже индивидуальная работа, так как после анализа результатов будут видны конкретные пробелы у каждого ученика.
Контрольная и проверочная работа подразумевает отсутствие справочного материала на уроке и объективно демонстрирует усвоение материала.
Все работы содержат задания, в которых ставится проблема объяснить явления окружающего мира, много заданий по графикам, т.к. дети боятся читать графики, в которых показана зависимость реальных физических величин друг от друга, а также в работах содержатся вопросы на понимание определений и физического смысла различных удельных величин.
Самостоятельные и проверочные работы по теме "Тепловые явления"