Презентация (слайд 1; Приложение 1).
Цель:
- Систематизировать знания о звуковой системе русского языка.
- Закрепить навык характеристики звуков.
- Повторить основные фонетические процессы, происходящие в слове.
- Воспитывать позитивное отношение к урокам русского языка.
Оборудование:
- медиапроектор,
- набор раздаточного материала
ХОД УРОКА
– Здравствуйте! Мы завершили изучение темы «Фонетика». Что обычно мы делаем после изучения темы? (проверяем, как усвоили материал).
Предлагаю вам отправиться в путешествие.
Что такое путешествие? Дайте толкование этого слова (слайд 2).
Запишите значение слова в словарики.
Хотите полететь на планету «Фонетика»?
Я вас разбила на два экипажа (прием «Собери картинку»).
Из перемешанных слов определите девиз, под которым вы будете путешествовать (Через тернии – к звездам).
Наша задача – беспрепятственно посетить космическое пространство, выполнить предложенные задания и благополучно вернуться домой.
За правильные ответы экипажи будут получать жетоны-звездочки, которые в конце урока вы обменяете на оценки.
Оцените свои знания по теме звездочками (на доске прикреплен космический корабль, на него дети крепят оранжевые звездочки, если хорошо разбираются в изученной теме; зеленые – знаний недостаточно).
Давайте познакомимся с маршрутом нашего путешествия (слайд 3).
Выбор капитанов
Чтобы стать капитаном, надо получить больше жетонов-звездочек.
– Что изучает фонетика?
– Сколько гласных звуков?
– Какие гласные могут обозначать два звука?
– Назовите только звонкие согласные?
– Какой гласный стоит в слабой позиции?
– Способы обозначения мягкости согласного?
– Какие буквы не дают звука?
– Назовите только твердые согласные.
Игра «К полету приготовиться»
Полетели! (слайд 4)
Остановка «Звуки и буквы» (слайд 5)
Остановка «Фонетический разбор» (слайд 6)
Остановка «Куча мала» (слайд 7)
Буквы – значки, как бойцы на парад,
В четком равненье построились в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называется все – алфавит.
Остановка «Зарядкино» (слайд 8)
Физминутка:
Потрудились – отдохнём!
Встанем – глубоко вздохнём,
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
Остановка «Фонетические задачи» (слайды 9-10)
Остановка «Капитаны, вперед» (слайд 11)
Ошибка в ударении
Граничит с преступлением!
Пускай запомнит стар и млад:
Ни молодым, ни старым
Нельзя одним ударом
Не то, что нужно, ставить под удар.
Остановка «Аномальная зона» (слайд 12-13)
Остановка «Кто быстрее» (слайд 14)
– Вы прекрасные ученики и верные друзья. Но любое путешествие, а тем более космическое, не может состояться без преград злых сил.
Вот и остановка «Злых ошибок». Здесь вас поджидают самые ужасные ошибки, с которыми предстоит сразиться.
Перед вами текст (Приложение 2) с орфографическими ошибками. Ваша задача – исправить сообща ошибки, допущенные в тексте.
Проверка (слайд 15)
Вот и подошло к концу наше путешествие (слайд 16). Мы благополучно совершили посадку.
Рефлексия (слайд 17).
Ребята, прикрепите на космический корабль оранжевые звездочки, если хорошо разбираетесь в изученной теме; зеленые – знаний недостаточно). Надеюсь, что после сегодняшнего урока оранжевых звездочек будет на корабле больше.
Домашнее задание (слайд 18).
Подведение итогов
Посчитайте свои звездочки в экипажах. Переведем их в оценки!