Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока: научить читать и анализировать, видеть поступки героев рассказа.
Задачи:
- Образовательные: познакомить через осмысление содержания рассказа понятиями «доброта», «школа жизни».
- Развивающие: развивать мышление, речь, развивать навыки общения (умение договариваться, аргументировать свою точку зрения), ставить себя на место героя рассказа.
- Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к окружающим людям и природе.
1. Организационный момент
2. Мотивация
– Как вы понимаете выражение «школа жизни»?
– Как человека учит жизнь?
– Сама жизнь или люди, которые живут рядом с нами? Кто эти люди? Всегда ли это взрослые? Поможет нам это выяснить до конца произведение Ю.М. Нагибина «Зимний дуб».
3. Актуализация опорных знаний (начало работы с текстом до чтения)
– Кто автор произведения?
– Юрий Маркович Нагибин.
– Что мы знаем о писателе?
– Ю.М. Нагибин родился и вырос в Москве. Во многих рассказах он изображает детство городского мальчишки. Писатель много знал и о деревенской жизни, потому что на лето няня увозила его в свою родную деревню.
4. Изучение нового материала
а) Работа с текстом до чтения.
Работа с иллюстрациями произведения (рассматривание иллюстрации, выявление главных героев возможного сюжета).
– Кто главный герой рассказа?
б) Работа с текстом во время чтения (чтение с пометками)
– Давайте начнем читать текст, обращая внимание на непонятные вам слова.
Чтение текста на странице 42-56.
Словарная работа (по необходимости обратиться к словарю)
Ботики – обувь, которую, надевают поверх другой обуви в сырую или холодную погоду.
Наст – твердая кора на снегу, образующаяся после оттепели.
Картуз – головной убор с козырьком, неформенная фуражка.
Башлык – теплый головной убор, надеваемый чаще поверх шапки – капюшона с длинными концами.
в) Работа с текстом после чтения
– Сколько в рассказе героев?
– Мальчик Коля и «Зимний дуб».
– Кого можно считать главным героем рассказа?
– Заглавным героем рассказа автор сделал дерево – «Зимний дуб».
– Почему?
– Чтобы мы поняли главное в этом образе: дуб спасает от холода маленьких, беспомощных насекомых и зверушек. Он – как добрый человек, который защищает слабых и беспомощных. Поэтому и восхищаются им и Коля, учительница. Значит, и они добрые люди.
5. Закрепление изученного материала (продолжение работы с текстом после чтения)
– Что можете сказать об учительнице?
– Анна Васильевна хоть и молодая, но её уважают, прислушиваются к ней, но и она продолжает учиться у жизни и даже у своих учеников.
– С какими мыслями она вернулась?
– Она была восхищена «Зимним дубом», но поняла, что самым удивительным в этом лесу был маленький человек, чудесный и загадочный гражданин будущего.
6. Рефлексия
– Над чем вы задумались, прочитав рассказ?
– Всегда ли взрослые учат детей «урокам жизни»?
– Кто в этом рассказе оказался учителем?
7. Подведение итогов урока
– Почему рассказ называется «Зимний дуб»?
8. Домашнее задание: перечитайте рассказ, ответьте на вопросы учебника.