Формирование гражданской идентичности младших школьников в ОВЗ посредством исследовательской деятельности

Разделы: Коррекционная педагогика


Формирование гражданской идентичности у младших школьников с ОВЗ – длительный процесс. Для достижения планируемого результата актуально применение методов и форм деятельностного подхода в обучении. Главное в деятельностном подходе – это деятельность самих учащихся. Одним из эффективных способов является проектная деятельность. Использование данной технологии позволяет создать условия такой деятельности, в ходе которой у обучающихся постепенно, ненавязчиво, в соответствии с общим уровнем развития детей, в ходе исследовательской работы, формируются такие качества гражданской индентичности как: любовь к малой родине, патриотизм, умение быть терпимым к любым проявлениям мнений собеседников, уважение к истории и традициям нашей Родины, способности к самореализации и позитивной социализации.

В своей педагогической деятельности активно использую практико-ориентированные проекты, тематика которых нацелена на формирование гражданской идентичности: «Родословная моей семьи», «Моя малая родина», «Моя улица – малая родина», «Наш город в годы Великой Отечественной войны», «Красная Книга родного края», «Наши знаменитые земляки», «Правнуки Победы» и другие. На проблемно-деятельностном этапе реализации проектов основным стало обогащение представлений у обучающихся краеведческого, этнокультурного наследия родного края. Для этого использовались методы и приёмы: чтение произведений уральских и местных авторов (Н.Паэгле, В.Белоножко, А.Александров, А.Бурнин, В.Лежнин, М.Бессонов, А.Зюзева и другие), знакомство с историко – краеведческим приложением городской газеты «Карпинский рабочий» Богословский родник, посещение городского краеведческого музея, экскурсии по достопримечательностям города, составление описательных рассказов по историческим фотографиям города, интервьюирование родственников об их отношении к тематике проектов, поиск необходимой информации в сети Интернет, библиотечной городской сети, оформление фотовыставки и творческих работ обучающихся (рисунки и панно из прикладного материала), создание интерактивной викторины «Мой город» в блоге класса.

В рамках реализации проектов открываются возможности в организации совместной познавательно-исследовательской деятельности обучающихся и родителей, что способствует укреплению родственных и семейных связей, установлению доверительных отношений между членами семьи. Родители не меньше детей переживают при защите готовых проектов, радуются успехам. Результаты совместной с родителями проектной деятельности значительны: в апреле 2015 года проект учащегося Серёгина Михаила «Спасибо прадеду за Победу!» признан победителем I регионального интерактивного конкурса проектно – исследовательских работ обучающихся с ОВЗ «Страна открытий», проводимого при поддержке кафедры образования детей с ОВЗ ГАОУ ДПО Свердловской области «ИРО». Семья обучающегося под руководством педагога провели большую исследовательскую работу о прадедушке Подгорбунских Максиме Кирилловиче, который в 2015 году отмечал бы двойной юбилей: 70 лет Победы и своё столетие. Представляю проект обучающегося.

Аннотация к проекту «Спасибо прадеду за Победу!».

Тему проекта я выбрал не случайно. Давно интересовался историей нашей семьи. Ещё в первом классе принимал участие в общеклассном конкурсе проектов «Наши земляки». Тогда я просто изложил информацию об отце своей мамы – Подгорбунском Михаиле Федотовиче. В этом проекте я планировал более детально изучать всю доступную мне информацию, понять и почувствовать мысли, поступки и надежды поколения советского народа, сумевшего победить фашизм.

В последнее время всё чаще я слышал по телевизору, что победил в Великой Отечественной войне не наш народ, наши победы – ненастоящие, много говорят неправды про наших прадедов – участников войны. А я верю, что именно мой прадед воевал честно, не прятался за спины других солдат, он – настоящий герой!
Гипотеза: наши деды и прадеды отстояли мир, мы должны сохранить его! Только народ, который знает и помнит свою историю, традиции, героев достоин свободы и независимости.

Цель исследовательской работы: на примере биографии моего прадеда Подгорбунских Максима Кирилловича, участника войны с 1939 по 1942 год, показать стойкость, героизм нашего народа – защитника Отечества.

Задачиисследования:

1. Изучить документальные источники об истории моей семьи.
2. Привлечь внимание моих одноклассников к изучению истории нашей Родины.
3. Сохранить память о солдате Максиме Кирилловиче Подгорбунских.

Объект исследования: Биография моего прадеда М.К. Подгорбунских, командира 7 отдельного отделения связи

Методы исследования: изучение семейных фотографий, документальных источников из архива моей семьи, воспоминаний моей мама Серёгиной Марины Александровны, Интернет – ресурсов, источников городского музея и СМИ «Карпинский рабочий».

Мой прадед Подгорбунских Максим Кириллович родился 1 июля 1915 года, в Звериноголовском районе Курганской области. В семье было пять детей, мой прадед был самым старшим в семье. Призвался в Красную армию в сентябре 1937 года, вначале был курсантом 7 отдельного эскадрона связи, участвовал в финской войне с ноября 1939 года по март 1940 года, был командиром отделения 7 отдельного эскадрона связи, отвечал за налаживание связи в полку.
Затем отслужил в армии, вернулся домой, женился на Валентине Александровне.
Когда началась Великая Отечественная война, прадед был призван Серовским военным комиссариатом 23 июля 1941 года (спустя месяц после начала войны). Служил командиром отделения в 1848 стрелковом полку по август 1942 года. 4 августа 1942 года в бою был тяжело ранен в ноги осколками гранаты, контужен, лечение проходил в госпитале, после этого по ранению демобилизован из Красной армии.
Работал после войны лесорубом в леспромхозе, на Веселовском разрезе грузчиком погрузки, рабочим по очистке русла реки Каква, после выхода на пенсию трудился по возможности здоровья.
Сведения очень скудные, родственников осталось мало, информацию узнавал из документов прадеда: военный билет, трудовая книжка, удостоверения к наградам.
Прадед награждён всеми юбилейными медалями в честь Великой Отечественной войны, с 1946 года по 1988 год. Меня заинтересовали три награды: медаль «За отвагу», «Медаль Жукова», орден «Отечественной войны II степени».
Я узнал на сайте «ВикипедиЯ Свободная Энциклопедия», что медаль «За отвагу» – очень ценная награда для солдат. Медаль “За отвагу” учреждена для награждения за личное мужество и отвагу, проявленные при защите социалистического Отечества и исполнении воинского долга, в условиях, сопряженных с риском для жизни. Медаль “За отвагу” является высшей советской медалью для солдат и младших офицеров, очень ценилась среди солдат. Моему прадеду медаль была вручена в 1948 году (спустя 6 лет!), за участие в тяжёлом бою, где был ранен и контужен. Разве мой прадед не настоящий герой войны? Он скромный человек, никогда не хвастал своими наградами, не требовал льгот и подарков. По воспоминаниям моей мамы, у него сильно болела нога, особенно перед дождём или снегом, при большой нагрузке он начинал прихрамывать, но никогда не жаловался на боль.
Во время посещения городского краеведческого музея я познакомился с творчеством младшего брата моего прадеда – Подгорбунских Федота Кирилловича. Он прошёл всю войну, от начала до конца, участвовал в тяжёлых боях под Сталинградом, очень любил выступать в музее со своими стихами. Сотрудники музея разрешили мне подержать в руках самодельную тетрадь со стихами Федота Кирилловича, которую он передал в дар города и прочитать его произведения. Удивил чёткий, красивый почерк, простые и очень мужественные стихи, особенно понравилась переделанная песня «Катюша». Ребята из нашего класса тоже прочитали стихи, посмотрели фотографии и награды. Мы с ребятами решили принять участие в акции городского музея «Подарок ветерану», сделать поздравительные открытки нашим ветеранам, выучить стихи и песни военной поры, пригласить на встречу вдову Людмилу Семёновну Подгорбунских. Если она не сможет встретиться по состоянию здоровья, мы с мамой сходим к ней домой в гости, поговорим о наших прадедах.
Я очень горжусь своим прадедом, его смелостью, храбростью. Он не прятался за спины своих солдат отделения, в котором он был командиром. Он первым шёл в бой, своим примером поднимал солдат в атаку, поэтому он был тяжело ранен. Не верю тем людям, которые говорят плохо о ветеранах войны, не помогают им и не помнят их тяжёлой жизни.
Когда я вырасту, тоже буду служить в нашей армии, буду достойным, как мой прадед Максим Кириллович: стойким, не бояться жизненных трудностей, честным и скромным!
На базе проекта была создана электронная презентация (http://contest.nsk-2.ru/01-contest/individual/006.html).

Твёрдо убеждена, что такие слова обучащегося об отваге и героизме своего прадеда – не пустой звук. Учащиеся класса проявляют уважение к пожилым людям, гордятся ветеранами Великой Отечественной войны, знаменитыми земляками, нашим маленьким городом, родным краем Урал, неплохо информированы о природе родного края, принимают активное участие в акциях, нацеленных на проявление гражданской позиции и самосознании: «Поздравь ветерана, живущего рядом», «Помоги одинокому соседу», «Мы – за мир в нашей стране» и другие. Благодаря использованию проектной деятельности в своей педагогической практике решаются многие задачи по формированию гражданской идентичности, что способствует развитию личности обучающихся с ОВЗ, «…активизации ресурсов для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей» (из Проекта ФГОС НОО для детей с ЗПР).

Список литературы.

1. Специальный Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования детей с задержкой психического развития: проект. М: Просвещение, 2015
2. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2012
3. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. Пособие для учителей. М: Просвещение, 2014, 142 с.
4. Проектирование в начальной школе: от замысла к реализации: программа, занятия, проекты. М.Ю.Шатилова, Волгоград: Учитель, 2014, 169 с.