Урок математики "Письменные приемы умножения многозначных чисел на однозначные". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель:

  • рассмотреть письменные приёмы умножения многозначных чисел на однозначные;
  • совершенствовать вычислительные навыки;
  • развивать умения работать в группах, парах и самостоятельно;
  • совершенствовать умения рассуждать, делать выводы.

Планируемые результаты:

  • Метапредметные:
    • овладение учениками способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной  деятельности;
    • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
    • развитие умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
  • Предметные:
    • ориентироваться в разнообразии способов решения задач;
    • использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
  • Личностные:
    • развитие у обучающихся навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми;
    • развитие у младших школьников мотивов учебной деятельности.

Оборудование:

  • презентация Smart;
  • рабочая тетрадь;
  • компьютер учителя;
  • мультимедийный проектор;
  • интерактивная доска;
  • раздаточные материал;  
  • учебник М.И.Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, С.И.Волкова, С.В.Степанова. Математика. 4-й класс, часть 1. М. «Просвещение» 2013.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Организация пространства: групповая (в парах), фронтальная, индивидуальная.

При подготовке материала к уроку были использованы следующие возможности ПО SmartNotebook10:

  • работа с объектом: выделение, закрепление, группировка, порядок, прозрачность
  • организация навигации
  • создание темы
  • анимация объекта
  • слои и фоны.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Этап самоопределения. Мотивация учебной деятельности учащихся

Приветствие. Слайд 1.
«Здравствуйте», – ты скажешь человеку.
«Здравствуй», – улыбнётся он в ответ.
И, наверно, не пойдёт в аптеку
И здоровым будет целый век.
Вот и мы пожелаем друг другу здоровья.
– Какое у вас сегодня настроение?
– Я рада видеть каждого из вас,
И пусть прохлада в окна дышит,
Нам будет здесь уютно, ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.

– Повторение правил при письме, образцы цифр. (Слайд 2.)

 

 

 

 

 

Своё настроение учащиеся показывают знаком.Ученики делают выводы (самостоятельно) по плакату.

2. Актуализация опорных знаний

Карточка 1. Блиц-турнир. (Слайд 3)
1. В магазин привезли 5 ящиков яблок по 15 кг в каждой. Сколько всего кг яблок привезли в магазин?
2. В саду работали 18 девочек, а мальчиков в 3 раза больше. Сколько мальчиков работало в саду?
3. 1/5 отремонтированной дороги равна 1500 м. Чему равна длина дороги?
4. У Оли 24 марки, это в 4 раза меньше, чем у Кати. Сколько  марок у Кати?
5. Один кг винограда  стоит 160 рублей. Сколько стоит 6 кг винограда?

Взаимопроверка. (Слайд 4)

– По какому признаку объединены  данные задачи?

Дети решают задачи самостоятельно в течение 1 минуты.

 

 

 

 

Ученик выходит к доске, выбирают правильный ответ, доказывает свой выбор.

Задачи решаются умножением.

3. Постановка учебной проблемы, формулирование темы урока

 

 

 

– На какие две группы можно разделить данные числа? (Слайд 5)
(2.407; 9; 6.548; 6; 20.045; 3; 8.007; 4)
– На основе проделанной работы сформулируйте тему и цели урока. (Слайд 7)

– Какие тайны умножения вам известны? Обсудите в группе.

 

 

 

 

 

 

Анализируют,  выполняют  задание. Выходят к доске, расставляют числа (Слайд 6)

Умножение многозначных чисел на однозначные.
Дети   высказывают свои мнения.
У каждого стола своё задание.
1 стол – сочетательный закон умножения.
2 стол– распределительный закон.
3 стол – переместительный закон умножения.
4 стол – умножение на 1 и 0.
5 стол – алгоритм умножения круглых чисел вида 300 . 2,
60 · 5.
6 стол – алгоритм умножения   вида 354 . 2, компоненты  и результат действия.
Дети выполняют задания 

4. Первичное закрепление темы урока

– Обратите внимание на слайд. Какой пример нами не рассматривался сегодня на уроке? (Слайд 8)
– Вычислите, составьте алгоритм вычисления.
– Работа по учебнику: стр. 77 № 333 (Слайд 10)
Выбрать числовые выражения по теме урока и найти их значения самостоятельно.
Проверка выполнения  заданий. (Слайд 11)

Умножение четырёхзначного числа на однозначное.
Один ученик работает у доски. (Слайд 9)

 

5. Физкультминутка

Зарядка для глаз

 

6. Вторичное закрепление

Математика–наука точная. Она требует, чтобы мы точно выполняли её законы.  Зная это,  решим задачи.
Решение задач. (Слайд 12)
1. Периметр квадрата 64 см. Из двух таких квадратов сложили прямоугольник. Найди длину, ширину, периметр и площадь прямоугольника.
2. Для оформления зала купили 284 шарика по 8 рублей за каждый, это в 4 раза меньше, чем цветы. Сколько денег израсходовали на цветы?
Соотнесите решение задач с темой урока и сделайте выводы. Подумай, запиши, обсуди.

 

Решают у доски.

 

 

 

Делают выводы.

7. Самостоятельная работа. Проверка усвоения темы урока и закрепление ранее изученного материала

Выполнить задания карточки №2 (по вариантам), проговаривая алгоритм вычислений. (Слайд 13)
1 вариант. Составь и реши уравнение.
Делимое неизвестно, делитель 4. Частное выражено суммой чисел 362 и 1920.
Составь числовые выражения и выполни вычисления столбиком.
– 23сот.8ед. умножить на число,  которое следует за числом 8.
– наибольшее четырёхзначное число умножить на 3.
2 вариант.
Составь и реши уравнение.
Делимое неизвестно, делитель 5. Частное выражено разностью чисел 1625 и 280.
Составь числовые выражения и выполни вычисления столбиком.
– 42 т. 24 ед. умножить на число,  которое предшествует  числу  8.
– наибольшее четырёхзначное число умножить на 3.        
3 вариант.
Составь и реши уравнение.
Делимое неизвестно, делитель 7. Частное выражено суммой чисел 927 и 450.
Составь числовые выражения и выполни вычисления столбиком.
– 23сот.8ед. умножить на число,  которое следует за числом 9.
–наибольшее пятизначное число умножить на 2.        
4 вариант.
Составь и реши уравнение.
Делимое неизвестно, делитель 6. Частное выражено суммой чисел 893 и 274.
Составь числовые выражения и выполни вычисления столбиком.
– 205сот.8ед. умножить на число,  которое следует за числом 5.
–наибольшее четырёхзначное число умножить на 4.

Самопроверка работы по шаблону.

 Дети выполняют задания самостоятельно.

8. Итог  урока. Рефлексия

–  Какая тайна умножения была открыта нами на уроке?
– Достигнута ли цель урока?
– Можно ли сказать, что  вы стали  чуть мудрее? (Слайд 14)

Ответы детей.
Определение достижения цели урока.
Оценивают свою работу на уроке.

9. Домашнее задание

 Составить 6 числовых выражений  и составную задачу по теме урока. (Слайд 15)
Спасибо за урок. (Слайд 16)

Записывают задание.