Задачи:
- Образовательные: уточнять и расширять знания детей о приметах осени; упражнять в порядковом счете до трех.
- Развивающие: активизировать речевую деятельность детей; развивать познавательный интерес.
- Воспитательные: формировать положительную установку на участие в играх.
Материалы и оборудование:
- предметные картинки-подсказки;
- вырезанные из цветного картона листья дуба и берёзы;
- две корзины;
- игрушки-муляжи фруктов и овощей;
- сундук с шоколадными монетками.
Методы и приёмы:
- Словесный – беседы, рассуждение, обсуждение, отгадывание загадок.
- Игровой – словесно-дидактические игры «Какой листик?», «Назови ласково».
- Практический – пальчиковая гимнастика «Осень», поиск подсказок, подвижные игры «Собери листочки», «Собери овощи».
- Наглядный – предметные картинки-подсказки
Предварительная работа: наблюдение за осенними изменениями и беседы, разучивание пальчиковой гимнастики, составление предложений и рассказов с помощью графических схем (картинок).
– Ребята, сегодняшняя наша прогулка будет не обычной, мы сегодня будем искать клад. Но прежде отгадайте мою загадку:
Время года отгадай: собирают урожай
Разноцветный лес красивый,
Мокнут скошенные нивы.
Тучи по небу гуляют,
Птицы к югу улетают,
Грибники в леса спешат,
Листья жёлтые летят.
Ёжик листья собирает
Свою норку утепляет.
– О каком времени года говорится в этой загадке? (Об осени). Давайте мы с вами вспомним пальчиковую гимнастику «Осень»:
Осень, осень, (трем ладошки друг о друга)
Приходи! (зажимаем кулаки по очереди)
Осень, осень, (трем ладошки друг о друга)
Погляди! (ладони на щеки)
Листья желтые кружатся («фонарики»)
Тихо на землю ложатся. (ладони положить на колени)
Солнце нас уже не греет, (покачать головой)
Ветер дует все сильнее, (наклоняем руки в разные стороны)
К югу полетели птицы, (сделать «птицу», скрещивая руки)
Дождик к нам в окно стучится. (барабанить пальцами по ладоням)
Шапки, куртки надеваем (имитируем)
И ботинки обуваем (топаем ногами)
– О каких приметах осени говорилось в стихотворении и в тексте пальчиковой гимнастики? (Дети отвечают). Молодцы! А теперь приступим к поиску клада. Найти его не так уж и легко. Скажите мне, пожалуйста, что помогает находить клад? (Карта) Да, карта. А нам в этом помогут картинки-подсказки, которые тоже спрятаны. 1-я подсказка спрятана под прямоугольным, деревянным предметом на четырёх ножках. Что же это за предмет (стол)? (Рассуждение вместе с детьми, что это может быть)
(Картинка – подсказка к слову «КЛАД» под столом на веранде)
– Что здесь нарисовано? Нам эта подсказка ни о чем не говорит. Ищем вторую подсказку. А найдём мы её, отгадав с какого дерева этот листик. (С клёна). Значит листик какой? (Кленовый). Если бы он был с березы, дуба, рябины? (Берёзовый, дубовый, рябиновый).
Словесно-дидактическая игра «Какой листик?»
– Где же тут клен? Давайте найдем это дерево.
(На стволе дерева картинка – подсказка к слову «ЛЕЖИТ»)
(Пока дети ищут вторую подсказку на участке перед верандой разбросать листья клена и дуба)
– Молодцы! Хотите немножко поиграть? У меня две корзины. Ваша задача собрать листья в них: в одну-дубовые, в другую – кленовые.
Подвижная игра «Собери листочки»
– Справились с заданием, молодцы. Поиграем в ещё одну игру «Назови ласково». Я буду называть слова, а вы назовите их ласково. Например: ведро-ведёрко.
Словесная игра «Назови ласково» (лопата, дерево, скамейка, стол, стул, лист, песок)
– Там где у нас песочек и спрятана, какая по счету подсказка, если первую и вторую подсказки мы уже нашли? (Третья)
(Картинка – подсказка к слову «СУНДУК» лежит в песочнице)
– Молодцы!!! Давайте разложим картинки – подсказки в порядке их нахождения, посмотрим и попробуем понять, что они нам говорят.
Совместное обсуждение картинок-подсказок. Необходимо подвести детей к составлению предложения.
– Где сундук узнаем, отгадав загадку:
Кирпичный дом – там мы живём!
А для растений видел дом?
Много света в той светлице
Из прозрачных стен… (теплица)
– Что выращивают в теплице – овощи или фрукты? (Овощи). Давайте, перед тем как мы заберем наш клад, поиграем еще в одну игру. Здесь у нас овощи и фрукты. Нам нужно собрать в корзину только овощи.
Подвижная игра «Собери овощи»
– Молодцы! А вот и наш клад. А то, что в корзине будет вам всем наградой за вашу находчивость и сообразительность. МОЛОДЦЫ!!!