Цель: научить выполнять умножение и деление трехзначного числа на однозначное.
Задачи:
- Учебные:
- формировать умения выполнять умножение и деление трехначного числа на однозначное;
- совершенствовать умения решать составные текстовые задачи;
- Развивающие:
- развивать вычислительные навыки;
- умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, логически мыслить;
- обогащать математическую речь.
- Воспитательные: воспитывать у учащихся коммуникативные навыки труда: культуру общения при работе в паре, в группе, доброжелательность.
- Здоровьесберегающие: создать на уроке условия для сохранения здоровья детей (динамическая пауза, смена деятельности);
- Коррекционные: организовать дифференцированный подход на определённых этапах урока.
Методические условия:
- предварительное повторение нумерации многозначных чисел, устных приёмов умножения двузначных и круглых чисел;
- систематическая диагностика успехов каждого ученика, позволяющая гибко менять состав групп для организации дифференцированного обучения.
Формы работы: в парах, группах, индивидуально, игровая деятельность, фронтально.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: Личностно-ориентированный план учащегося, презентация слайды к уроку, карточки ВТ, карточки с дифференцированными заданиями, карточки-помощники.
ХОД УРОКА
1. Психологический настрой (2 мин.)
Учитель: Сегодняшний урок я начну словами французского философа, великого путешественника Ж.Ж. Руссо (1712–1778 гг.): “Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению…” Я желаю вам уже сегодня на уроке убедиться в словах Ж.Ж. Руссо. – Удачи! В добрый путь за знаниями! (На слайде № 1 портрет Ж.Ж.Руссо.)
Устный счёт
– Давайте, ребята, учиться считать. Сегодня мы отправимся в путешествие в страну «Математика» на корабле. (1 картинка) Но, чтобы попасть на корабль нужен входной билет.
«Разминка» (3 мин.)
– Сели правильно, приготовились считать устно. Приложение 3. Слайд №2
а) увеличь на 8 числа: 9, 12, 18, 34.
б) увеличь в 8 раз числа: 9, 5, 7, 8, 10, 1.
в) при умножении каких двух чисел однозначных может получиться 18? 16, 24?
Решить задачу. Длина прямоугольника 8см., а ширина 6см. Найди его площадь.
Занимательные задачки
– Молодцы! Вы на борту корабля. Давайте сделаем первую запись в бортовом журнале. Поднять «якорь»
Я тетрадь свою открою
И как надо положу.
Я друзья от вас не скрою:
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь.
За работу я возьмусь!
– Итак, плывем. (У учащихся ЛО план - Приложение 1) Теперь вы – путешественники. Работаем в группах.
2. Актуализация знаний, умений и навыков (6 мин.)
Остров «Тренаж» (картинка 2)
У учащихся карточки (без ответов) по технологии КСО « Взаимотренаж»
Карточка 1 ВТ | Карточка 2 ВТ |
Карточка 3 ВТ |
Карточка 4 ВТ |
4 * 5 = 20 |
8 * 4 = 32 |
6 * 5 = 30 |
7 * 7 = 49 |
Учащиеся по алгоритму выполняют задание. Создание проблемной ситуации.
Учитель: Какие примеры вас заставили дольше задуматься и посчитать (отметьте в плане настроение и оценку.)
Как вы думаете, чему мы сегодня будем учиться на уроке?
Откройте учебники на стр 78. Какую тему урока мы должны изучить?
Объявление темы урока. Умножение и деление чисел.
Работа по теме урока
Повторение свойств умножения и деления (№1 с.78)
(а + в) : с = а : с + в : с
(а + в) * с = а * с + в * с
– Какие свойства умножения и деления здесь записаны?
б) запиши числа 140, 480, 102, 620. в виде суммы разрядных слагаемых. (№2, с. 78)
в) Чтение вывода – «Трёхзначные числа, запись которых оканчивается нулями, можно выразить в сотнях или десятках и выполнить умножение или деление этих сотен или десятков».
3. Физминутка
4. Плывем дальше. Остров «Исследования»
Решение выражений, для каждого выражения левого столбика найди выражение правого столбика с таким же значением и найди это значение (№3, с.78)
а) 140 * 2 б) 480 : 4 в) 102 * 3 г) 620 : 2 д) 306 : 3 |
а) (100 + 2) * 3 б) (600 + 20) : 2 в) (100 + 40) * 2 г) (400 + 80) : 4 д) (300 + 6) : 3 |
5. Остров «Исследования»
Карточки с числами
240 * 2
480 : 2
120 * 3
620 : 2
Ученики в группах (на черновиках) ищут способ устного приема умножения и деление трехзначного числа на однозначное. Выводят алгоритм Выходят с группы по одному ученику к доске и объясняют, как выполняли операции над числами.
Обобщение Сделайте вывод. Как умножить и разделить устно трехзначное число на однозначное?
1) Разложить число на разрядные слагаемые
2) Каждое число умножить или разделить на число
3) Полученные результаты сложить.
(Учащиеся отмечают в листах)
– Отправляемся в путь дальше.
6. Остров «Контролирующий» (5 мин.)
Стр. 78 № 5 «Цепочкой»
7. Озеро «Творческое»
Разноуровневые задания. Решение задач (Приложение 2)
1 уровень.
Карточка №2. Реши задачу. Используй схему-помощницу
В парке 240 дерева, а кустарников в 2 раза меньше. Сколько всего кустарников и деревьев в парке?
2 уровень.
Карточка №3
Используя схему, составь и реши задачу.
Отметить в листах.
8. Рефлексия
– Чему учились на уроке?
– Что было трудным?
– Над чем нужно поработать? (Отмечают на личностно-ориентированных листах) Самооценка.
9. Домашнее задание: стр. 78-79 № 6