Исследовательская работа "Во имя тех священных дней…" на тему "Великая Отечественная война в датах и цифрах". Составление и решение задач

Разделы: Математика


1. Работа над проектом

1.1. Опрос «Великая Отечественная война в датах и числах»

Свою работу над проектом мы начали с того, что решили выяснить, насколько хорошо ребята моего класса знают о войне.
Нами был проведён опрос среди школьников нашей школы «Великая Отечественная война в датах и числах».

Ребятам было предложено ответить на вопросы:

  • Назовите даты начала и окончания Великой Отечественной войны.
  • Сколько дней  длилась война?
  • Сколько новотинчалинцев ушли на фронт в 1941-1945 г.?
  • Сколько дней длилась блокада Ленинграда?
  • Назовите дату битвы под Сталинградом.
  • Сколько грамм хлеба в сутки получали дети в блокадном Ленинграде?
  • Сколько танков участвовало в Курской битве?
  • Сколько в нашей стране городов – героев?

Получив такие результаты, мы решили  сами составить  задачи о войне и предложил это сделать своим одноклассникам.

1.2. Сбор информации

Проект осуществлялся в течение 2 месяцев.

Результатом проекта стал «Сборник задач о войне «Во имя тех священных дней…»».
Сначала проходил сбор фактических данных. Каждую задачу необходимо было сопроводить исторической справкой, содержащей числовые данные. Мы искали сведения в самых разных источниках: энциклопедиях, электронных справочниках, в Интернете.
Очень помогла выставка книг в нашей школьной библиотеке на темы: «Вам бессмертие дано навсегда», «Лицо войны сквозь свет Победы», «Остался в сердце вечный след войны» и др.Наша школа – это школа патриотического воспитания.
Встречаясь с ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла,  мы из первых уст слышали рассказы и воспоминания о войне.
Собирая экспонаты для выставки, посвящённой 70-летию Победы, мы узнавали новое о войне. Материалы Зала Боевой Славы также помогли нам в поиске данных для составления задач по математике.

1.3. Составление задач

Придумывая с одноклассниками собственную задачу, мы глубже вникали в её математическую суть, анализировали и сравнивали известные нам типы задач и пополняли свой математический опыт.

Особый интерес у нас вызывало составление задач на материале истории Великих сражений  и истории родного  края. У кого – то из учащихся в процессе такой работы любовь к истории пробудила интерес к математике. Те же, кто увлечён математикой, имели возможность глубже соприкоснуться с тайнами истории.

Определившись с исторической тематикой задачи, мы выбирали математическое содержание и тип задачи. Задача должна была решаться средствами арифметики или алгебры и относиться к одной из следующих тем:

  • Действия с натуральными числами.
  • Действия с десятичными и обыкновенными дробями.
  • Диаграммы.
  • Задачи, решаемые с помощью уравнений.
  • Свойства степени с целым показателем.
  • Модуль числа.

Без оружия солдат никто!

В этом разделе собраны задачи о технических характеристиках оружия Великой Отечественной войны и  о ветеранах войны, использующих это оружие в боях.

Задача №1

Разведывательному кораблю (разведчику), двигавшемуся в составе эскадрильи, дано задание обследовать район моря на 70 миль в направлении движения эскадры. Скорость эскадрильи – 35 миль в час, скорость разведчика – 70 миль в час. Определить, через сколько времени разведчик возвратится к эскадре.

Задача №2

Разведчик получил приказ произвести разведку впереди эскадрильи и вернуться через 3 часа. Через какое время после оставления эскадрильи разведывательный корабль должен повернуть назад, если его скорость 60 узлов, а скорость эскадрильи 40 узлов?

Задача №3

Для выпуска военной продукции установлены станки-автоматы двух типов А и В, имеющие разную производительность. Работая совместно, три станка типа А и один станок типа В дают не более 10 т. продукции в час, а один станок типа А вместе с двумя станками типа В дают не менее 8 т. продукции в час. Найти, сколько тонн продукции в час даёт станок каждого типа (графическим способом).

Задача №4

С самолёта, находящегося на высоте большей 320 м., для партизан был сброшен груз. За какое время груз долетит до земли? (Ускорение свободного падения принять равным 10 м/с2) На каком расстоянии от деревни, занятой фашистами, должны находиться партизаны, чтобы забрать груз, если средняя скорость передвижения по лесу 5,4 км/ч и немцы увидели самолет за 10 минут до сброса груза?

Задача №5

Сигнальная ракета выпущена вертикально вверх с начальной скоростью V0 = 30 м /с. Определить через сколько секунд после запуска ракета достигает наибольшей высоты, если высоту можно найти по формуле: h = V0t – 1/2gt2 (ускорение свободного падения считать равным 10 м/с2). Вычислить эту высоту.

«Великие сражения: «Битва за Москву»

Задача №1

6 сентября Гитлером был утвержден план операции по молниеносному захвату Москвы. Наступление на московском направлении нацисты готовили как “генеральное”, решающее.

Чтобы узнать, как назывался план Гитлера необходимо выполнить следующее задание.

1) 5,1: 3 =                Варианты ответа: 17; 1,7; 0,17. – Т
2) 0,84 – 0,54 =      Варианты ответа: 30; 0,03; 0,3. – А
3) 0,4 ∙ 7 =             Варианты ответа: 2,8; 28; 0,28. – Й
4) 1,3 + 3,6 =         Варианты ответа: 0,49; 4,9; 49. – Ф
5) 6,9 : 3 =            Варианты ответа: 23; 0,23. – У
6) 2 : 100 =           Варианты ответа: 0,2; 0,02; 20 – Н.

Установите соответствие между числами и буквами. Заполните таблицу.

1,7

0,3

2.8

4,9

2,3

0,02

 

 

 

 

 

 

Задача №2

Решить задачу с помощью уравнения
За время боёв из оставшихся деталей было собрано 1156 винтовок и несколько пулеметов. Если количество пулеметов увеличить на 733, то количество пулеметов и винтовок станет равным .Сколько пулеметов собрали труженики тыла?

Задача №3

Решить задачу, оформив краткую запись в виде чертежа.
Расстояние от Бреста до Москвы – 1000 км. От Москвы до Берлина на 600 км. Больше. Советские солдаты, освобождая свою Родину, километр за километром перебежками и по-пластунски за 4 года преодолели расстояние от Бреста до Берлина. Чему равно расстояние от Бреста до Берлина 

Задача №4

Во время боёв под Москвой, в городе прошёл парад 7 ноября на Красной площади. Всего в параде участвовало около 28,5 тыс. человек, 140 артиллерийских орудий,  танков – на 20 больше, и  машин – на 68 меньше, чем орудий и танков вместе. Узнайте, сколько участвовало в параде  танков и машин».

Задача №5

Каково численное преимущество фашистских войск в живой силе и в артиллерии в Московской битве?. Изобразите в виде диаграммы

Московская битва

Вермахт

Советская Армия

1,708 млн. чел.

1,1 млн. чел.

13 500 арт. орудий

7 652 арт. орудий

1170 танков

774 танка

615 самолетов

502 самолетов

Ленинградская битва.

Задача №1

Ребята, решив следующую задачу, вы узнаете, сколько граммов хлеба получали жители Ленинграда в ноябре 1941 года (слайд 13).

Задача №2

«Ввиду блокады города с 20 ноября властями Ленинграда был введён норматив по отпуску продуктов питания. Размер продовольственного пайка составлял (хлеб – грамм/сутки):
Рабочим – 250
Служащим, иждивенцам и детям до 12 лет – 125
Личному составу военизированной охраны, пожарных команд, истребительных отрядов, ремесленных училищ и школ ФЗО – 300
Войскам первой линии – 500
Постройте диаграмму по этим данным.

Задачи с №3-6

Задачи о блокадной восьмушке хлеба:   

Подсчитать, сколькограммов весит 1/8 часть буханки хлеба массой в 1 кг. 
Какую часть буханки составляет 1/3 от восьмушки?
Сколько граммов приходится на 1/24 часть буханки?
На сколько граммов хлеба в1/16 части содержится больше, чем в 1/24 части хлебного пайка?

Сталинградская битва

Задача №1

Великая Отечественная война длилась 1418 дней. Сталинградская битва в 7,09 раза меньше. Сколько дней и ночей длилась Сталинградская битва?

Задача №2

«Самые ожесточённые бои шли на Мамаевом кургане. Выполнив действия, вы узнаете величину главной высоты города:
318,46 + 24,38 – 240,84».

Задача №3

В Сталинградской битве участвовало 1,104 млн. человек. В этой битве погибло 7200 солдат и офицеров. Какую часть составляют погибшие воины? Сколько человек после этой битвы продолжили защищать Родину?

Задача №4

 От подножия кургана до его вершины посетитель проходит 200 гранитных ступеней высотой 15 см, шириной 35 см. Ступеней 200, так как Сталинградская битва продолжалась двести огненных дней и ночей. Какова высота всех ступенек?

Задача №5

Победа Советских войск над фашистскими оккупантами под Сталинградом – одна из наиболее славных страниц летописи Великой Отечественной войны. Она продолжалась 200 дней и ночей с 17 июля 1942 года по 2 февраля 1943 года. Сражение за Сталинград принято подразделять на два неразрывно связанных между собой периода:

  • Оборонительный с 17 июля по 18 ноября 1942 года.
  • Наступательный с 19 ноября по 2 февраля 1943 года.

– Определить продолжительность каждого периода, какой из них был наиболее продолжительней и на сколько дней?

Новые Тинчали в годы Великой Отечественной Войны

Задача №1

В годы Великой Отечественной войны (1941-1945) из Новых Тинчалей  призвали и мобилизовали в Красную армию 630 человек, это 30% населения проживающих  в селе в 1941 г. Сколько человек проживало в селе 1941 году?

Задача №2

Когда началась Великая Отечественная война наши односельчане свои орудия труда сменили на штыки и винтовки. 630 человек были призваны в армию с 1941по 1945 годы. Из них не вернулись с поля боя 214 человек. В их честь в центре села воздвигнут памятник “Павшим в бою”.   Сколько односельчан вернулись в село, чтобы поднять послевоенную разруху?

Задача №3

Найдите высоту памятника, вычислив Х из условия: 125 : Х = 175 : 7

Задача №4

Установив равенства между единицами площадей вы узнаете фамилию односельчанина награжденного медалью «Партизан Великой Отечественной войны»

1 м2

1 а

100 а

1 дм2

1 га

100 га

1 см2

10 а

1 га – И           100 мм2 – О       1 км2 – Л        100 м2 – Л      10000 м2 – Л
1000 м2 – В      100 дм2 – А         100 см2– У

Он родился 1912 году. На фронт ушёл когда ему был 29 лет. В 1942 году, выйдя из окружения, присоединился второму партизанскому  отряду Белоруссии. До конца Войны воевал на Белорусских лесах. Его товарищи называли Корбан – Николай Иванович. 1973 году на башкирском языке вышла книга Зинната Ишмаева «Антка тугрылык». Там можно найти строки о подвиге партизана.

Задача №5

Узнайте год рождения нашего земляка решив неравенства: Х > 1915, X < 1917
Юнусов Адижан  ветеран ВОВ. Награжден орденом Красной Звезды, медалями «За проявленное мужество », «За освобождение Сталинграда»

Задача №6

С приближение фронта на псковскую области детский дом №42 города Великие Луки эвакуировали в нашу деревню. Летом 1943 года детский дом устроился на нашем интернате школы. Дети были очень худые, слабые, уставшие от войны. Жители села кто чем мог, помогли детям одеждой и едой. После войны директор дома Грачёва  Любовь Даниловна жила со своей дочерью в городе Казани. Учащиеся нашей школы, наши папы и мамы ездили с ней на встречу.
Вычислите по карте расстояние от Казани до Великие Луки,  используя масштаб карты

Задача №7

Историческая справка. Перед ВОВ в нашем селе был колхоз «Искра». В Новых Тинчалях в 1941 году была создана женская тракторная бригада в состав которой вошли:

Мунира Зиятдинова – 1924 года рождения;
Асия Хакимова – 1920 года рождения;
Завзия Мухтарова – 1925 года рождения;
Асия Вахитова – 1926 года рождения;
Зайнап Булатова – 1920 года рождения;
Халимя Сулейманова – 1924 года рождения.

Назовите самую молодую трактористку. Сколько лет  ей было  в 1941 году?

Заключение

Только небольшая часть данных о подвигах и героизме нашего народа нашла своё отражение в Сборнике задач. Ребята моего класса с удовольствием решают задачи из сборника.
Мы провели  повторно опрос «Великая Отечественная война в датах и числах» и практически все мои одноклассники справились с работой.

Выводы:

Составление и решение задач, основанных на реальных событиях и датах, способствует углублению знаний о войне. 
Проект «Сборник задач о войне» продолжает развиваться. Мы  и наши  одноклассники, поработавшие с задачами из данного сборника, увлечённо составляют новые задачи и оформляют их теперь в виде мультимедийных презентаций.
Надеемся, каждый ученик  4-6  классов найдёт в Сборнике много интересных сведений о Великой Отечественной войне, о нашем крае, с ещё большим желанием будет изучать математику.

Список используемых информационных ресурсов:

  1. Б.М.Абдрашитов, Москва, «Просвещение», 1996, «Учитесь мыслить нестандартно».
  2. Е.И.Игнатьев, Москва, «Омега», 1996, «Математическая смекалка».
  3. Мунир Аглиуллин, Казань, «Дом печати», 2002, «Якты эз».
  4. Илшат Халиуллин, Казань, «Идел-пресс», 2006, «Яңа тинчәле таңы»
  5. И.Л.Миксон, Ленинград, «Детская литература», 1988, «Солдаты моей Родины».
  6. CD-диск «Военная энциклопедия», Москва, «Равновесие», 2004.
  7. DVD-диск «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», Москва, «Кирилл и Мефодий», 2006.
  8. DVD – диск «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия», Москва, «Кирилл и Мефодий», 2007.
  9. www.ruspodvig.ru.