Цель урока:
- научиться использовать текстовые функции;
- закрепить основные правила составления формул
Задачи урока:
- Образовательные:
- формирование и закрепление основных текстовых функций, умение применять их при решении задач;
- отработка навыков составления формул с использованием текстовых функций для решения прикладных задач;
- практическое применение данного материала.
- Развивающие:
- развивать умения применять полученные знания при решении задач;
- развивать навыки работы в Excel.
- Воспитательные: развитие интереса учащихся к предмету, воспитание культуры.
Тип урока: комбинированный
Обеспечение урока: ПК, MS Excel
ХОД УРОКА
1. Оргмомент: приветствие, объявление цели урока
2. Актуализация ЗУН учащихся (опрос учащихся)
– В чем отличие табличного процессора и электронных таблиц?
– Как записать формулу в Excel?
– Из чего состоит имя ячейки?
– Назовите 3 виды ссылок в Excel
3. Объяснение нового материала
– Рассмотрим основные текстовые функции:
1) ДЛСТР (текст) – подсчитывает количество символов в текстовой строке
Пример. Найти длину строки Иванова Анна
2) ЗАМЕНИТЬ (стар.текст; нач_ном; число_литер; нов.текст) – замена части текстовой строки на другую текстовую строку
Пример. Заменить Иванова Анна на Иванова Лена
3) ЗНАЧЕН (текст) – преобразование текстового аргумента в число
4) ЛЕВСИМВ (текст; количество символов) – возвращает указанное количество знаков с начала строки текста
Пример. Выделить фамилию Иванова
5) ПРАВСИМВ (текст; количество символов) – возвращает указанное количество знаков с конца текста
Пример. Выделить имя Анна
6) СЖПРОБЕЛЫ(текст) – удаление из текста лишних пробелов, за исключением одиночных пробелов между словами
7) СОВПАД(текст1; текст2) – проверяет идентичность двух строк текста и возвращает значение истина или ложь. Прописные и строчные буквы различаются.
Пример.
8) СЦЕПИТЬ (текст1; текст2; …)– объединяет несколько текстовых строк в одну
Пример.
9) НАЙТИ(искомый текст; просматриваемый текст; нач.позиция) – возвращает позицию начала искомой строки текста в содержащей ее строке текста
4. Закрепление материала (практическая работа на компьютере)
Дан список сотрудников – фамилия, имя. Используя текстовые функции, разбить по ячейкам фамилию и имя каждого сотрудника
Подсказка.
– Как выделить фамилию? Давайте рассуждать. Признаком того, что фамилия закончилась, служит пробел. Таким образом, слева нужно выделить количество символов до пробела.
1 шаг. Найти пробел – НАЙТИ(“ “;A1;1)
2 шаг. Выделить слева нужное количество символов – ЛЕВСИМВ(А1; …)
Итоговая формула будет иметь вид:
– Как выделить имя? Похожим способом, только справа. Также найдем позицию пробела, но теперь нужно из длины строки вычесть позицию пробела и получим количество символов в имени: ДЛСТР(А1)–НАЙТИ(“ ”; А1;1)
Итоговая формула.
5. Подведение итогов урока (метод контроля, коррекции, обобщения)
- подведение теоретических итогов урока (–какой тип функций мы сегодня рассмотрели, перечислите их, где можно применять полученные сегодня навыки)
- объявление оценок
6. Домашнее задание
– выучить формулы, рассмотренные на уроке
– придумать задание с использованием текстовых функций (должно быть не менее 3-х функций)