Цели мероприятия:
- активизация познавательной активности, логического мышления и интеллектуального уровня учащихся;
- развитие творческих способностей, формирование навыков коллективной работы в сочетании с самостоятельностью
Оборудование:
- магнитная доска;
- мультимедийная презентация,
- проектор с экраном.
Предварительная подготовка:
- формирование состава команд;
- выбор названия, подготовка приветствия;
- подбор занимательного материала для интеллектуальной игры,
Продолжительность мероприятия: 40 минут.
Ход мероприятия
Уважаемые зрители, болельщики, участники встречи! Мы рады приветствовать вас на игре “Математический калейдоскоп” Сегодня с нами те, кто хочет учиться с увлечением. Все, кто любознателен, любит загадки, приключения! Дорогие участники игры, захватите с собой смекалку, находчивость и тогда победа будет всегда за вами. Успехов вам! Начинаем игру!
Приветствие команд.
Команды демонстрируют свои эмблемы и приветствуют друг друга, жюри и болельщиков.
Задание №1 “Веселые вопросы”
Ведущий: Вопросы на скорость. Если одна команда дает неверный ответ, то другая имеет шанс заработать балл.
За верный ответ - 1 балл.
Вопросы:
1. Когда смотрим мы на цифру 2, а говорим 14? (На часах).
2. Какое событие произошло 31 февраля? (Никакое).
3. Как назвать пять дней подряд, не называя дней недели и не пересчитывая их? (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра).
4. Какая рубашка весит одну тонну? (Однотонная)
5..У семерых братьев по одной сестре. Сколько всего детей? (8)
6. У квадрата 4 угла. Сколько углов останется, если отрезать один из них? (5)
7.На дереве сидели пять ворон и три сороки. Улетели все сороки и столько же ворон, сколько ворон осталось? (2)
8..Батон разрезали на 3 части. Сколько сделали разрезов? (2)
9.Над рекой летели птицы: голубь, щука, две синицы, два стрижа и пять угрей. Сколько птиц? Ответь скорей! (5)
10.Какой формы расходятся следы на воде от брошенного кирпича? (Круглой)
11.Закричал один петух и разбудил одного человека. Сколько нужно петухов, чтобы разбудить 10 человек? (1)
12.В каком числе столько же цифр, сколько букв в его названии? (Сто = 100)
Задание №2
Ведущий:
Следующий конкурс “Исторический”. За каждый верный ответ дается 2 балла. Отгадайте фамилию ученых.
Первый ученый.
Он был задумчив и спокоен,
Загадкой круга увлечен,
Чад ним невежественный воин
Взмахнул разбойничьим мечом.
Прошли столетий вереница,
Научный подвиг не забыт.
Никто не знает, кто убийца,
Но знают все, кто был убит.
Кто из математиков древности погиб от меча римского солдата, гордо воскликнув: “Отойди, не трогай мои чертежи!”
Узнайте имя ученого.
5 | 7,8 | 3,6 |
2,3 | 2 | 0 |
3,7 | 5,2 | 1,2 |
а) из 1 строки выбери наименьшее число.
б) из 2 строки - наибольшее число.
в) из 3 строки выбери ни наименьшее, ни наибольшее.
Сумма чисел равна?
- Пифагор - 8,9
- Архимед - 10
- Фалес - 9,9
Второй ученый.
У этого крупнейшего математика 19 века рано появились математические дарования. Рассказывают, что уже в трехлетнем возрасте он заметил ошибку в расчетах отца. В 7 лет пошел в школу. В то время в одной комнате занимались ученики разных классов. Чтобы занять первоклассников, учитель предложил им сложить все числа от 1 до 100 включительно. Маленький мальчик без всяких вычислений написал правильный ответ - 5050. А остальные ученики терпеливо складывали числа, сбиваясь, стирали написанное и снова вкладывали. Назовите фамилию будущего великого математика.
Найдите значение выражения:
( 25-3,6) * 1,5+2.5
- Николай Иванович Лобачевский - 33,9
- Жюль Анри Пуанкаре - 35,2
- Карл Фридрих Гаусс - 34,6
Ведущий: А пока наши команды думают над ответами предлагаем зрителям помочь своим командам.
Нужно отгадать ребусы. За верный ответ 1 балл.
Ведущий: Верные ответы на вопросы команд.
Ответ 1: Греческий ученый, математик Архимед, создатель мощных катапульт, гигантских кранов, защитник Сиракуз. Ему принадлежат слова: “Дайте мне точку опоры и я переверну Землю”.
Ответ 2: Гаусс - немецкий математик 19 века, “король математики”. Ему принадлежит знаменитое высказывание: “Математика-царица наук, арифметика — царица математики”.
Задание №3 Ведущий: Следующее задание - соберите заданные фигурки из деталей танграмма. Каждая верная фигура - 2 балла.
Задание для болельщиков - отгадать математический кроссворд.
Кроссворд . Юный математик
По горизонтали: 2. Единица с шестью нулями. 4. Единица площади, равная 10000 м2. 6. Отрезок, соединяющий центр окружности и любую точку на ней. 10. Суммы длин всех сторон многоугольника.11. Дробь, у которой числитель меньше знаменателя. 12. Знак, используемый для записи числа. 14.Закон сложения: а + в = в + а.
По вертикали: 1. Фигуры, совпадающие при наложении. 3. Закон умножения (а + в) с = ас + вс. 5.Прямоугольный параллелепипед, у которого все ребра равны. 7. Название отрезков, из которых состоит треугольник. 8. Единица масс, равная 1000 кг. 9. Равенство, содержащее неизвестное. 14. Третий разряд любого класса.
Ответы:
По горизонтали: 2. Миллион. 4. Гектар. 6. Радиус. 10. Периметр. 11. Правильная. 12. Цифра. 14. Переместительный.
По вертикали: 1. Равные. 3. Распределительный. 5. Куб. 7. Стороны. 8. Тонна. 9. Уравнение. 13. Сотни.
Задание № 4. Мысли логически.
За верный ответ - 2 балл. Пока команды будут отвечать на вопросы у болельщиков задание - найди закономерность.
Вопросы командам:
1. Отца одного гражданина зовут Николай Петрович, а сына этого гражданина – Алексей Владимирович. Как зовут гражданина? (Владимир Николаевич)
2.Если в 12 часов ночи идет дождь, то можно ли через 72 часа ожидать солнца? (нет, так как будет ночь)
3. Портной имеет кусок сукна в 16 м, от которого он отрезает ежедневно по 2 м. По истечении скольких дней он отрежет последний кусок? (7 дней)
4. Как можно одним мешком пшеницы, смоловши ее наполнить два мешка, которые столь же велики, как и мешок в котором находиться пшеница? (Надо один пустой мешок вложить в другой такой же, а затем в него насыпать смолотую пшеницу.)
Конкурс болельщиков: Найди закономерность. За верный ответ - 2 балла за каждую последовательность.
1. Продолжи ряд чисел: 3, 7, 11, 15, 19, ...
(23, 27, ...)
2. Продолжи ряд чисел: 4, 5, 8, 9, 12, 13, ...
(16,17…)
3.Продолжите ряд чисел: 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13…
(34, 55)
4.Продолжите ряд чисел: 15 13 16 12 17 11
(18 10)
Задание №5 Ведущий: Вам необходимо исправить ошибки в словах. За каждую верно найденную ошибку - 1 балл.
1. алгибра | 6. матиматика |
2. уровнение | 7. прапорция |
3. лучь | 8. плоскост |
4. перпиндекулярные прямые | 9. паролельные прямые |
5. Виртикальные углы | 10. прасстранство |
Пока команды находят ошибки для болельщиков - конкурс - математическая эстафета.
“Математическая эстафета” Командам по очереди задают по одному вопросу. За верный ответ - 1 балл.
- Чему равна треть суток? (8 часов)
- Чему равна шестая часть суток? (4 часа)
- Горело 5 свечей. Две из них потушили. Сколько свечей осталось? (2 свечи, те, что потушили, остальные сгорели)
- Летела стая уток. Всего 5. Одну убили. Сколько осталось? (одна, остальные улетели) (0)
- На какое число невозможно деление? (на 0)
- Как называются числа, которые складывают? (слагаемые)
- Как называются числа, которые умножают? (множители)
- Фигура, имеющая 3 стороны, 3 вершины. (треугольник)
- Как называется сумма длин всех сторон многоугольника? (периметр)
- Чему равно произведение всех цифр? (0)
- Пара лошадей пробежала 30 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь? (30)
- Двое играли в шашки четыре часа. Сколько часов играл каждый из них? (4)
- В семье два отца и два сына. Сколько мужчин в семье? (3)
- У родителей пять сыновей. Каждый имеет одну сестру. Сколько всего детей в семье? (6)
- Наименьшее натуральное число? (1)
- скорости на море? (узел)
- Что ищем, решая уравнение? (корень)
- Сколько существует цифр? (10)
- Сколько вершин у куба? (8)
- Чему равна десятая часть сантиметра? (миллиметр)
Заключительный конкурс капитанов.
Каждый вопрос оценивается в 2 балла
- В России первая печатная книга вышла в 1853 году. Сколько лет уже печатаются книги?( 162)
- В России первый поезд пошел из Петербурга в Москву в 1846 году. Сколько лет ходят поезда? ( 169)
- Сколько лет Санкт-Петербургу, если он был основан Петром Великим в 1703 году? (312)
- Сколько лет Москве, если в 1147 году ее основал Юрий Долгорукий? ( 858)
- В школе Пифагора половина учеников изучает математику, четверть музыку, седьмая часть пребывает в молчании, кроме того, есть три девы. Сколько учеников посещает школу Пифагора? (28)
- Летела стая уток, навстречу им попалась утка. Она говорит: “Здравствуйте, 100 уток”. А вожак отвечает: “Нас не 100 уток. Если бы нас было столько, да еще столько, да еще половина столько, да еще четверть столько и ты одна, вот тогда нас было бы 100” . Сколько уток летело в стае? (36)
Игра для болельщиков.
В этом конкурсе раздаются задания болельщикам, желающим помочь своим командам.
Необходимо привести как можно больше примеров пословиц и поговорок, в которых используются цифры. За каждую поговорку - 1 балл команде
Подведение итогов.
Объявление итогов игры и награждение победителей грамотами.
Ведущий.
Вот закончилась игра,
Результат узнать пора.
Кто же лучше всех трудился
И в игре отличился?
Слово жюри. Награждение победителей.
Мультимедийная презентация к мероприятию (Приложение 1)
Задания к мероприятию (Приложение 2)