Класс: 4. УМК Система Л.В. Занкова.
Цель урока: Показать связь выразительности исполнения с содержанием и настроением исполняемого произведения; ознакомить с певческими женскими голосами.
Планируемые результаты:
- Предметные результаты: интерес к музыкальному искусству, восприятие, умение оценивать произведения разных видов певческих женских голосов.
- Метапредметные результаты: наблюдение за явлениями жизни и искусства в учебной деятельности; готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, обобщение, участие в совместной деятельности на основе сотрудничества; контроль, планирование и оценка собственных учебных действий.
- Личностные результаты: формирование личностного смысла постижения искусства; приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире.
Схема конспекта урока
Этапы урока, время | Планируемый результат | Универсальные учебные действия, предметные учебные действия | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Методы и приемы |
Организационный момент (2 мин.) |
Организует начало урока. Делит класс на группы временного состава. Проверяет готовность учащихся к уроку. Приветствует детей | Готовятся к уроку. | |||
Регулятивные УУД. | Саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний. | Разогреем голосовой аппарат, чтобы
петь красиво. Сделаем гимнастику для языка: укол в щёку, круговые движения между зубами и губами, цоканье. Молодцы! Готовы, поём нашу распевку “Мы старшеклассники” |
Исполняют музыкальное приветствие
учителю, показывая ручными знаками трезвучие: ЗО,
ВИ, МО. Делают гимнастику для языка. |
Гимнастические упражнения для языка и на дыхание по А.Н.Стрельниковой. | |
Личностные УУД | - Жизненное самоопределение. | -Замечательно! Вы сейчас кем были: композиторами, исполнителями или слушателями? | Исполняют распевку. Отвечают на вопрос учителя: - Исполнителями. |
Прием “Мозговой атаки” | |
Опрос учащихся по заданному
на дом материалу. (3 мин.) |
Регулятивные УУД | - Формировать и удерживать учебную задачу. | - На прошлом уроке мы говорили о
мужских голосах. - Назовите их, также выдающихся исполнителей музыки среди мужских голосов. |
Отвечают на вопрос учителя: -Тенор,
баритон, бас. - Ф.Шаляпин, Э.Карузо, Т.Руффо. |
(Слайд №1) Беседа. |
Коммуникативные УУД. | - Умение вступать в диалог. | - Это кто? (показывает портрет Э. Карузо) | - Это портрет Э.Карузо. | фрагмент арии оперы “Садко”. | |
Регулятивные УУД. | Выполнять учебные действия в
качестве слушателя. - Продуктивное сотрудничество, взаимодействие со сверстниками при решении различных творческих задач. |
- Хорошо. Угадайте голос и роль
исполнителя. - Молодцы. Это были певческие мужские голоса. Все они исполняли роли какой оперы? Кто композитор оперы? (показывает портрет Н.А.Римского-Корсакова) |
Слушают фрагмент песни Веденецкого
гостя. Отвечают на вопрос учителя: - Это песня Веденецкого гостя в исполнении Д. Хворостовского, голос баритон. |
||
Личностные УУД. | - Принимать и удерживать учебную задачу. | - Хорошо. Назовите выдающихся исполнителей музыки среди женских голосов? Проблема? О чём сегодня будем говорить на уроке? | - Все певческие мужские голоса из
оперы “Садко” Н.А.Римского-Корсакова. - Это портрет русского композитора Н.А.Римского-Корсакова. |
портрет композитора. | |
Мотивационно-целевой этап. (2 мин.) |
Регулятивные УУД. | Целеполагание как способность
соотносить то, что уже известно и усвоено, и то,
что еще неизвестно - Планирование как определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата |
Записали тему урока: “Певческие
женские голоса”. Обсудите в группах ваши вопросы по теме, на которые вы хотели получить ответ, запишите их на нотах. |
Отвечают на вопрос учителя: Мы будем говорить о выдающихся исполнителях среди женских голосов. | Составляют кластер. |
Познавательные УУД. | - Самостоятельно формулирование познавательной цели. | - А теперь составим кластер из ваших вопросов. | Записывают тему урока, записывают свои вопросы на нотах. |
(Слайд № 3) | |
Ориентировочный этап. (1 мин.) |
Коммуникативные УУД. | - Ставить вопросы, контролировать свои действия в коллективной работе. | Проверим, соответствуют ли ваши вопросы целям нашего урока? (Читает цели урока). | Один человек из группы прикрепляет вопросы. | |
Изучение нового материала. | Познавательные УУД. | - Ориентироваться в информационном материале текста, осуществлять поиск и выделение необходимой информации, умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме. | Чтобы ответить на вопросы каждая
группа получает задание-текст. (Приложение
№ 1) За правильный ответ нотка. Время 5 минут. - Каждая группа готовится, отвечает по очереди. Остальные ребята главное записывают в тетради. |
Ученики анализируют текст, выписывают ответы на вопросы к тексту на листки. | (Слайд № 4) Анализ данного текста. |
Поисково-исследовательский
этап. (20 мин.) |
Личностные УУД. | - Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, определение основного настроения и характера музыкального произведения. | - Сегодня мы послушаем фрагмент из оперы “Снегурочка” Н.А.Римского-Корсакова в исполнении голоса сопрано, но сначала послушайте сюжет оперы, который подготовлен ученицей. (Приложение № 2) | (Слайд № 5) Кластер. Рассказ. Выступление ученицы. |
|
Регулятивные УУД. | - Выполнять учебные действия в качестве слушателя | Слушают выступление 1 группы, которая прикрепляет листки с ответами к кластеру на доске. Рассказывает о певице. | Учебник Ригиной Стр.27 |
||
Коммуникативные УУД. | - Контролировать свои действия в коллективной работе. Воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке. | - Спасибо. Итак, открыли учебник, страница 27. Прочитайте текст арии Снегурочки из оперы “Снегурочка” Н.А.Римского –Корсакова и определите настроение текста арии. | (Получают нотки.) Дети знакомятся с сюжетом оперы “Снегурочка”. |
слушают фрагмент арии Снегурочки из оперы “Снегурочка” Н.А.Римского-Корсакова. | |
Регулятивные УУД. | - Выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. | А теперь слушаем арию. Ваша задача - определить, какой вид сопрано у исполнительницы, с какой интонацией исполнила певица арию Снегурочка? На что похож её голос? |
Читают текст арии Снегурочки из оперы “Снегурочка” Н.А.Римского-Корсакова, определяют его настроение. | ||
Познавательные УУД. | - Понимать содержание текста и соотносить его с музыкальными впечатлениями. | Правильно, у певицы лирико-колоратурное сопрано. Соответствует выразительное исполнение арии настроению содержанию текста? | - Весёлое, доброе, танцевальное
настроение. Слушают фрагмент арии Снегурочки из оперы “Снегурочка” Н.А.Римского –Корсакова, определяют голос и интонацию певицы. |
||
Коммуникативные УУД. | - Использовать речь для регуляции своего действия. | “Это лирическое сопрано. Это колоратурное сопрано. Нежданова исполнила весело, радостно, душевно. Голос певицы похож на пение птиц, журчание ручейка”. | Ассоциации. | ||
Личностные УУД. | Наличие эмоционального отношения к
искусству, развитие ассоциативно-образного
мышления. Выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. |
- Итак, записали: сопрано-высокий голос. А. Нежданова исполнила арию “Снегурочки” Н.А. Римского-Корсакова. Выступает 2 группа. | Дети отвечают на вопрос учителя: “Соответствует выразительное исполнение арии настроению содержанию текста”. | ||
Регулятивные УУД. | Понимать содержание текста и соотносить его с музыкальными впечатлениями. | Открыли в учебнике страницу 28. Прочитайте текст арии Весны из оперы “Снегурочка” Н.А.Римского-Корсакова и определите настроение текста арии. | Записывают главное в тетрадь. | ||
Познавательные УУД. | - Использовать речь для регуляции своего действия, слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других учащихся о музыке. | - Послушаем фрагмент арии Весны из оперы “Снегурочка” Н.А.Римского-Корсакова в исполнении голоса меццо- сопрано. Задача - С какой интонацией исполнила певица арию Весны? | Слушают выступление 2 группы,
которая прикрепляет листки с ответами к кластеру
на доске. Рассказывает о певице. (Получают нотки.) |
(Слайд № 6) | |
Коммуникативные УУД. | Наличие эмоционального отношения к искусству, определение основного настроения и характера музыкального произведения. | - Молодцы. Соответствует выразительное исполнение арии настроению содержанию текста? | Читают текст арии Весны из оперы “Снегурочка” Н.А.Римского-Корсакова, отвечают на вопрос учителя: “Вначале настроение текста арии нерадостное, холодное, потом говорится о чувстве любови”. | Учебник Ригиной Стр.28. |
|
Личностные УУД. | Выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. | Итак, записали: меццо-сопрано-средний голос. Н. Обухова исполнила арию “Весны” из оперы “Снегурочка” Н.А.Римского-Корсакова. Слушаем выступление 3 группы. | Слушают фрагмент арии Весны из оперы “Снегурочка”. | слушают фрагмент арии Весны из оперы “Снегурочка” Н.А.Римского-Корсакова. | |
Регулятивные УУД. | - Понимать содержание текста и соотносить его с музыкальными впечатлениями. | Открыли в учебнике страницу 29. Прочитайте текст песни Леля-это пастушок, из оперы “Снегурочка” Н.А.Римского-Корсакова и определите настроение текста песни. | Отвечают на вопрос учителя: - Н.Обухова исполнила арию напевно, строго. |
(Слайд № 7). | |
Познавательные УУД. | - Использовать речь для регуляции своего действия, слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других учащихся о музыке. | Песня Леля начинается с инструментального вступления-наигрышем на дудке, в оркестре на кларнете. Каждый куплет заканчивается рефреном-повторением слов: “Лель мой, лёли-лёли Лель!” | Отвечают на вопрос учителя: - Соответствует выразительное исполнение арии настроению содержанию текста |
Учебник Ригиной Стр.29. |
|
Коммуникативные УУД. | Наличие эмоционального отношения к искусству, определение основного настроения и характера музыкального произведения, развитие ассоциативно-образного мышления. | Слушая фрагмент песни Леля из оперы
“Снегурочка” Н.А.Римского-Корсакова в
исполнении голоса контральто. Задача –
Определить, что изображает оркестр? С какой
интонацией исполнила певица песню Леля? Молодцы. Соответствует выразительное исполнение песни Леля настроению содержанию текста? |
Записывают главное в тетради. 3 группа прикрепляют листки с ответами к кластеру на доске. Рассказывают о певице. Получают нотки. Читают и определяют настроение текста: “Сначала настроение текста грозное, потом веселое, танцевальное”. | Рассказ учителя. | |
Личностные УУД. | Итак, записали: контральто-низкий женский голос. А.Воробьёва-Петрова исполнила песню Леля из оперы “Снегурочка” Н.А.Римского-Корсакова. | Слушают рассказ учителя о
инструментальном сопровождении песни Леля из
оперы “Снегурочка” Н.А.Римского-Корсакова.
Слушают и отвечают на вопрос учителя: “Оркестр изображает раскаты грома ударами литавр. А.Воробьёва-Петрова исполнила песню Леля строго, весело”. -Соответствует выразительное исполнение песни Леля настроению содержанию текста. Записывают в тетради. |
слушают фрагмент песню Леля из
оперы “Снегурочка” Н.А.Римского-Корсакова. Ассоциации. |
||
Физкультминутка. (1мин.) |
Регулятивные УУД. | -Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии. | Учитель предлагает ученикам
отдохнуть. Встали- физкультминутка: -наклоны вправо, влево, поднимаем руки вверх-вдох, руки опускаем –выдох. Садитесь. |
Ученики повторяют движения учителя. | Гимнастические упражнения. |
Практический этап. (10 мин.) |
Познавательные УУД. | - Развитие познавательных интересов, учебных мотивов. | Молодцы, справились с заданием. | Слушают учителя. | |
Регулятивные УУД. | - Выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя, использовать свою речь для регуляции своего действия. | Ребята, в нашем классе сегодня присутствуют учителя музыки. Они вам приготовили сюрприз. Послушав исполнение песню учителями, нужно определить вид певческого женского голоса, о которых вы сегодня узнали. | Слушают исполнение учителей и
определяют вид певческого женского голоса. Слушают исполнение девочек песни “Музыка” Г.Струве. |
Исполнение фрагмента песни учителями. | |
Коммуникативные УУД. | Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. | Учителя исполняют фрагмент песни. Спасибо учителям. Теперь послушайте песню “Музыка” Г.Струве в исполнении одноклассниц. Спасибо девочки. А здесь какие голоса? Хорошо. | Отвечают на вопрос учителя: Детские- голоса девочек. |
Исполнение девочек песни “Музыка” Г.Струве. | |
Личностные УУД. | - Внутренняя позиция, уважение к чувствам другого человека. | Итак, обратимся кластеру, на все ли вопросы ответили? | Обращаются к кластеру на доске. | Кластер. | |
Закрепление учебного материала. (2 мин.) |
Познавательные УУД. | - Умение осознанно и произвольно
строить речевое высказывание в устной форме. - Усвоение музыкальных терминов. |
-С чем сегодня вы познакомились? -Назовите певческие женские голоса, выдающихся исполнителей, музыкальные фрагменты которые услышали сегодня? |
Отвечают на вопросы учителя. |
(Слайд № 8 ) |
Рефлексивно-оценочный этап. (1 мин.) |
- Оценка результатов деятельности. | Оцените свою работу по пятибалльной системе. Дайте оценить себя эксперту группы, сдайте оценочные листы. | Ученики оценивают свою работу оценкой по пятибальной системе и оценивает её эксперт группы. | Использование оценочных карточек. | |
Задание на дом. (2 мин.) |
Учитель задаёт домашнее задание: Рисунок к музыке Н.А.Римского-Корсакова. Урок окончен. | Ученики записывают домашнее задание. | (Слайд № 9) |
Литература.
1. Ригина Г.С. Музыка: Учебник для 4 класса. - Самара: Издательство “Учебная литература”: Издательский дом “Федоров”, 2014г.